Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию Санкт Петербурга Город над вольной Невой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
города Агрыз Республика Татарстан»













«ГОРОД НАД ВОЛЬНОЙ НЕВОЙ»
Театрализованное интегрированное мероприятие,
посвященное дню рождения Санкт-Петербурга














Учитель английского языка
Дорось Оксана Васильевна








Агрыз, 2015


Задача: содействовать воспитанию исторической памяти, нравственности,
патриотизма, гордости за прошлое и настоящее России

Цели: 1) раскрыть роль Санкт-Петербурга в истории и культуре России с
момента основания и до наших дней;
способствовать развитию познавательной активности и творческой деятельности учащихся;
развивать интерес учащихся к истории, литературе, иностранным языкам и искусству;
формировать умения сотрудничества, коммуникативной культуры, ответственности за общее дело.




































Часть 1
(звучит песня о Ленинграде)


Появляются ПетрI, Меншиков, Екатерина.

I ведущий: На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И в даль глядел. Перед ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.

II ведущий: По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:

Петр I: Отсель грозить мы будем шведам
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

II ведущий: А было это в мае далекого 1703 года. Русские войска взяли шведскую крепость Ниеншанц, чтобы закрепить победу Петр велел не медля строить в устье Нивы новую крепость. Сохранился документ, в котором о закладке крепости рассказывается так:

II ведущий (разворачивая свиток, читает): «По взятии Канец (Ниеншанц) отправлен воинский совет то ли шанец крепить или иное место удобнее искать (понеже оный мая, далеко от море и место не гораздо крепко (от натуры), в котором положено искать нового места, по несколько дней найдено к тому удобное место остров, которое назывался Люст-Елант (т.е. веселый остров), где в 16 день маия (в неделю шестидесятницы) крепость заложена и именована Санкт-Петербург.

II ведущий: Санкт-Петербург в переводе с немецкого означает крепость (город святого камня). Если верить легенде, то Петр I, осматривая остров, взял у одного из солдат острый тесак, вырезал два длинных куска дерна, сложил из них зеленый крест и произнес: «Здесь быть городу!». А потом самолично выкопал яму на глубину двух аршин, поставил в нее каменный ящик, в котором покоился золотой ковчег с мощами святого Апостола Андрея Первозванного, и накрыл каменной плитой с высеченной на ней надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года, мая 16-ого, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем, царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским».

I ведущий: Так ли это происходило или нет сказать трудно. Но фактом является то, что в поденной записи Петра I помечено: «Мая в 16 день фортецию заложили и нарекли имя оный Санкт-Питербурх».

II ведущий: Вскоре название крепости распространилось на все окрестные селения. Сама же крепость после постройки на ее территории величественного храма святых апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. День же ее закладке на Заячьем острове, который финны называли Люст-Еланд, стал днем рождения города, который с 1705 года стал официально именоваться Санкт-Петербургом.

I ведущий: Вот почему день рождения Санкт-Петербурга (о отличие от многих старых городов России, в том числе и Москвы, и Казани) известен точно:16 мая по старому стилю или 27 мая по новому стилю.

II ведущий: Так волею Петра Великого в России появился город, которому в дальнейшем суждено было на протяжении трех последующих столетий играть выдающуюся роль в ее судьбе, в жизни Европы и всего мира.

Меншиков: «Государь Петр Алексеевич любил этот город. Он называл его Парадизо (от франц. paradis – рай). Он часто говаривал: «Подожди, Алексашка, будет здесь на этой земле рай, земной рай».

1 ведущий: «Скорее всего в этой мечте царя Петра Великого был и вызов надменным шведам и стихиям – болоту, топи, хляби, на которых вырос этот красивейший на земле город, ставший столицей морской империи.

2 ведущий: « И перед младшею столицей
Померкла старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова»

I ведущий: В 1722 году по велению Петра I у города появился герб. Посреди красного эмалевого щита – золотой скипетр, увенчанный двуглавым орлом. Это был символ российской столицы. А под ним перекрещивались 2 серебряных якоря: морской и речной, Они должны были напоминать, что Санкт-Петербург и морской и речной порт.

II ведущий: А через много лет появился у города и гимн
(Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиера).

II ведущий (продолжает): Эту величественную музыку написал композитор Р. Глиер к балету «Медный всадник».

