Мастер — класс к 300-летию М.В.Ломоносова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
с.п. Ташлы-Тала

по русскому языку
в 5 классе,
посвящённый 300-летию со дня рождения
Михаила Васильевича Ломоносова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок – игра
«Путешествие по стране
«Русский Язык »».
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с.п. Ташлы-Тала
Гумаев И.Д.
Лескенский район,
МОУ СОШ с.п. Ташлы-Тала.
14. 12. 2011г.
Тема урока. Урок-игра «Путешествие по стране
« Русский Язык»».
Цели: повторение и закрепление, расширение и систематизирование знаний учащихся; развитие логического и образного мышления и интереса учащихся к данному предмету; повышение стремления к обогащению знаний; воспитание гуманизма, коллективизма, любви к знаниям, людям, жизни на уроке русского языка на примере творчества Михаила Васильевича Ломоносова, использование инновационных технологий.
Оборудование: «Схема движения», маршрутные листы (для жюри), грамоты для награждения за активное участие в игре и призы, указатели станций, индивидуальные карточки-задания для каждого маршрута по городам, карточки-вопросы, плакаты, книги М.В.Ломоносова.
Оснащение:
1. На доске:
- портрет М.В. Ломоносова;

- эпиграфы к уроку:
«Ломоносов  был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
(А.С.Пушкин.)
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник».
( А.С. Пушкин.)
« может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!»
( М.В. Ломоносов.)
«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии».
(М.В. Ломоносов.)
2. На стендах – иллюстрации, высказывания М.В. Ломоносова и о нём, рисунки, творческие работы, выполненные учениками.
Описание игры. «Путешествие по стране «Русский Язык»» - индивидуальная игра. Перед началом пронумерую каждого участника игры. Все письменные задания учащиеся выполняют на индивидуальных карточках.
Игра начинается с путешествия по городу «Звукоград», у доски вывешивается «Схема движения», жюри вручаются маршрутные листы с указанием пути следования и участники начинают путешествие по стране. В каждом городе они получают индивидуальные карточки-задания.
Оценки (баллы) за выполненные задания жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого участника.
Игра заканчивается после того, как участники пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию города «Звукоград», где жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество полученных баллов, объявляет результаты и награждает участников грамотами и призами.
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
Дорогие учащиеся-пятиклассники, уважаемые гости и жюри нашего сегодняшнего мероприятия. 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В.Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С.Пушкин)
Русский просветитель и естествоиспытатель, ученый-энциклопедист, философ, историк, лингвист, поэт, переводчик.
Мы сегодня собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по огромной стране «Русский Язык» и глубже изучить достопримечательности её интереснейших городов.
Многие из вас, учащиеся, воспринимают русский язык только как школьный предмет. Некоторым из вас, наверное, он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский Язык – это удивительная страна, в которой много неизвестного, загадочного и интересного. Чтобы понять, как красив, богат и могуч наш русский язык, приведу несколько цитат из высказываний М.В.Ломоносова и других замечательных знатоков о высоких достоинствах его – лексическом богатстве, благозвучии, грамматической стройности, стилистической гибкости.
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
(М. В. Ломоносов.)
«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет су мнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенства, каковому в других удивляемся».
(М. В. Ломоносов.)
«Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
(В. Белинский.)
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(С. Данилов.)
II. Основная часть.
1.Учитель-экскурсовод объявляю тему и цель игры, знакомлю с маршрутом по некоторым значительным городам огромной страны «Русский Язык».
2.Кондуктор: «Уважаемые пассажиры - пятиклассники! Через несколько минут отправляемся по огромной стране «Русский Язык». Маршрут наш пройдёт по некоторым значительным её городам: «Звукоград», «Лексикоград», «Частереченск», «Синтаксисград», «Угадайск». Участникам путешествия необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли запечатлеть в своей памяти и записать всё самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете то, что вам особо понравится и о чём, конечно, вы захотите рассказать своим родным и близким, друзьям».
Эпиграфами к данному уроку взяты цитаты:
- А.С.Пушкина
«Ломоносов  был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»;
- М.В. Ломоносова
«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, чтопредпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии»;
- « может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!»
Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник» и С. И. Стромилова «Ломоносов».
Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа столько славных, то и знай,-
Столько добрых, благородных, сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных и напыщенных собой!
(Н.А.Некрасов. «Школьник».)
В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарён. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошёл умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнью проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

(С. И. Стромилов. «Ломоносов»).


Путешествие по стране «Русский Язык».
I станция – г. «З в у к о г р а д».
Задания:
> , < или =.
Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаёк.
(Н. А. Некрасов. «Школьник».)
Ломоносов - гордость и достояние России.
Все слова этого четверостишия и предложения распределить на три группы:
Слова, в которых букв больше, чем звуков,
б > з - ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Слова, в которых букв меньше, чем звуков,
б < з –



3)Слова, в которых букв столько ж, сколько звуков,
б = з –





Фонетический разбор слова: Ломоносов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II станция – г. «Л е к с и к о г р а д» - столица «Русского Языка». Очень интересный, поразительный, загадочный и самый многочисленный город с неисчерпаемыми богатствами.
Задания:
1. «Назови одним словом» (именем существительным) и запиши:
1) Мудрый человек - ( __________________ _).
2) Храбрый человек - ( __________________ _).
3) Сильный человек - (____________________).
4) Гуманный человек - (____________________).

