Программа спецкурса по биологии «История происхождения культурных растений»


Программа спецкурса по биологии
«История происхождения культурных растений»
Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный растительный мир. За долгий период человеческой цивилизации из числа известных человеку растений образовалась группа так называемых культурных растений. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. История переселения культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, с великими географическими открытиями.
В преподавании ботаники, на уроках не всегда удается подробно разобраться с темой «Культурные растения». Раскрытие вопросов, связанных с ролью различных таксонов, видов живого, с ролью одомашнивания и окультуривания растений в истории культуры и цивилизации разных народов, содержит большой гуманитарный потенциал биологии. На занятиях спецкурса учащиеся могут приобрести дополнительные знания о многообразии и определенной закономерной взаимосвязи вещей и явлений живого мира. В диалогах (с текстами, с преподавателем, с учащимися) у учащихся закладывается идея о единстве человека и природы, человека и истории, о целостном понимании живой природы в единстве с развивающейся планетой.
Спецкурс расширяет культурно-исторические возможности биологии, историю биологии, как часть истории культуры. На уроках ботаники в основном рассматривается эмпирический материал, который для раскрытия этих вопросов не удается сократить. На занятиях спецкурса можно показать роль окультуривания растений в формировании общества (на каждом этапе исторического развития общества происходило «очеловечивание» природы. Необходимо соотнести вопросы окультуривания с общей культурой человечества). Разбирая причины возникновения центров происхождения культурных растений, учащиеся понимают какой богатой была естественная флора, поэтому легко перейти к проблемам экологии на современном этапе развития человечества.
Огромным духовным зарядом обладают биографии ученых И.В. Мичурина, Н.И.Вавилова. На занятиях можно вести дискуссии о научных и духовных поисках этих ученых, о противоречиях, о драмах личностей.
Предполагается:
Познание происхождения культурных растений во взаимосвязи с другими науками – географией, историей, химией, медициной, археологией, биогеографией, лингвистикой, мифологией, искусством. Познание единства взаимосвязи культур разных народов, их творчества в развитии своей страны.
Влияние на понимание тем общей биологии – селекция, генетика, систематика, антропогенез
Данный спецкурс краткосрочный, рассчитан для учащихся 6,7-х классов.
Цель данного спецкурса – «Создать условия для понимания учащимися единой культуры человека и природы, подвести ученика к пониманию необходимости рационального пользования природы, раскрыть красоту и ценность живой природы».
№ Тема Содержание темы ччас1 Происхождение культурных растений - От собирательства к земледелию; Методы одомашнивания культурных растений;
- Культура древних цивилизаций;
- Эпоха географических открытий, путешествий, завоеваний;
- История переселения культурных растений;
- Изменение естественной флоры – переход к проблемам экологии; 3
2 Роль И.В.Мичурина в окультуривании растений - Биография ученого;
- Методы селекции, различные формы искусственного отбора. 1
3 Ученый пяти континентов. Н.И.Вавилов - Биография ученого;
- Трагедия ученого;
- Проблема происхождения культурных растений в работах А.Декандоля, В.Л.Комарова, Н.И.Вавилова; 2
4 Центры происхождения культурных растений - Карта центров происхождения культурных растений;
2
5 Мировая коллекция
ВИРа; - История мировой коллекции семян в блокадном Ленинграде и подвиг ее хранителей. 1
6 Неизвестное об -известном - Просто- напросто картошка;
- Золотое «яблоко» – томат;
- Любимое лакомство гномов – морковь;
- Капуста капусте рознь;
- Чеснок и лук от семи недуг;
- В день по яблоку и врач не нужен;
- Любимый овощ Наполеона – фасоль;
- Рис – растение муссонного климата;
- Золотые колосья пшеницы; 9
7 Растения и культура - Растения в загадках, поговорках, рассказах, песнях, сказках. 1
8 Влияние культурных растений на человека - Преобразуя природу, человек изменяет сам себя;
- Происхождение культурных растений есть часть истории материальной культуры человечества;
- Путь учения от познания истории окультуривания растений до теории рационального природопользования (учение о ноосфере В.И.Вернадского) 2
Литература:
1. Вавилов Н.И. «Путешествие по 5 континентам»;
2. Комаров В.Л. «Происхождение культурных растений» 12 том.
3. Жуковский П.М. «Происхождение культурных растений»
4. Мартынов С.М. «Овощи фрукты ягоды здоровье»
5. Трайтак Д.И. «Книга для чтения по биологии»