Общественный смотр знаний по химии «Первоначальные химические понятия»


ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ
"ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ".

Цель: демонстрация достижений учащихся по теме.
Задачи:
обобщить и закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме "Первоначальные химические понятия"
способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету
воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально и в ГПС
(группы постоянного состава)
Форма проведения: общественный смотр знаний / приглашаются родители, педагоги/
Средства обучения: интерактивная доска на которой проецируются задания, магнитофон, кубик с заданиями, реактивы для проведения различных типов химических реакций: CuCl2, CaCO3, Fe, S, соль с примесями железных стружек и древесных опилок, штатив, пробирка, химический стакан, асбестовая сеточка.
Предмет: химия
Класс: 8-й
Ход мероприятия
I Сообщение цели и задач.
II Мотивация / вступительное слово учителя/.
Ребята! В один из погожих сентябрьских деньков, мы отправились в путешествие по стране, имя которой - химия. Я пригласила вас в это путешествие, и на всем пути следования пыталась доказать, как оно важно. Ведь без химии сейчас не могут обойтись ни физики, ни биологи , ни врачи, ни строители , ни колхозники, ни создатели новых машин. Дорога в космос тоже проложена благодаря химии. Я пригласила Вас в путешествие по химии еще и потому, что оно просто- напросто интересно. Ведь химия- это наука, умеющая творить чудеса. Из этого определения, которое лишь по случайности не вошло в ваш школьный учебник, нужно твердо усвоить, что химия- это наука и как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Вдвойне серьезно Вы должны относиться к химии еще и потому, что она окружает нас всюду. Даже тогда, когда вы моете руки, чистите зубы, стираете, варите суп, везде вы соприкасаетесь с химией, с ее превращениями и причем не такими уж простыми.
Сейчас осень. У каждого из вас дома мама готовит на зиму капусту: солит ее в бочку. Вы конечно наблюдали этот процесс приготовления, а некоторые сами помогали взрослым. А вот задумывались ли вы, ребята, над тем, зачем в кадку с капустой кладут корочку хлеба, зачем капусту несколько раз протыкают палкой, почему кадку вначале держат в тепле, а затем выносят на холод? Конечно, на все эти почему вы сейчас не сможете ответить, наверное затруднится дать ответ и Ваша мама, хотя она и является опытной хозяйкой. А вот вы ребята, если будете серьезно и внимательно изучать химию, через некоторое время сумеете объяснить своей маме, что в кадке с капустой протекают обыкновенные химические реакции. Корочка хлеба является катализатором, она ускоряет химические процессы в кадке и направляет их в нужное русло. В капусте содержится большое количество углеводов- это вещества, родственные сахару. Часть углеводов превращаются в кислоты и СО2. Со временем СО2 скапливается так много, что если его не выпустить на волю, то образуется пена и вкусный сок из кадки растечется по полу, поэтому и протыкают капусту палкой, подобно тому, как из воздушного шарика выпускают воздух, когда он вот- вот готов лопнуть. А держат кадку в тепле потому, что часть химических процессов вызывают бактерии, а они, как известно, не любят низких температур. Когда капуста готова, ее выносят на холод, а то бактерии могут перестараться.
Вот видите, сколько чудес таится в одной кадке с капустой и объяснить все эти процессы, эту химическую магию сможет лишь тот, кто знает химическое ремесло.
С основами химического ремесла вы уже ознакомились, так как освоили и покорили самую сложную, самую важную станцию "Первоначальные химические понятия". И сегодня у нас химический праздник "Посвящение в химики".
/на фоне музыки звучит магнитофонная запись./
Сегодня в школьном здании, вы химиками станете,
Задачи не из легких придется вам решать,
Кто знает, тот ответит, кто догадался- скажет
Хоть химия коварна, не унывайте Вы.
Сегодня в школьном здании, вы химиками станете,
Серьезные вопросы, вам будут задавать.
Здесь химиками станут пытливые ребята,
Кто учится серьезно, стремится много знать.
/учитель/
Ребята! Вашу профессиональную пригодность я проверю старым способом- путем экзамена. Итак, кандидаты считаются химически пригодными, если:
-знают химический язык, облегчающий, описание состава веществ и их превращений,
-знают химические знаки,
-умеют составлять химические формулы и уравнения,
-размышлять, экспериментировать.
-понимают, что на бумаге можно написать, что угодно, но на практике вещества ведут себя
не так как нам хочется,
-они должны быть верными химии минимум 4 года./8-11кл./
III. Основная часть

Формулировка
задания
Деятельность
учащихся
Форма работы

1.
Привести высказывания великих людей, строки из статей и литературных произведений о пользе и значении химии.
Устные ответы учащихся, видеоролики, презентации.
/подготовлены дома/
Индиви-дуальная

2.
Знаковый химический диктант /записан на магнитофонную ленту/
Свойство атомов- валентность,
очень в химии важно, помни:
-калий,натрий,серебро
с водородом заодно,
-двухвалентны: магний, кальций, цинк, бериллий, кислород,
-алюминий, галлий, бор-
их валентность равна трём,
-переменную валентность
могут тоже здесь иметь
сера, фосфор, медь, азот,
железо, хром и углерод.



