Урок Реквием по Базарову. И.С. Тургенев Отцы и дети

Развернутый план-конспект урока по зарубежной литературе

Класс: 10
Тема: Прощание с героем. Образ Базарова на последних страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цель: рассмотреть последние главы романа как основные характерообразующие, выяснить их значение в раскрытие личности Базарова
Задачи: обучающие – обратить внимание учащихся на сложность и противоречивость образа Базарова, неоднозначность авторского отношения к герою; помочь учащимся усвоить идейное содержание последних глав романа, понять их значение в раскрытии личности Базарова; обратить внимание на художественное мастерство Тургенева-романиста;
Развивающие – формировать умения: идейно-художественного анализа текста, выделения главного; построения умозаключения; развивать навыки выразительного чтения
Воспитательные – формировать у учащихся такие нравственные ценности, как мужество, самоотверженность, чувство долга перед родиной, активность жизненной позиции, красоты и глубины чувств; прививать способность чувствовать прекрасное и сопереживать.
Методы и евристический, творческого чтения
Приемы беседа, сообщения учащихся, слово учителя, выразительное чтение
Форма проведения: урок-реквием
Оборудование: портрет писателя, записи на доске, карточки, музыкальное сопровождение
Тип урока: комбинированый


Ход урока
Умереть так, как умер Базаров,-
Все равно, что сделать великий подвиг
Д.Писарев
1. Организационный момент
- Приветствие
- Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока
Тема нашего сегодняшнего урока – прощание с героем. Объяснить ее выбор можно тем, что с героем прощается автор, прощаемся с ним и мы.
Постараемся сегодня понять, почему последние главы, посвященные Базарову, считались и считаются в литературоведении ключевыми, имеющими огромное значение в раскрытии личности Базарова. По словам Д.Писарева, без них наше представление о Базарове было бы неполным, а весь роман не имел бы смысла. Подумаем над утверждением Д.Писарева «Умереть так, как умер Базаров,- Все равно, что сделать великий подвиг»

3. Актуализация опорных знаний
Прошу прочитать предложенные мнения об отношении к образу Базарова. (см. карточку № 3). Вы видите, что эти мнения весьма противоречивы даже у самого автора. Почему?
(слишком противоречива, сложна сама личность Базарова. Автор то спорит с ним, то критикует его, то показывает его нравственное превосходство)

Мы уже говорили и об ошибках Базарова, и о его достоинствах, и том, что привлекает в нем самого Тургенева, а что отталкивает. Вспомним вывод, сделанный на предыдущем уроке, он важен для понимания образа главного героя. По мере развития сюжета .- продолжите меня.. (пользуясь конспектом – фигура Базарова становится все значительнее, все более ощущается его нравственное и личностное превосходство над окружающими)
Этот вывод прошу раскрыть подробнее: в каких эпизодах это особенно ощущается; в чем оно заключается. Подтвердите свое суждение отрывками из монолога Базарова. А на доске прошу начертить схему маршрута «скитаний» Базарова и потом описать события, происходящие по ходу его «скитаний»
Устные ответы
об активной жизненной позиции Базарова, о стремлении делать дело, о неудовлетворенности «глухой жизнью отцов», о назначении человека
ответ у доски – (маршрут) – автор проводит своего героя 2 раза по одним и тем же местам, при этом меняется настроение героя, отношение к нему других персонажей, самого автора
То есть вы заметили, что базаров одинок. Кроме того, нарастает внутренний конфликт: он не находит прежней уверенности в себе.
Не имея возможности изобразить, как будет жить и действовать Базаров, автор показал, как он умирает. (см. карточку № 2, 1-4 абзацы). (ученики читают карточку)


