Рабочая программа факультативных занятий Занимательная биология для учащихся 6 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Агириш»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Директор школы п. Агиришестественно-гуманитарного _______________/Э.В.Козлова/
цикла «___»__________2015г.
Протокол № ______
« ___ » ____________ 2015г.
_____________/Исаева Н.И./
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
факультативных занятий по биологии
«Занимательная биология»
для учащихся 6 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Нестеровой Татьяны Александровны
Срок реализации программы – I год.
Возраст учащихся – 12 – 13 лет
Учебный план – 35 ч
п. Агириш, 2015г.
Рекомендовано
решением Методического совета
Протокол №____ от « »____________ 2015 г.
Председатель____________ / Э.В. Козлова /
Рецензент: Исаева Н. И., учитель географии первой квалификационной категории МБОУ СОШ п. АгиришПолные реквизиты источника: Нестерова Т.А. Программа факультативных занятий по биологии «Занимательная биология» для учащихся 6 класса. - п. Агириш, 2015г., 9 страниц.
Краткая аннотация программы:
Программа факультативных занятий по биологии «Занимательная биология» предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся данным предметом. Она направлена на помощь в профильном самоопределении школьников. Содержание курса призвано восполнить обеспечение экологического образования и экологической культуры учащихся. Программа разработана для более глубокого изучения курса «Ботаника», в ходе которого особое внимание уделяется развитию практических навыков учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий «Занимательная биология» является частью образовательной программы школы, утвержденной приказом директора от 31.08.2015г. № 355 и предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся биологией.
Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:
- научить организовать свою деятельность;
- научить объяснять явления действительности;
- научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и экологических ценностей;
- сформировать ключевые навыки;
- подготовить к профессиональному выбору.
Это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут.
Разработка путей и способов помощи школьникам – одна из первостепенных и неотложных задач современной школы.
Содержание данного курса факультативных занятий расширяет представление учащихся о строении, физиологических процессах и разнообразии растений, лекарственных травах, используемых в медицине, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию биологии.
Данный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по биологии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).
Цели курса. Расширение знаний учащихся о растениях, применении их в медицине, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего обучения.
Задачи курса – предоставить учащимся возможность:
реализовать интерес к биологии и применять знания о растениях в повседневной жизни;
совершенствовать свои экспериментальные умения;
развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Программа курса рассчитана на 35 часов. Резервное время – 1 час. Завершает курс интеллектуальная игра.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по лабораторным и практическим работам, отчет об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.
Требования к уровню усвоения курса
После изучения данного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно- тематический план курса
№ п/п Название темы Общее количество часов Распределение часов
Теория Практика Контроль
ВВЕДЕНИЕ – 4ч.
1. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира. 1 1 2. Значение растений в жизни человека. 1 1 +
3. Основные признаки живого организма. 1 1 4. Экскурсия № 1.
Разнообразие растений. Осень в жизни растений. 1 +
СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА – 7ч.
5. Клетка – структурная и функциональная единица растения. 1 1 6. Лабораторная работа №1. Строение различных клеток растений. 1 1 +
7. Практическая работа № 1.
Модель растительной клетки. 1 1 +
8. Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком. 1 1 9. Практическая работа № 2.
Поступление веществ в растительную клетку. 1 1 +
10. Жизнедеятельность органоидов клетки. 1 1 11. Лабораторная работа №2. Строение ткани растений. 1 1 +
ПИТАНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВРАСТЕНИИ – 8 ч. 12. Что и как «едят» растения? 1 1 13. Поглощение воды и минеральных веществ корнем. 1 1 14. Практическая работа № 3.
Поступление воды в корень. Дыхание корней. 1 1 +
15. Значение воды и минеральных веществ в жизни растений. 1 1 16. Практическая работа № 4.
Выращивание растений при разной концентрации веществ. Подкормка растений. 1 1 +
17. Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. 1 1 18. Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений. 1 1 +
19. Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве. 1 1 ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ – 3 Ч.
