Рекомендации родителям по воспитанию детей


Десять заповедей воспитания (А. Толстых).

Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает
по этому поводу.

Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте
с ребенком его правильные и ложные шаги и цели.

Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех.
Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки – не одно и то же.

Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан.

Заповедь 9. Воспитание – это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение.

Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.













Памятка
родителям по воспитанию детей



















Педагог-психолог Ольгинской СОШ Л.А.Аппельт



Ошибки родителей в воспитании связаны
с невнимание к особенностям личности ребенка.

В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли.
1) «Кумир семьи».
Результат такого воспитания: ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.
2) «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище».
Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка – традиционную женскую (если она – «папина дочка»).
3) «Паинька».
Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия.
Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.
4) «Болезненный ребенок».
Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.
5) «Ужасный ребенок».
Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.
6) «Золушка».
Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка.

Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных оснований личности развивающегося ребенка.







Классификация типов воспитания ребенка в семье.
1. «Медвежья услуга».
В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее, детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него.
Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.
2.«Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают, обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней.
Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.
В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение – это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».
3. Параллельно/ рядом. Родители при данном типе воспитания имеют контакт с ребенком, как в материально-бытовом, так и в духовно-нравственном аспектах. По мере развития ребенка меняются подходы к воспитанию, учитывающие его личностные, индивидуальные, возрастные и, что немаловажно, половые особенности. Ребенок, находящийся с родителями в доверительных отношениях, самостоятелен, но всегда знает, что близкие рядом как опора и надежда.
Результат такого воспитания: ребенок вырастает самостоятельной, зрелой личностью. Он опирается на твердую систему ценностей, испытывает уважение и любовь к родителям. Его жизнь складывается наименьшими трудностями, так как изначально в семейной социализации был заложен принцип постепенности.

15