4. Изучение нового материала
Звучат начальные такты «Реквиема» Моцарта
Итак, гибель героя предрешена. Хотя его смерть в романе выглядит случайностью. Но мотив не случаен. Вспомните, что повлекло смерть Базарова? (он заразился, порезав палец, при вскрытии тела умершего от тифа)
Таким образом, в смерти Базарова есть героический мотив: он умер не от болезни, не от старости, не как обычный уездный лекарь Запишите: Смерть Базарова – это смерть самоотверженного русского врвча-ученого, до конца исполнившеого свой профессиональный долг.
- Как же Базаров встречает смерть? Сразу ли объявляет о случившемся? Как он это делает? (жалеет родителей, только тогда, когда до конца остаются считанные часы, он объявляет отцу о том, что случилось)
- как он это делает? (чтение отрывка глава 27 – “ старина.. скоро мой мозг в отставку подаст»)
- он говорит сурово, правдиво, с какой-то суровой нежностью. О чем просит его отец, стараясь облегчить последние минуты? (исповедаться, но Базаров отказывается, но тактично, бережно, стараясь не причинить лишней боли родителям, это не характерно для прежнего Базарова)
- значит, Базаров остается мужественным, он не сломлен. Но он уже не так категоричен, он более человечен по отношению к родным. Перед лицом смерти он ищет человека, которому можно сказать все самое сокровенное и важное, потому что этот человек для него дороже всего. Потому что любовь к нему Базарова побеждает все другие чувства.
(выразительное чтение с элементами инсценировки отрывка «Прощание с Одинцовой»)

- каковы же были последние мысли Базарова, на что были направлены его последние усилия? О чем он просит Одинцову? (умереть достойно, позаботиться о родителях, сожалел, что много не успел, главного не сделал. Основной вопрос «Нужен ли я России?»

- Сила духа, стойкость, тоска от несделанного, патриотизм, глубина чувств – вот основное в необыкновенной личности Базарова, что проявилось в последние часы его жизни.
Почему же эти главы являются ключевыми? Вспомните, как отвечает на его вопрос сам автор романа? А отвечает он на них в эпилоге романа.
С уходом из жизни Базарова политическое напряжение спадает, полуденный зной сменяется белой зимой и трескучими морозами. Жизнь входит в обычное русло. Устраивается и жизнь людей, знавших Базарова. Вспомните, как же? (краткий пересказ о семейном счастье Аркадия и Николая Петровича, Павле Петровиче..)

- А в конце резкий контраст: усиление поэтического напряжения – реквием удивительной поэтической красоты и силы, реквием по Базарову
(чтение отрывка «Есть небольшое сельское кладбище.» под музыку «Реквиема» Моцарта)

ИТОГ УРОКА
- Как вы думаете, так сказать можно о человеке, которого любишь или которого ненавидишь? В необходимость которого веришь или нет? ( так сказать можно только тогда, когда считаешь, что человек оставил свой след на земле, был нужен, был любим)
- Тургенев обрек своего героя на одиночество и смерть, считая, что его время еще не пришло. Осиротела земля без Базарова. Он растворился в вечной природе, его жизнь не прошла бесследно. Сегодня обращаясь к нам, Тургенев говорит, каким должно быть человеку и каким не надо быть. Еще он говорит нам: человек может ошибаться, путаться на неизведанном пути. Но если он не изменил своим благородным целям даже перед лицом смерти. Если он нашел в себе силы думать в свой последний час думать не о собственных страданиях, а о родине, близких, такой человек достоин уважения.

Оценка достижений учащихся за урок и комментирование оценок

Домашнее задание
Письменная работа по образу Базарова, подготовиться к развернутому ответу, используя карточки № 1-2























Карточка № 1
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
1. «Отцы и но дети» 4. Базаров и Тургенев
2. Система образов романа «.. и если он называется нигилистом,
Н.П.Кирсанов то надо читать: революционером»
П.П.Кирсанов «Базаров все-таки подавляет все ос-
Базаров Аркадий Кирсанов тальные лица романа. Приданные ему
А.С.Одинцова качества не случайны. Я хотел сделать
Ситников, Кукшина из него лицо трагическое – тут было
Родители Базарова не до нежностей. Он честен, правдив,
3 демократ до конца ногтей»
Кольцевая композиция романа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


КАРТОЧКА 2
Из статьи Писарева «Базаров»
Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть человек только «отставной», Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким.
Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми, и сам принес ему полную дань уважения.
Не имея возможности нам показать, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг.
Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе.
Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, умирающий Базаров возбуждает больше сочувствия. Весь интерес. Весь смысл романа – в смерти героя.

КАРТОЧКА 3.
Высказывания русских критиков. Чья точка зрения вам ближе?.
Любовь Тургенева к Базарову сказывается во многих местах романа. Базаров интересен и значителен внутренней содержательностью и сложностью натуры, в самом деле «сумрачной», огромной силой духа, наконец – при демократизме «до конца ногтей» - такой независимостью мысли и такими задатками внутренней свободы, какие дай Бог настоящему философу.
Д. Овсянико-Куликовский

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего, это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол.
М. Антонович
Марьино

Родители Б.

никольское