20. Дыхание растений и его значение. 1 1 21. Биологические основы хранения семян и овощей. 1 1 22. Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание. 1 1 РАЗМНОЖЕНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ – 5ч. 23. Размножение и его биологическое значение в жизни растений. 1 1 24. Практическая работа № 5.
Размножение комнатных растений различными способами. 1 1 +
25. Рост и развитие растительного организма. 1 1 26. Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста. 1 1 27. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений. Управление ростом и развитием растений. 1 1 РАСТЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ – 4 ч.
28. Удивительные растения родного края. 1 1 29. Экология жилища. Комнатные растения. 1 1 +
30. Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения. 1 1 31. Лекарственные растения. 1 1 РАСТЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ – 4 ч.
32. Биоценоз – природное сообщество. 1 1 33. Практическая работа № 6.
Цепи питания. 1 1 +
34. Экскурсия №2.
Природные сообщества. Их многообразие. 1 1 +
35. Итоговое занятие. Урок-турнир. 1 1 +
ИТОГО: 35 часов 23 часа 12 часов Содержание учебного материала
Факты: Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира.
Значение растений в жизни человека. Основные признаки живого организма.
Основные понятия: Биология, экология, среда обитания, живые организмы, рост, развитие, раздражимость, размножение, саморегуляция, обмен веществ.
Экскурсия № 1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений.
Тема: 2. Строение и жизнедеятельность клеток и тканей растительного организм (7 часов)
Факты: Клетка – структурная и функциональная единица растения. Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком. Жизнедеятельность органоидов клетки.
Основные понятия: Клеточные формы жизни, вирусы, ядерные и безъядерные организмы, гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор. Плазмолиз, фагоцитоз, пиноцитоз, сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.
Лабораторная работа №1. Строение различных клеток растений.
Лабораторная работа №2. Строение тканей растений.
Практическая работа № 1.Модель растительной клетки.
Практическая работа № 2.Поступление веществ в растительную клетку
Тема: 3. Питание и передвижение в растении (8 часов)
Факты: Что и как «едят» растения? Поглощение воды и минеральных веществ корнем.
Значение воды и минеральных веществ в жизни растений.
Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве.
Основные понятия: Корень, корневые волоски, сосуды, лист, устьица, фотосинтез.
Корневые волоски, зона роста, проведения. Водообмен, испарение, передвижение по сосудам.
Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений.
Практическая работа № 3.Поступление воды в корень. Дыхание корней.
Практическая работа № 4.Выращивание растений при разной концентрации веществ.
Подкормка растений.
Тема: 4. Дыхание растений (3 час)
Факты: Дыхание растений и его значение. Биологические основы хранения семян и овощей. Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание.
Основные понятия: устьица, чечевички, воздушные корни,
Обмен веществ. Углеводы. Химические превращения.
Тема: 5. Размножение, рост и развитие растений (5 часов)
Факты: Размножение и его биологическое значение в жизни растений. Рост и развитие растительного организма. Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений.
Управление ростом и развитием растений.
Основные понятия: Вегетативные и генеративные органы растений. Бесполое и половое размножение.
Черенкование, прививка, подвой, привой, микро размножение. Суточная и сезонная периодичность. Стимуляторы роста. Факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Практическая работа № 5.Размножение комнатных растений различными способами.
Тема: 6. Растения и среда обитания (4 часа)
Факты: Удивительные растения родного края. Экология жилища. Комнатные растения. Значение растений в экологии жилища. Препараты бытовой химии как экологический фактор.
Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения.
Лекарственные растения.
Основные понятия: Лекарственные растения, съедобные, ядовитые растения, редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. Заповедник, экология, индикаторы.
Тема: 7. Растения в сообществах (4 часа)
Факты: Биоценоз – природное сообщество. Цепи питания. Структура экосистемы. Круговорот веществ в природе. Приспособленность растений, животных, грибов и бактерий к жизни в природном сообществе. Составление цепей питания на примере местного сообщества. Структура природного сообщества. Роль каждого звена в природном сообществе.