I ведущий: У города на Неве много неофициальных названий: «Северный Рим», «Северная Венеция», «Петрополь», «Северная Пальмира», «Невская столица», «Город белых ночей» В каждом из них – отражение своеобразия этого города, воспетого поэтами:



1 чтец: Я вижу град Петров чудесный, величавый,
По манию царя воздвигнутый из блат
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный стократ.

2 чтец: По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.

3 чтец: В гранит оделася Нева:
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами,
Её покрылись берега.

4 чтец: И через кровли низких зданий,
Все озирая пред собой,
Ты видишь в сумрачном тумане,
Двух древних сфинксов над Невой.

5 чтец: Просыпаюсь в полумраке.
В занесенное окно
Смуглым золотом Исакий
Смотрит дивно и темно

6 чтец: И озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко скачущем коне

1 чтец: Люблю тебя, Петра творенье
2 чтец: Люблю твой строгий, стройный вид,
3 чтец: Невы державное теченье
Береговой её гранит

II ведущий: Этот город официально трижды менял свое название. В 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной по указу Николая II его нарекли Петроградом.

I ведущий: В 1924 году после смерти Ленина город стал носить его имя.

II ведущий: В 1991 году на основании результатов проведенного референдума ему вновь вернули гордое изначальное имя – Санкт-Петербург. Эти переименования как в зеркале отражают историю города и историю России.

I ведущий: Давайте перевернем страницы нашей истории.






I страница: Санкт-Петербург (XVIII – XIX вв.)

II ведущий: Санкт-Петербург стал с самого начала символом глубоких политических реформ вхождения России в западную культуру.

Сцена 1.
(На сцене шахматные столики, прохладительные напитки. Звучит музыка.
Пары танцуют. Впереди Петр I и Екатерина.
После танца все рассаживаются).

Петр (обращаясь к Меньшикову): А скажи-ка, Данилыч, как у нас идут дела?

Меньшиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не
подчинялся, ну того наказывали маленько.

Петр: Маленько говоришь?

Меньшиков (потупясь): ну били, мин херц, батогами

Петр: Да, все через силу, через силу (встает, быстро ходит, затем снова обращается к Меньшикову с вопросом): А скажи-ка, друг Алексашка, как там вьюноши за границей обучаются. Скоро ль я их экзаменовать буду?

1 ведущий: Петр I носил перстень с печатью: «Аз есмь в чину учимых и мя учащих требую». Он сам подавал пример неустанного владения знаниями и требовал того же от других.

Меньшиков: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят учиться.

Петр: А мы указ издадим о запрещении детям дворянским жениться, коли школы не прошли.

(К Петру бросается молодой щеголь)
Щеголь: Батюшка-царь! Не издавай указ. Жениться хочу. Невеста-то больно хороша, Елизавета Бутурлина.
Петр: Хороша, говоришь? Так женись! Да звать-то, тебя как?
Щеголь: Василием.
Петр: А невеста-то, далеко, Василий?
Щеголь: Да здесь она, батюшка-царь!
Петр: Так зови её. Сам видеть хочу.
(Парень подводит смущенную Лизу. Та кланяется царю и царице).
Петр: И правда, хороша невеста, Василий, зело хороша. Когда свадьба-то?
Щеголь: Да я, да я Хоть завтра.
Петр: А школу-то, молодец, закончил?
Щеголь: Нет, царь-батюшка, не лежит душа к ученью книжному. Не хочу я учиться.
Петр (помрачнев): Ну, Василий, со свадьбой повременить придется. Екатерина (пытается заступиться за Василия): Петруша, друг сердешный, они же любят друг друга. Пусть сыграют свадебку.
Петр: И не проси, Катеринушка, вначале пусть учится, а потом женится. (Обращается к Василию) Закончишь школу, тогда и на свадьбу зови.
(Понурив голову Василий уходит).

1 ведущий: Новый город должен был сразить цивилизованную Европу своим величием и великолепием. Трезини и Леблон, Растрелли и Ринальди, Земцов и Коробов, Еронкин и Захаров, Воронихин и Старов, Кваренги и Росси Сколько архитекторов и скульпторов отдали свой блестящий талант городу на Неве! И явились миру: Смольный монастырь и Зимний дворец, Медный всадник и Потемкинский дворец, Ростральные колонны и Адмиралтейство, Казанский Собор и Михайловский замок, Невский проспект и улица зодчего Росси

II ведущий: О, эти Росси и Растрелли!
О, эти храмы и дворцы!
Они ничуть не постарели,
Они бессмертия гонцы!!!
И ослепительные звезды
В своей гордыне вековой
Сверкают холодно и грозно
Над величавою Невой.

