«Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья, повышения качества знаний учащихся и развития творческих способностей младших школьников»


«Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья, повышения качества знаний учащихся и развития творческих способностей младших школьников»
Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности – основные цели государственной политики в области образования.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности.
Традиционные методы обучения не всегда оправданы. Охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений, поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Необходимо организовать такую учебную деятельность, в процессе которой важно не только напичкать учеников знаниями, но и сформировать у них положительную мотивацию учения, создать атмосферу комфортности, заинтересованности, способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечить ему условия для формирования максимальной творческой самостоятельности, активности, т.е. внедрить в практику обучения и воспитания инновационные и здоровьесберегающие технологии. В этом и есть суть педагогической заботы о здоровье ребенка. Это поможет предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников, повлияет на успешность их обучения и развития.
В настоящее время среди поступающих в школы число здоровых детей не превышает 10% и около 50% не обладают функциональной готовностью к условиям школьного обучения. Считаю, что для таких детей начальное образование должно быть не только здоровьесберегающим, но и оздоравливающим.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблемам формирования здоровья детей в процессе учебной деятельности и использования здоровьесберегающих технологий в школьном обучении;
2. Разработать и апробировать систему использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, составить рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в практике школы;
3. Провести обследование состояния здоровья и результатов обучения и развития учащихся класса, в котором работаю.

Наблюдения показывают

использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет

учащимся учителю
более успешно адаптироваться эффективно проводить
в образовательном и социальном пространстве, профилактику
раскрыть свои творческие способности асоциального поведения
Если в учебно-воспитательном процессе активно использовать здоровьесберегающие технологии, то можно без ухудшения показателей здоровья учащихся добиться роста качественных показателей образования и воспитания, роста уровня сформированности ЗУН, повышения культуры здоровья.
В процессе работы идет отслеживание результатов использования здоровьесберегающих технологий.
Основу диагностики составляет исследование:
*развитие познавательных способностей учащихся;
*динамика изменения результатов формирования знаний, умений и навыков учащихся (качества знаний, обученности по предметам и т.д.)
*состояния здоровья учащихся
Отличительные особенности. Данная система работы имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с традиционным обучением.
Традиционная организация образовательного процесса
создает


у школьников
постоянные стрессовые перегрузки
приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций
способствуют развитию хронических болезней

Существующая система школьного образования
имеет здоровьезатратный характер
Цель обучения с использованием здоровьесберегающих технологий:
знание + формирование личности + сохранение здоровья.
В условиях здоровьесберегающей педагогики совершенно по - иному строится учебный процесс. При его организации используются организационно – педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Отличается и технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики: и задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Урок построен с учетом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта. Во избежание стрессовых ситуаций для школьников, для каждого ребенка создается не изолированная, а разносторонняя школьная среда, чтобы дать ему возможность проявить себя. Важно организовать на уроке гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, позволяющие фиксировать избирательность познавательных возможностей ученика, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы. Установить атмосферу постоянного размышления, в которой воспитанники не заняты бесполезным запоминанием готовых фактов, а размышляют о том, что неизвестно, размышляют над важными именно для них проблемами, последовательно учатся со всей серьезностью относиться к демократии, друг к другу, сообществу. Создать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего «Я» воспитанника, и устраняют ситуации, которые мешают или препятствуют его росту. Личность в каждом ее опыте должен сопровождать успех. Необходимо помочь каждому ребенку ставить свою, индивидуальную цель, самостоятельно определять содержание учебного материала. При выборе форм, методов и средств обучения я учитываю состояние здоровья ученика и его индивидуальные психофизические особенности.
Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование инновационных технологий обучения. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления.
Технология проведения урока имеет ряд особенностей:
Уроки проводятся с использованием здоровьесберегающих приемов и средств, оздоровительных действий.
Новые средства обучения
Технология сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления).
Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.)
Гимнастика пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).
Гимнастика дыхательная (обеспечивать проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры).
Офтальмотренажеры; различные ориентиры, по которым дети «путешествуют» глазами

В зависимости от сюжетной части урока меняется задание, выполняемое с ориентирами: «Урок – путешествие в Лето» - дети следят за полетом бабочки; «Урок – морское путешествие»- за движением морской волны; «Урок – игра «В гостях у тетушки Осени»- за полетом листика.
Технология обучения здоровому образу жизни
Использую методики:
«Гимнастика маленьких волшебников» - игровые упражнения. Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества.
Включаю в уроки упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук и т.п.
Различные физкультминутки на уроках – это не просто набор физических упражнений, а неотъемлемая часть урока, плавно вливающаяся в него. Состав упражнений зависит от особенностей урока. Проводится на положительном эмоциональном фоне.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия (для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и др.).
Сказкотерапия (сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей).
Технология воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой).
В процессе урока используется специальное оборудование:
Проектор, компьютер, мультимедийная доска, презентации.
Стараюсь тематически оформлять доску к урокам.
Согласно исследованиям тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала.
Хоровое проговаривание позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, ощущать участником общего дела.
Технология сохранения и стимулирования здоровья
при организации перемен:
Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения).
Динамические перемены (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления).
Используемые инновационные технологии при организации учебного процесса, здоровьесберегающие приемы и средства, оздоровительные действия при проведении уроков можно назвать оздоровительными, так как они позволяют сохранять высокую работоспособность и отодвигать во времени начальные признаки утомления. Любая технология должна применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Я считаю, что учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.
На уроке создаются условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным (не бояться ошибиться, получить плохую отметку). Уважительно и внимательно выслушиваю отвечающего, независимо от его успеваемости, поощряю в школьнике чувство независимости, уверенности в себе при ответе. Поддерживаю учеников улыбкой, словесным одобрением. Обращаюсь к ученикам по имени. Беседую не «свысока», а «глаза в глаза». Оказываю помощь детям, не успевающим за темпом работы класса. Использую разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Дискуссия и групповая работа на уроке исключают авторитарность и воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес друг к другу, умение встать на точку зрения другого. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Включение мною в уроки математики валеологических задач, вставок о здоровье; организация работы на уроках русского языка с пословицами, поговорками, загадками, текстами упражнений о здоровье; написание детьми мини сочинений на темы: «Путешествие в страну Здоровья», «Мир моих увлечений»; выполнение детьми на уроках окружающего мира исследовательских работ на темы: «Здоровое питание», «Мы и наше здоровье», «Режим дня», «Как защититься от загрязненного воздуха»; создание проектов на темы: «Школа Здоровья», «Проект завода со специальными очистительными установками»; составление памяток: «Как уберечься от ударов молнии», «Берегите нашу планету» и т. п. формируют у детей культуру здоровья, позволяют осознать его ценность.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных инновационных и здоровьесберегающих технологий позволяет добиться роста успеваемости по предметам, развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширить валеологические знания учащихся, а главное сохранить и укрепить их здоровье.
Используемые здоровьесберегающие технологии позволили без ухудшения показателей здоровья учащихся добиться роста качественных показателей образования и воспитания, роста уровня сформированности ЗУН, повышения культуры здоровья.
Список используемой литературы:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, - (Педагогика. Психология. Управление).
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2007,24 с., 70 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
3.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
5.Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2006.-319с.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
7.Стешкова Н.И. Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения// Практика административной работы в школе.-2005.-№ 8.-с.50
8.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно- практический сборник инновационного опыта.М.: «Илекса», «Народное образование»; Ставрополь:
Ставропольсервисшкола,2006, 9с., 30 с.,72 с.