Основные понятия: Биоценоз, цепь питания, продуценты, консументы, редуценты. Природное сообщество. Мутуализм. Конкуренция.
Практическая работа № 6. Цепи питания.
Экскурсия №2. Природные сообщества. Их многообразие.
Перечень литературы и средств обучения
Литература для учителя:
Н.И. Сонин «Биология. Лучшие нестандартные уроки» 6 класс. М. «Айрис пресс», 2003 г.
Б.Т. Величковский «Здоровье человека и окружающая среда» М. «Новая школа», 1997г.
Г.З. Минеджян «Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения» М.1993г
Приложение к газете «Первое сентября» серия «Биология».
Литература для учащихся:
Д.В. Колесов «Основы гигиены и санитарии» М. «Просвещение», 1989г.
А.Т. Смирнов «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» М. «Просвещение», 2001г.
Атлас биологии.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.:Вентана-Граф, 2010 .-240с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Агириш»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор школы
_____________Т.А. Нестерова ___________/Э.В. Козлова/
«____»_____________2015г «____» ___________2015 г
Календарно-тематическое планирование
факультативных занятий по биологии
«Занимательная биология»
для учащихся 6 класса
Класс 6АБ
Учитель Нестерова Татьяна Александровна
Количество часов всего -35 , в неделю -1
Плановых лабораторных работ- 3
Практических работ-6
Экскурсий-2
Планирование составлено на основе рабочей программы факультативных занятий по биологии «Занимательная биология»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
учителей естественно-гуманитарного цикла
Протокол № ____ от « _____ » сентября 2015г.
Руководитель МО _______/ Исаева Н.И./
Календарно тематическое планирование
факультативных занятий по биологии в 6 классе
«Занимательная биология»
№ п/п Тема урока Дата по плану Дата по факту
Тема 1. «Введение» (4 часа)
1 Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира. 2 Значение растений в жизни человека. 3 Основные признаки живого организма. 4 Экскурсия №1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений. Тема: 2. Строение и жизнедеятельность клеток и тканей растительного организм (7 часов)
5 Клетка – структурная и функциональная единица растения. 6 Лабораторная работа №1.Строение различных клеток растений. 7 Практическая работа №1.Модель растительной клетки. 8 Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком. 9 Практическая работа №2. Поступление веществ в растительную клетку. 10 Жизнедеятельность органоидов клетки. 11 Лабораторная работа №2. Строение тканей растений. Тема: 3. Питание и передвижение в растении (8 часов)
12 Что и как «едят» растения? 13 Поглощение воды и минеральных веществ корнем. 14 Практическая работа №3. Поступление воды в корень. Дыхание корней. 15 Значение воды и минеральных веществ в жизни растений. 16 Практическая работа №4. Выращивание растений при разной концентрации веществ. Подкормка растений. 17 Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. 18 Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений. 19 Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве. Тема: 4. Дыхание растений (3 часа)
20 Дыхание растений и его значение. 21 Биологические основы хранения семян и овощей. 22 Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание. Тема: 5. Размножение, рост и развитие растений (5 часов)
23 Размножение и его биологическое значение в жизни растений. 24 Практическая работа №5. Размножение комнатных растений различными способами. 25 Рост и развитие растительного организма. 26 Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста. 27 Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений. Управление ростом и развитием растений. Тема: 6. Растения и среда обитания (4 часа)
28 Удивительные растения родного края. 29 Лекарственные растения. 30 Экология жилища. Комнатные растения. 31 Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения. Тема: 7. Растения в сообществах (4 часа)
32 Биоценоз – природное сообщество. 33 Практическая работа № 6. Цепи питания. 34 Экскурсия №2.Природные сообщества. Их многообразие. 35 Итоговое занятие. Урок – турнир. Итого: 35 часов