I ведущий: В XVIII-XIX вв Санкт-Петербург пережил немало потрясений. Он видел дворцовые перевороты и деспотизм царей, встречая воинов-победителей Наполеона и провожал на казнь и в ссылку пламенных сынов России – декабристов. Ни с одним из городов не связано столько великих имен. Петр I и Екатерина II, Суворов и Кутузов, Ломоносов и Виноградов, Пушкин и Гоголь, Тургенев и Достоевский, Чайковский и Глинка Все эти выдающиеся имена – часть неповторимой ауры Петербурга

II страница: Петроград

I ведущий: Огромные потрясения выпали на долю города в 20 веке. В начале века в городе не Неве произошли три российских революции. Третьей из них в октябре 1977 года суждено было стать поворотным пунктом в истории. С тех пор еще одним символом города стал крейсер «Аврора».
(звучит песня крейсер «Аврора»)
II ведущий: У кораблей, как у людей своя история, жизнь, своя судьба и иногда неожиданная слава. Так и крейсер аврора построенный в 1900г, остался в истории не потому, что участвовал в русско0японской и первой мировой войнах, а благодаря единственному «холостому выстрелу», возвестившему начало штурма Зимнего дворца, ставшего началом советской истории.
(песня «Неба утреннего стяг»)
I ведущий: Но это песня. А тогда, в 1917 город настигла разруха, анархия, голод, нищета. Твой брат
Петрополь умирает

II ведущий: Но город не умер. Он получил имя другого человека, вождя революции-Ленина. И нося это имя, ленинградцы в суровые годы Великой отечественной войны выдержали дневную блокаду, испытав такие муки и явив миру такое мужество, каких не знала история

Ш страница: «Мы говорим с тобой из Ленинграда»

На экране киноподбор о начале обороны Ленинграда (первые дни) – 45 сек. Киноподбор сопровождается «Седьмой симфонией» Д.Д. Шостаковича. На сцене ведущие в солдатской форме.

Ведущий (взяв со столика письмо):
Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, сверстник дорогой.
На нем вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущая: Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна
Над Ленинградом смертная угроза
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей
Мы победим, клянусь тебе, Россия.

Ведущий: Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос: Как мог выстоять город? Как мог выстоять?
Ведущая: Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами.
Ведущий: Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, голодом, холодом и смертью.
(Звучит запись воя пурги, взрывов снарядов)

Ведущая: С каждым шагом тяжелеет ноги,
Но про отдых лучше позабудь
Ветер разбегается и с ходу
След мой заметает на снегу.
Полпути осталось до завода.
Я бреду, а кажется, бегу.
Вьюга, от нее не оторваться,
Можно только спорить на ходу,
Свалишь – упаду, чтоб вновь подняться,
Ослепишь – на ощупь путь найду.
Ведущий: Иной сугроб страшней трясины,
Встал на пути и прерван путь.
Что делать? Я один не в силах
Через него перешагнуть.
Стою и жду под снежным воем,
Пока другой не подойдет.
Вот подошел, теперь нас двое,
И я себе шепчу: вперед!
Ведущая: Если пройденный путь – победа,
То не только моя – двоих.
Я иду по чужому следу,
Как бы трудно пришлось без них.
След крупнее, а шаг не шире!
Сил на большее, видно нет.
Вдруг шаги его заспешили,
Вдруг теряется белый след.
Человек ничком на снегу.
И его заметает ветер.
Я помочь ему не смогу!
Что бывает страшней на свете!
Ведущий: Голос Ленинграда доходил до самых отдалённых уголков страны, голос Ленинграда ловили с особым трепетом.
Ведущая: 19 сентября в Дом радио пришла женщина – пустите меня к радио, я хочу говорить: «Час назад бомба угодила в наш дом на Стремянной улице, погибли мои дети: Валечка 3-х лет, Мишенька – 5-ти лет».
Ведущий: И вся страна запомнила не столько её слова, сколько её дыхание, трудное дыхание человека, который всё время удерживает вопль и подавляет рыдание.
Ведущий: Пусть помнят внуки подвиги труда,
Бессонный цех, огонь и грохот неба,
И жизнь, что взвешена была тогда
Всем поровну – сто двадцать граммов хлеба.

Сцена 2.
(На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредёт девочка, разговаривает сама с собой, потом встаёт в очередь)

Девочка: Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму языком к губам и буду держать. Из него пойдёт сок. В нём много сока, особенно в корке, хотя она и твёрдая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идёт пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой и тогда буду плакать. А бабушка замёрзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у неё карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров.

Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея замотана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шёпотом.

Мальчик: «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю».
Все молчат.
Девочка: Если карточки потерял, зачем тебе в булочную.
(про себя) Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомба упадёт прямо в кровать.
Голос из булочной: Следующие 20.

Девочка заходит, держа в ладонях хлеб; мальчишка толкнул её, прыгнул, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему, и он исчез под валенками, сапогами. Мальчишка не отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Подошла к краю сцены, разжёвывая кусочек

Девочка: Дома всё равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду.

(Гаснет свет, воет ветер, рвутся снаряды)

Ведущая: Птицы смерти в зените стоят,
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живёт ещё, он всё слышит.
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба.
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть!

Ведущий: На окнах грязь. Наплывы льда
И кипы серых писем всюду –
И не отправленных туда,
И не разбросанных оттуда. –
Тех, кто скопил их с декабря,
Мы упрекать уже не вправе.
И мартовские штемпеля – в молчаньи
На конвертах ставили.
И знаем мы, что письма в них –
Конвертах смятых и потёртых:
Одни – умершим от живых,
Другие – выжившим от мёртвых.

Звучит «Реквием» Моцарта.



Чтец: Тяжело, потому что нами
Занялись и мороз и вьюга,
Потому что земля, как камень,
Потому что хоронили друга.
Мы хоронили тебя без гроба,
Без цветов, без речей, без плача,
И не скажем ни слова, чтобы оправдаться, -
Нельзя иначе.
Чтица: Нам, тебя пережившим людям,
Ты обязан простить всё это,
Если вдруг
Мы тебя забудем,
Вот тогда нам прощенья нету.
Ведущая: И чёрным пеплом
Белый снег ложился на город,
Погруженный в мерзлоту.
Мороз такой, что, если б были птицы,
Они бы замёрзли на лету.
И от домов промёрзших, от заводов
На кладбища – все новые следы.
Ведь людям без огня и без воды
Ещё трудней,
Чем сквозь огонь и воду.
Но город жив! Он выйдет из бомбежек,
Из голода, из горя, из зимы И выскочит
Иначе быть не может:
Ведь это говорю не я, а мы!

(Вой пурги, разрывы снарядов)

Ведущий: 27 января 1944 года.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало
Казалось, что всё небо грохотало
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград!
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых, прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.

На экране кадры военного салюта.
Входят юноша и девушка, в руках цветы.

Юноша: Пискарёвское кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане: мужчины, женщины, дети.
Девушка: Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всей жизнью своею они защищали тебя, Ленинград!
Юноша: Имен благородных мы всех перечислить не можем. Так много их под вечной охраной гранита.
Девушка: Вечная слава героям!
Юноша: Вечная слава!

IV страница: « И снова Санкт- Петербург»

I ведущий: Санкт- Петербург - это не только город славы, город-музей, город ученых и поэтов. Это еще и город белых ночей. Трудно представить, что в мае – июне в этом чудо – городе не бывает темноты. Это в белых ночах с восхищением писал когда-то Пушкин:
« Одна заря сменит другую
Сменит, дав ночи полчаса»
Ночь в это время года – это не ночь, а сыровато – серые сумерки. На небе нет ни одной звезды. Белые ночи привлекают тысячи людей со всего мира, которые съезжаются в Петербург, что бы почти в театральном полумраке полюбоваться прекрасными зданиями, Невой, разводными мостами и фонтанами, подышать неповторимым питерским воздухом, погулять в летнем саду:

II ведущий: « Я к розам хочу, в тот единственный сад
Где лучшая в мире стоит из оград
Где статуи помнят меня молодым,
А Я их под невскою помню водой
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип»

I ведущий: В это время город бодрствует. Улицы и днем и ночью полны народу. Символично, что именно в это время 300 лет назад по воле Петра 1 « Из тьмы лесов и топи блат» возник чудо – город.

II ведущий: Сейчас он принимает тысячи гостей. Их приедет на торжество более 3-х миллионов. Прав был поэт сказав: « Все флаги будут в гости к нам»
I ведущий: « Добро пожаловать»- говорят гостеприимные петербуржцы.


V страница: Все флаги мира в гости к нам
(Экскурсия по городу)
( Показывая фрагменты фильма « Санкт-Петербургу 300лет», экскурсоводы рассказывают о достопримечательностях города на английском языке. Приложение 1)



Эпилог

1 ведущий: « Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!»