2. «Четвёртый лишний». Из группы слов выделите (подчеркните) «лишнее слово»:
1) Добрый, бесстрашный, мужественный, храбрый.
2)Гуманный, отзывчивый, сдержанный, человеколюбивый.
3)Георгин, роза, пион, подсолнух.
4) Берлога, дом, жилище, квартира.
Учитель. А теперь мы поиграем в игры.

Первая игра называется «Дежурная буква».
В течение трёх минут учащиеся записывают слова на указанную букву.
Например: М – мать, мир, Москва, медаль, маскарад, мода и т. д.
В – вертолёт, вратарь, время, вокзал, ворота и т. д.
Л – лебедь, лодка, ландыш, лес, лошадь и т. д.
Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

«Дежурная буква»
(3 мин.)
М -
В -
Л –



4) «Кто быстрее составит слова!!!» От букв из слова стихосложение составить как можно больше слов (в течение трёх минут).
Например: стих, хор, тир, вор, творение, сон, тон, ров, ворох, ворс, рвение, рот, нерв, рост, ветер, рис, торт, трос и т. д.
Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
«Кто быстрее составит слова!!!»
(3 мин.)
Стихосложение
III станция - г. «Ч а с т е р е ч е н с к» - с очень гостеприимным, своеобразным, дружным, сплочённым, трудолюбивым и отзывчивым населением.
Задания:
1. Составить с и н к в е й н на тему: «Ломоносов».

Ломоносов._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Игра «Дружная семья». Слово Михайло написано вертикально. Необходимо к каждой букве подобрать слово, но все слова должны быть разных частей речи (в течение трёх минут).
Побеждает тот, кто сумеет правильно и быстро подобрать и записать нужные слова.

«Дружная семья» (3 мин.)
М
И
Х
А
Й
Л
О



IV станция – г. «С и н т а к с и с г р а д».
Задание:
1. Произвести синтаксический разбор предложений:
Ломоносов создал первый университет. Он был первым нашим университетом.


V станция - г. «У г а д а й с к».
Задания:
1.(Карточки «П» и «С».) Терминологический диктант:
морфемы (части слова);
самостоятельные части речи;
служебные части речи;
единицы синтаксиса;
главные члены предложения

П
С


















III. Заключительная часть.

Учитель. Вы поближе познакомились с некоторыми городами огромной страны «Русский Язык».

А теперь, пока жюри подводит итоги игры, мы поиграем в другие игры.
Учащимся выдаются индивидуальные задания.
«Из двух частей составить пословицы».
Первую часть, т. е. начало пословицы, соединить линией со второй частью пословицы. При выставлении очков будут учитываться и время, и правильность выполнения задания.

Москва всем не без добрых людей.
Мир глаза колет.
Береги платье снову, на добрые дела.
Жизнь дана города берёт.
С родной земли - там она и красна.
Смелость городам мать.
Где сосна взросла, умри, не сходи.
Правда а честь смолоду.


Игра в «Ералаш».

Каждому индивидуальное задание. Все строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение - справа, но они перепутаны, получается бессмыслица.
Задача играющего - написать правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте по смыслу написанного. Первую часть, т. е. начало стихотворения, соединить линией со второй частью стихотворения. При выставлении очков будут учитываться и время, и правильность выполнения задания.
1. Злой кабан сидел на ветке
2. Пароход томился в клетке
3. Соловей точил клыки
4. Дикообраз давал гудки
5. Кошка физику учила
6. Маша хвостик свой ловила
7. Буратино шил себе штаны
8. Портной все поел блины
9. Ёж накрыт к обеду был
10.Чиж усами шевелил
11.Рак летал под облаками
12.Стол гонялся за мышами
13.Чайник прыгал во дворе
14.Мальчик булькал на костре.


IV. Подводится итог урока.
Заключительное слово учителя.
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти всё дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, больше путешествовать.
Счастливого вам пути!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!











1. Занибекова Фатима - А – 1 - 66 б. - IV м. «4»
2. Таукенов Ислам - А – 2 - 35 б. - VIII м. «3»
3. Байсиева Милана - А – 3 - 70 б. - III м. «5»
4. Таукенов Рамазан - А – 4 - 73 б. - I м. «5»
5. Байсиев Азнор - А – 5 - 54 б. - V м. «4»
6. Кайгермазова Сакинат - А – 6 - 72 б. - II м. «5»
7. Таукенов Эльдар - Б – 1 - 28,5 б. – IX м. «3»
8. Токумаева Зухра - Б – 2 - 44 б. - VII м. «3»
9. Гузиев Юсуп - Б - 3 - 50 б. - VI м. «4»
10. Базиев Магомед - Б - 4

Учитель русского языка и литературы –
Гумаев Ильяс Далхатович.







Город
(станция)



А
1
А
2
А3
А4
А5
А6
Б1
Б
2
Б3
Б4
ИТОГ:


I

«Звукоград»
1
146













2
1












II


«Лексикоград»
1














2














3














4













III

«Частереченск»
1














2












IV
«Синтаксисград»
1













V

«Угадайск»
1













Итого:














14.12.2011 г. Замечания жюри:
МОУ СОШ с. Ташлы-Тала





Мастер - класс Картинка 58 из 70966Картинка 58 из 70966Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 12Рисунок 23dђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4dђ Заголовок 5dђ Заголовок 6dђ Заголовок 7dђ Заголовок 8dђ Заголовок 915