Экзаменационные билеты по русскому языку (5 класс)

Вопросы к контрольному мероприятию (устно) по русскому языку для 5 «Б» класса.
Билет №1.
1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложения распространенные и нераспространенные.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Решто, ражигать, шптать, жлтеть, шлк, шрстяной, тяжсть, прикснуться, ксаться, излжение, излгать.
2. Сделать разборы и, расставив знаки препинания, объяснить их постановку.
Осенние листья темнеют и теряют свои яркие1 краски4.
3. Прочитать наизусть басню И.А.Крылова

Билет №2.
1. Главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Уд...вляться красоте леса, , об...ед...нить (в) ряды, ко...ьба в ра...гаре, по...виться
(в) темнот... , рстительный, рсток, волгать..
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Пришла осень а листья1 еще (не) опали4.
3. Прочитать наизусть отрывок из « Песни о вещем Олеге» А.Пушкина

Билет №3.
1. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ра...г...ралась, пр...нарядились, ра...тянулись , продв...галась, р...сла,
соб...рались, бесе...ки.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания
Легкий3 ветерок пробежал (по) саду и вскоре затих4.
3. Прочитать наизусть стихотворение К.Бальмонта (по выбору)

Билет №4.
1. Словосочетание. Виды словосочетаний.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ш...рокая просека, прол...вать воду, др...жать (от) холода, пр...морский воздух, пр...бл...жались тучи, пр...к...снулись друг (к) другу.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Вдруг1 вспыхнула близко молния и осветила застывшие столбы низкие кустарники4.
3. Прочитать наизусть стихотворение Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором»



Билет №5.
1. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Загрелый, раграться, и...чезать (в) тр...сине, д...леко (от) леса, у...кая д...лина, парч...вая ткань змля, вырстить, возлгать.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
В тот же миг Снежная королева подхватила2 его и они взвились и сели (на) черную тучу4.
3. Прочитать наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».


Билет №6.
1. Обращения. Знаки препинания при обращении.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Маленькая дочка, хищ...ный зверь, верная подру...ка, школьная ука...ка, предпол...гали выехать, под...ехали (к) с...лению.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
С тихим ш...рохом пробежал по саду3 свежий ветерок4.
3. Рассказать 5-6 русских народных пословиц

Билет №7.
1. Имя существительное как часть речи. Имя существительное одушевленное и неодушевленное
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ра...писание уроков, бе...заботный ребенок, изл...гать содержание, простое предл...жение, ра...положиться (на) отдых, шесть ц...плят, делегац...я шахтеров.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Девочка3 испуганно прошептала2 Мы ничего об этом не знали.
3. Рассказать 5-6 русских народных загадок

Билет №8.
1. Предложения с прямой речью. Диалог.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ученический ц...ркуль, бе...чувственный человек, ...делать бе...сознательно, зар...сли бамбука, т...желое путешествие, зеленая р...стительность.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
На землю тихие1 снежинки ложатся блёстками слюды.4
3. Прочитать наизусть басню И.А.Крылова (по выбору)


Билет №9.
Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных в корне слова.
Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Нес...едобный гриб, в...ется песня (над) полями, красочное об...явление, ра...дался ле...кий стук, проб...рался по лесу, высокая пр...града, ре...кие капли дождя.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Вокруг ра...стилался зеленый3 луг (по) краям росли деревья со спелыми плодами4.
Прочитать наизусть стихотворение «Утро» И.Никитина

Билет №10.
1. Согласные звуки. Пары по звонкости-глухости, твердые и мягкие.
Правописание согласных в приставках на –з, -с.
Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Уд...вляться успехам, ра...даваться и...далека, и...чезать (в) д...лине, проп...дать (в) тр...сине, зан...маться ...десь.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания. Раскройте скобки.
Северный ветер несет свинцовые облака и (в) воздухе3 появляются белые снежинки.
Прочитать наизусть стихотворение А.Майкова «Колыбельная»



Билет №11.
1. Значимые части слова. Способы образования слов.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Просмотреть вн...мательно, соед...нить провода, точная ц...тата, надвигается ц...клон, соб...рались пойти (в) ц...рк, ст...яла тиш..., т...щили пово...ку.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Настелил3 я в охотничью сумку листьев, посадил туда зайчонка и принёс домой4.
3.Прочитать наизусть стихотворение И.Северянина «В парке плакала девочка»


Билет №12.
1. Корень слова. Однокоренные слова. Гласные –о-, -е-, после шипящих в корне, суффиксе и окончании имен существительных.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
(На) праз...ничной улиц..., (о) долгом пут, мес...ные ж...тели, глуш... (в) лесу, необычные р...стения, бе...конечная р...внина.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
(В) лучах утреннего2 солнца заграются капли росы4.
3. Прочитать наизусть стихотворение Д.Мережковского «Мать»

Билет №13.
1. Род и число имен существительных. Имена существительные общего рода.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
И...давна и...вестно, в...сит (в) воздухе, бе...цветная ж...дкость, простое предл...жение, камень (не) ра...топиш...
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
У самой воды выглядывали из зарослей мяты голубенькие3 незабудки.4
Прочитать наизусть стихотворение И.Никитина «Утро».