По ходу чтения текста учащиеся поднимают карточки, на которых изображены соответствующие знаки химических элементов.
Индиви-дуальная

3.
"Кроссворд- наоборот"- по основным определениям темы
/ приложение № 1/
Устные ответы уч-ся по выданным кроссвордам.
/читают термин кроссворда и дают ему определение/
ГПС

4.
"Внимательный химик" /задания проецируются на интерактивной доске/
а) CaCl, P2O5, Al2O, H2O, K2O, HCl2
б) 2H2O= H2+O2
CaCl2= Ca+ 2Cl
2 K+ O2= K2O
в) физические явления : подгорание пищи на сковородке, растворение сахара, таяние льда, горение угля.
г) химические явления:
замерзание воды, кипение воды, ржавление гвоздя, гниение листьев.





Учащиеся исправляют найденные в заданиях ошибки.
Индиви-дуальная

5.
Что означают следующие записи
/задания проецируются на интерактивной доске/
H2, 4H2, H, 3H, 3H2, 7H
H2O, 5H2O, 2H2O
O, O2, 12O2, 8O


Устные ответы учащихся
Индиви-дуальная

6.
"Юный лаборант"/задания записаны на гранях кубика/
-провести реакцию замещения.
- провести реакцию соединения.
-провести реакцию разложения.
-правильно укрепить в штативе
химический стакан и пробирку,
-очистить соль от примеси.

Учащиеся поочерёдно бросают кубик, выбирая задания.
/выполнение, демонстрация и объяснение ЛО/
ППС

IV.Заключение /учитель/
Ребята! Различные задания Вы сегодня выполняли, и на лицах многих из Вас я прочитала: "Да, нелегкая это чудесная наука химия." И действительно, химия очень сложная наука и только благодаря кропотливому труду, настойчивости, Вы сумеете покорить и разгадать ее тайны. Химия- наука сравнительно молодая: ей нужны гениальные озарения, многочисленные эксперименты и обобщения, ей нужны грамотные, настойчивые, творчески мыслящие исследователи. Наука ждет Вас друзья! Великий химик Н.Д.Зелинский писал: "Я уверен, что ни один из тех кто заинтересуется химией не пожалеет о том, что выбрал эту науку в качестве своей специальности"- Начало у Вас уже есть. Химия начинает Вам покоряться. И пусть не все сегодня в совершенстве овладели первоначальными химическими понятиями, не отчаивайтесь, впереди у Вас еще много встреч с химией. А сегодня всех Вас ребята, я посвящаю в отряд юных химиков Келлеровской средней школы./вручаются дипломы/.
Дети поют песню:/ на мотив "Наш сосед"/
Как же нам не веселиться, верится, не верится,
Нам сегодня здесь пришлось силами помериться
И комиссия решила, что мы с химией дружны,
И сегодня все мы дружно в химики посвящены
Паб-паб-паба-паба..
/Ученица читает клятву химиков./
Мы верность химии сохраним
До дней последних, до конца,
Перед лицом гостей своих
Клянемся !!! /все/
До гроба химию любить
Клянемся !!! /все/
Из ртути золото добыть
Клянемся !!! /все/
В науку отыскать пути
То что не найдено найти
Клянемся !!! /все/
Дерзать везде, творить всегда
Тогда всего добьемся
Не отступая никогда
И в этом мы клянемся
Клянемся !!! /все/


/ приложение № 1/
КРОССВОРД - НАОБОРОТ" ПО ТЕМЕ
"ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ"

Кроссворд №1


х

а



м
и

и

т
с

л
о
м
о
н
о
с
о
в


л
и

д

м
м
щ


ь
я

е

е

й


к

с

с


с

ь

т



в



а


Кроссворд №2



в
е
щ
е
с
т
в
о



а




я
в
л
е
н
и
е



е



к
о
э
ф
ф
и
ц
и
е
н
т



т




э
л
е
м
е
н
т




т
е
л
о





с




ф
и
л
ь
т
р
а
т




ь



Кроссворд №3




о



в



п

т

ф
в

ы



е

с

и
а

п


п
е
р
е
к
р
и
с
т
а
л
л
и
з
а
ц
и
я


е

а

ь
е

р



г

и

т
н

и



о

в

р
т

в



н

а

о
в
н

а



к

н


о

н



а

и

а
с

и



е

н
т

е



и
ь



е
































,


















15