Коррекционная работа в детском саду для детей с задержкой психического развития по физическому воспитанию


Коррекционная работа в детском саду
для детей с задержкой психического
развития по физическому воспитанию
Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребёнка, которое предусмартивает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития.

Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребёнка, и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового и эстетического.

Целенаправленное воздействие средств физического воспитания на психические процессы позволяет в процессе коррекционно-воспитательной работы стимулировать созревание этих процессов и повысить уровень их развития, что поможет облегчить процесс адаптации дошкольников с ЗПР к условиям обучения в школе.
Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры.
Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и достижений детей.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, а так же результат этого изменения - антропометрические данные. Физическое развитие может идти или естественным путём, или под воздействием специально организованных мероприятий физического воспитания.
Особую актуальность преобретает проблема формирования чувства ритма у дошкольников с ЗПР. Учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, интелектульными и психомоторными способностями данной категории дошкольников и с целью интегративного, эффективного воздействия на их развитие разработана экспериментальная программа. Содержание работы на занятиях ритмикой - музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся выполнять при музыкальном сопровождении разнообразные движения, танцевать. В ходе выполнения специальных упражнений (различные виды ходьбы, перестроения) у детей формируются пространственные ориентировки. Упражнения с предметами (обручи, ленты, платочки, султанчики и т.д. ) развивают умение двигаться по демонстрируемому действию, соотносить свои действия (движения) с музыкой и движениями других детей, а так же такие качества, как ловкость, быстрота реакции, точность движений. Движеня под музыку позволяют коррегировать не только недостатки в физическом развитии детей, но и стимулировать развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
Гимнастические упражнения учат согласовывать движения рук с движениями рук, туловища и головы, а так же выполнять элементарные разнонаправленные движения (движения обеими руками в разных направлениях или сочетания движений руками с движением ногами и др. ). Эти упражнения развивают мышцы шеи, плечевого пояса, туловища, ног.
Упражнения на ориентировку в пространстве вырабатывают следующие умения: запоминать и находить своё место в строю, соблюдать интервалы при построении, а при выполнении упражнения соблюдать дистанцию и выравнивать общую линию. Построения и движения по кругу, прямоугольнику, квадрату, треугольнику (вершина, обозначенная ориентирами) развивает у детей чувство пространственной формы.
Все выше указанные упражнения способствуют развитию у дошкольников ЗПР памяти, внимания, приучают их контролировать свои действия.