Билет №14.
1. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
2. Практическое задание.
1. .Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Увл...кать ра...говором, насл...ждаться пр...родой, к...заться веселым, уг...щать обедом, подняться (по) лес...нице, моло...ьба зерна, пр...к...снуться к плечу.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Каждая веточка деревьев1 поразительно вырисовывается (на) иссиня-зеленом небе.4
3.Прочитать наизусть стихотворение А.Майкова «Колыбельная».

Билет №15.
1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
И...чезать (с) гор...зонта, ...дешний житель, вя...кая тр...сина, р...стущих на берегу, ш...рох гальки, ра...ходились круги, и...дала крик.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Уже горячее солнце1 выглянуло а дождь еще (не) прошел4.
Прочитать наизусть отрывок из поэмы Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором»
Билет №16.
1. Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ул...жить вещи, бе...заботный шофер, арена ц...рка, трезвый ра...чет, во...зал налево, предл...гать решение, записать цфры, кусты акаци, сложить парашт.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Из густой травы тяжело взлетела3 небольшая рыжеватая птица4.
3. Прочитать наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино»


Билет №17.
1. Лексика. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Соб...рались (в) ц...рк, редкая р...стительность, бе...жалостный человек, прибл...жаться (к) дому, и...чертить листок, ясный ш...пот, быстро р...сли.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Ц...ркуль помощник человека (с) древнейших3 времен4.
3. Прочитать наизусть отрывок из поэмы Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором»

Билет №18.
1 Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола.
Правописание не с глаголами. Видовые пары глагола.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Бе...шумное движение, бе...звездное небо, ре...кие ж...вотные, солнеч...ное утро, потр...сти бумагой, утренняя з...ря, нач...нается урок.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Прочитайте правило в учебнике3 и письменно выполните упражнение.4
3.Прочитать наизусть басню И.А.Крылова (по выбору)

Билет №19.
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Осв...щать землю, раз...яснять задачу, громко ра...певать, тихо прош...птал, и...редка пр...ближаться, пр...градить дорогу.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Поэзия1 Пушкина неиссякаемый источник вдохновения для начинающих поэтов4.
3. Прочитать наизусть отрывок из «Песни о вещем Олеге» А.Пушкина
Билет №20.
1. Глагол как часть речи. Видовые пары глагола.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Опсное приксновение, заграть (на) речке, укая дорока, прсыпать хвоей, равевается красный фла, километры беветрия, выткала речка.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Синицы ссорились трещали и этот треск сливался в веселую3 мелодию4.
3. Прочитать наизусть стихотворение А.Майкова «Колыбельная»

Билет №21.
1. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Разносклоняемые и несклоняемые существительные
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Роскош, нет туч, ты играеш, щечка, расыпчатый, вьюга-(не)погода, посвщено, (на) камн, прилжить, слгать.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Закружилась листва золотая в розоватой воде3 на пруду4.
3. Прочитать наизусть стихотворение А.Никитина «Утро»

Билет №22.
1. Глагол как часть речи. Видовые пары глагола.Буквы –е-,-и- в корнях с чередованием.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
К..сить траву, собрать ко(л,лл)екцию, раполгаться на ночле, удвительная цфра, полскать котенка.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Поэзия1 Пушкина неиссякаемый источник вдохновения для начинающих поэтов4.
3. Наизусть отрывок из поэмы Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором»

Билет № 23.
1. Понятие о типах речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Поговори с врачм, чрная собачнка, счасливый случай, черечур пышно, зеленые водорсли, всюду вееш, собака пробгала.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Внезапно отблеск золотой вспыхнул3 над серебряной землей4.
3. Прочитать наизусть басню И.Крылова (по выбору)

Билет № 24.
1. Имя прилагательное как часть речи. Склонение притяжательных прилагательных.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Бе...заботный, бе...ветренный, бе...сердечный, бе...печный, сем...я, под...езд, Р...стов, к...саться
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Сл...дковатый запах в...дяных лилий1 смешан с зап...хом3 смолы4.
3. Прочитать наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино»


Билет № 25.
1. Имя существительное. Склонение имен существительных во множественном числе.
2. Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ш...лк, свинц..вый, сла...кий, с малыш...м, реш...тка, заг...рают,р...сток.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Под яркими лучами африканского солнца1 произр...стают ап...льсиновые
и лимонные2 деревья.4
3. Прочитать наизусть басню И.Крылова (по выбору)









15