Программа курса Занимательная грамматика по русскому языку для 3-4 классов с казахским языком обучения


Авторская программа
по курсу "Занимательная грамматика"
для 3, 4 класса
В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.
Программа курса «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
  Программа курса построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Форма проведения занятий разнообразна: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке,
настойчивости, развивает воображение.
Курс включает 68 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с третьего по четвертый класс.
Цель курса: Овладение русским языком на уровне коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность общения в различных ситуациях важнейших сфер жизнедеятельности учащихся.
Задачи курса
- Через язык приобщить школьников к художественной культуре
- Через язык развивать творческие возможности ребенка
- Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей
- Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся
- Развить внимание и интерес к чтению
- Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире
- Развить познавательные способности детей
Курс «Занимательная грамматика» в школе с казахским языком обучения имеет непосредственную связь с содержанием других учебных предметов:
«Казахским языком», «Иностранным языком»:
- обучение русскому языку осуществляется в модели «триединства языков»;
- на основе изучения трех языков происходит формирование языковой личности;
- обучение русскому как второму предполагает постоянное сопоставление с системой казахского языка;
«Изобразительным искусством», «Музыкой»:
- использование репродукций картин при написании сочинений, словесном рисовании;
- обогащение речи учащихся терминами из области искусства;
- анализ и оценка переложения литературных источников в другие виды искусства.
«Историей»:
-при изучении художественных текстов обращается внимание на историческую эпоху, представленную в произведении и исторический период, в котором оно было создано.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в третьем классе обучающиеся научатся: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), высказывать свое предположение (версию), отличать верно выполненное задание от неверного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать слова по написанию и произношению; определять разницу между звуком и буквой; устанавливать общие признаки жанров; находить языковые закономерности; определять последовательность работы над словом.
Содержание программы
Программа для 3 класса . 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. На что похожа буква. (12 часов)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи». Создание «маленького словарика» начинающихся на одну букву.
Раздел. Народное творчество. (9 часов)
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.
Раздел. Игра со словами. (11 часов)
Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Занятие Содержание темы Кол-во часов Сроки
1 Ведение в курс 1 Раздел 1. На что похожа буква (12 ч )2 Русский алфавит. 1 3 Фонетическая зарядка 1 4 Кто внимательней? (выделение звука) 1 5 Сказка про буквы. 1 6 Игра «Кто больше?» 1 7 Любопытный (сказка на одну букву). 1 8 Доскажи словечко (отгадки на одну букву). 1 9 Буква потерялась. 1 10 Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. 1 11 Анаграммы 1 12 Веселые стихи. 1 13 «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов) 1 Народное творчество (9ч)
14 Загадки. Рисование загадок. 1 15 Чистоговорки. 1 16 Скороговорки. 1 17 Пословицы, поговорки на определенные темы. 1 18 Дразнилки 1 19 Считалки. Игра «Поиграем в прятки». 1 20 Детские потешки. 1 21 Школьные частушки. 1 22 Веселые стихи 1 Игра со словами. (11 ч)
23 Превращение слов. 1 24 Словесная лесенка. 1 25 Из одного слова – несколько 1 26 Слоговой аукцион. 1 27 Закончи предложение (словом на определенную букву) 1 28 Волшебная цепочка 1 29 Слоговое лото 1 30 Дополните слово 1 31 Найди слово в слове 1 32 Грамматическая арифметика 1 33 Игра «знатоки русского языка» 1 34 Итоговое занятие. Анкетирование 1

Содержание программы
Программа для 4 класса. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Части речи. (9 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Развитие речи. Типы текста (11часов)
Редактирование текста.
Раздел. Словари.(5 часов)
Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический.
Раздел. Литературная страничка. (7 часов)
В гости приходят литературные герои.
Занятие Содержание темы Кол-во часов Сроки
1 Повторение за 3 класс 1 Части речи
2 Части разные нужны, части разные важны. 1 3 Приключения в стране «Имя существительное» 1 4 Сказка об имени существительном и его друзьях. 1 5 Прилагательное – друг существительного. 1 6 Волшебная сила имен прилагательных 1 7 Как привести все в движение? Глагол. 1 8 Все происходит в разное время. 1 9 Зачем речи наречия? 1 10 Я, ты, он, она – все мы лучшие друзья.
Ребусы (части речи) 1 11 Продолжи текст. 1 12 Вставь слово. 1 13 Редактирование текста. 1 14 Что важно в тексте? 1 15 Автор, текст, читатель. 1 16 Что можно строить из абзацев? 1 17 Текст-описание. 1 18 Текст – повествование. 1 19 Текст – рассуждение. 1 20 Учимся писать сказки. 1 21 Спектакль. Мы артисты. 1 Словари
22 Орфографический словарь 1 23 Фразеологический словарь. 1 24 Толковый словарь. 1 25 Этимологический словарь. 1 26 Словарь ударений. 1 Литературная страничка.
27 Жили- были или тридесятое царство 1 28 В гости русским народным сказкам 1 29 Сказки народов мира 1 30 Герои сказок в ребусах 1 31 Литературная викторина 1 32 Чайнворд 1 33 Игра «Умники и умницы» 1 34 Итоговое занятие. Анкетирование. 1 В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Будут осваивать способы решения проблем поискового характера; определять способы решения поставленной задачи.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между частями речи; устанавливать ситуативную связь между видами текстов;     
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.