2 ведущий: « Ты дорог нам, ты был всегда
Ареной деятельной силы,
Пытливой мысли и труда!»







ЛИТЕРАТУРА

«Детская энциклопедия», познавательный журнал №4, 2003 г.

«Белые ночи», очерки, зарисовки, документы, воспоминания, Лениздат, 1973 г.

В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город?» издательство «Детская литература», 1974 г.

«Я говорю с тобой из Ленинграда», Ленинград «Детская литература», 1987 г.

“Palace and park ensemble”, Continent, 5Ж5 (03), St. Petersburg,1993

Павленко Н.И. «Пётр Первый и его время», М, Просвещение, 1989

Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе», Книга для учителя. Из опыта работы.
М, Просвещение, 1992.

Ольга Бергольц «Дневные звёзды», Москва, 1975.

































Приложение 1

The 1 guide: St. Petersburg one of the most beautiful cities in the world, was founded by Peter the Great in 1703 and it was called so in his honor. The city is situated on the Neva River and built by the prominent European and Russian architects.

The 2 guide: Ladies and gentlemen! We welcome you to our great city, the pearl of Russian cities! We introduce you to the famous sights, you will know about greatest people, who was born in our city.

The 3 guide: In St. Petersburg tourists usually start sightseeing from Palace Square, the largest and most beautiful one. One cannot help admiring the ensemble in Palace Square: the Winter Palace was the residence of Russian tsars till the revolution.

The 1 guide: The Peter and Paul Fortress was built to protect the Neva banks from Swedish invasion. Later Trezzini, the famous Swiss architect, reconstructed the fortress. It becаme a prison. Now it is a museum. Trezzini erected Peter and Paul cathedral here, which is a masterpiece of architecture. Russian tsars were buried here.

The 2 guide: Now you see a beautiful garden. It is the Summer Garden. It’s the oldest and most fascinating park. Rare trees, bushes, flowers grow there. Beautiful marble statues made by Italian sculptors and a cast iron grille decorate the Summer Garden. There is a bronze monument to the prominent Russian fabulist Ivan Krylov.

The 3 guide: This is The Hermitage. It is one of the oldest art museums in Russia and occupies the Winter Palace and four other buildings. There one can see masterpieces of the outstanding artists: Leonardo da Vinchi, Rafael, Rembrandt, Velazques and other unique works of art.

The 1 guide: The streets and squares in St. Petersburg are very beautiful. Nevsky Prospect is the main street of the city, where there are amazing buildings, shops, hotels and the remarkable Kazan Cathedral (by Voronihin) with a colonnade and moments to M. Kutuzov and Barclay de Tolly. Here in prospect you can see the magnificent building of the Admiralty and ensamble of the Alexander Nevsky Lavra. Famous Rassian writers, painters, composers and actors were buried here.

The 2 guide: The majestic palaces, cathedrals, churches and other buildings, built by famous architects, decorate St. Petersburg. Among them are (showing to the pictures):
the Palace of Stroganov;
the Palace of Vorontsov;
the Palace of Menshikov;
the Palace of Anichkov;
the Triumphal Arch;
St. Isaak Cathedral.
The 3 guide: One cannot but forget to mention the Smolny Institute and the Smolny nunnery, masterpieces of Rastrelli. Girls from aristocratic families studied and lived in the institute.
The 1 guide: And now we are in a famous “The Capital of Fountains”. Рeterhof is an outstanding monument of the 18th century Russian art and culture. Peterhof is located 30 km west of St.Petersburg on the shores of the Gulf of Finland. It was the summer residence of Peter the Great, built to commemorate victory over the Swedes in 1709 and to show the Strength of the Russian Empire.
The 2 guide: The largest structure dominating the entire ensemble is the Grand Palace. The unique architectural and landscape-gardening ensemble is mainly composed of the Upper Gardens and the Lower Park.
The 3 guide: Peterhof was designed to resemble Versailles in France and architects from all over the world were involved in its design. Over 4000 peasants dug the gardens, parks and canals, and Peter the Great himself helped plan the layout of the gardens and fountains. Vasily Tuvolkov, Russian’s first hydraulics engineer, built the fountains in 1721-1722.
The 1 guide: Welcome to St. Petersburg and its suburbs to get acquainted with their amazing sights!
The 2 guide: Our tour is over. We will be very glad if you like the excursion. Please come and see us again sometime. Thank you and goodbye.