Система выпускных и вступительных экзаменов в Японии


Иван Иванович Гущин
Система выпускных и вступительных экзаменов в Японии
Аннотация. В статье дана характеристика экзаменационной системы Японии. Рассматривается специфика и организация промежуточных, общенациональных и вступительных экзаменов, а также особенности экзаменов для абитуриентов-иностранцев.
Ключевые слова: вступительные экзамены, экзаменационная система, общенациональный экзамен.
Ivan Ivanovich GUSHCHIN
System of finals and entrance examinations in Japan
Abstract. This article gives a characteristic to examination system of Japan. It views specificity and organization of intermediate, national and entrance examinations. Also it considers examination features for foreigners’ entrants.
Key words: entrance exams, examination system, national examination.
По сложившимся традициям экзамены в Японии являются ключевым элементом в системе оценивания качества знаний обучаемых. В современной Японии экзамены проводятся на разных этапах обучения: на уровне школы при переходе от одной ступени обучения к другой, на завершающем этапе школьного обучения и при поступлении в вуз. Условно все школьные экзамены в Японии можно поделить на промежуточные и вступительные. Промежуточные экзамены сдаются на протяжении учебного года, а вступительные – при переходе из начальной школы в среднюю, затем в старшую и в университет.
Систематическая сдача экзаменов начинается со средней школы. В начальной школе экзамены отсутствуют. В средней и старшей школе учащиеся сдают промежуточные экзамены в середине первых двух триместров и в конце каждого триместра. Так экзамены по японскому языку, английскому, математике, обществоведению и естествознанию проходят в середине триместров, а в конце каждого из триместров сдаются экзамены по всем осваиваемым предметам. В основном экзамены представляют собой письменные тесты. Система оценивания – балльная. Высший возможный балл – 100. Как правило, за неделю до того как начнутся экзамены во всех кружках и спортивных секциях отменяются занятия. Это делается для того, чтобы школьники смогли лучше подготовиться к экзаменам.
При переходе в старшую среднюю школу, то есть после окончания обучения в девятилетней обязательной школе, начинается первое серьезное деление японских учащихся по знаниям. Прием в старшую среднюю школу происходит на основании школьных оценок и результатов вступительных тестов. Отметим, что содержание вступительных тестов ориентировано на национальные программы, но при этом имеет некоторые различия для отдельных регионов (префектур) страны. Примечательно, что результаты вступительных тестов не сообщаются учащимся, а высылаются сразу в школы, выбранные ими для поступления.
Выпускного экзамена, как такового, в Японии нет. Школьники лишь получают сертификат (аттестат) на основе результатов обучения. По решению педсовета школы некоторые учащиеся могут быть оставлены для повторного обучения в заключительном классе. «Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита» [3].
В стране существует централизованная система проведения вступительных экзаменов, результаты которых используются (в разной мере) всеми вузами, притом, что каждый вуз устанавливает свое соотношение между весами централизованного и своего экзаменов, а некоторые университеты принимают по результатам общенационального экзамена. Вместе с тем ряд частных университетов не требует сдачи централизованного экзамена, обходясь своими экзаменами, а также производя прием по рекомендациям, даваемым школами. Следует заметить, что японское министерство образования все время подчеркивает важность использования разных методов при отборе будущих студентов (включая устные собеседования, школьные рекомендации и т.п.), не уповая лишь на оценки экзаменов.
Следовательно, при поступлении в престижный вуз выпускники средней школы обязаны пройти два экзаменационных тура. Первый тур (University Entrance Center Examination или UECE) проводится в школе за полгода до поступления в университет. Учащиеся проходят несколько тестов на выбор из 12 предметов. Число тестов определяется каждым университетом самостоятельно. Так, «самый престижный Университет Токио принимает документы у абитуриентов, сдавших не менее 5 национальных экзаменов (UECE), другие университеты требуют сдачи 2-3 экзаменов» [2;с.24].
В 2012 году общенациональный тест был проведен 14 и 15 января в 709 местах по всей стране. Количество тестируемых около 555 500 (на 3400 меньше чем в 2011). Результаты теста будут использованы 835 государственными университетами, частными университетами и колледжами [5].
При Министерстве образования, науки и культуры Японии создан Национальный Центр по вступительным экзаменам в университеты (National Center for University Entrance Examinations), отвечающий за проведение первого экзаменационного тура, обязательного для любого абитуриента. Данный центр занимается такими вопросами как, например, регистрация и учет сдающих экзамены, оформление документов о сдаче экзаменов. В центре существуют двадцать предметных комитетов, разрабатывающих содержание экзаменов. В комитет входят преподаватели, выбранные руководством университетов. «Одной из задач комитетов является контроль за соответствием содержания экзаменов национальным программам и обеспечением одинакового стиля, формы, а также уровня трудности экзаменов по всем предметам. Представители профессиональных организаций учителей-предметников ежегодно встречаются с членами комитетов для экспертизы и обсуждения содержания, уровня трудности и формы экзаменов» [2;с.27].
Второй тур проводит сам вуз непосредственно при поступлении. Считается, что вступительные экзамены в университете гораздо сложнее национальных экзаменов, они разработаны вузовскими специалистами и отличаются по содержанию для разных университетов и, кроме того, для некоторых факультетов в одном и том же университете.
Таким образом, при поступлении в вуз абитуриент еще будучи школьником сдает так называемый «Общий тест достижений первой ступени», проводимый Национальным центром по приему в университеты. Написавшие тест допускаются к вступительным экзаменам, непосредственно в выбранном университете. Тот, кто не справился с экзаменами, может повторить попытку через год или два. Многие абитуриенты после неудачной сдачи экзаменов начинают учиться на специальных курсах или идут работать, некоторые совмещают и то и другое. Повторно сдающие экзамены обычно составляют одну треть от общего числа абитуриентов их называют Rounin. «В 2011 году число Rounin составляло 110211, а число школьников, сдающих общенациональный экзамен было 442421» [4].
Подчеркнем, что частные университеты самостоятельно проводят вступительные экзамены. В основном это тесты по трем предметам (sankyoka или 3-subject, exams): английский язык, математика и японский. В большинстве государственных вузов экзамены охватывают пять предметов (gokyoka): английский, математика, японский, естествознание и обществознание. К числу самых престижных государственных университетов относятся Токио, Осаки, Киото, Нагоя, Саппоро, Сэндай, Фукуока.
Самые престижные из частных университетов (Кэйо, Васэда, Тюо) имеют собственные начальные, младшие и старшие средние школы, а порой и детские сады. Абитуриент, который успешно прошел весь путь, начиная с детского сада и заканчивая старшей школой, в структуре данного вуза, в него зачисляется автоматически и без экзаменов.
Как мы видим, особенность японского образования - строгая экзаменационная система. На высшей ступени средней школы у учащихся начинается усиленная подготовка к экзаменам. Сегодня существует множество учреждений, подготавливающих к вступительным экзаменам, являющимся для всех без исключения абитуриентов тяжелым испытанием.
Поступление в вуз для иностранцев затруднено, во-первых, необходимостью знать японский язык, а во-вторых, отсутствием диплома-эквивалента о среднем образовании. Подобный диплом возможно получить, если пройти обучение в старшей средней школе или на подготовительных курсах. Поступить в университет также можно, обладая дипломом технического колледжа. Для иностранцев специально существуют учебные заведения, в которых есть возможность получить эквивалентный японскому свидетельству сертификат об окончании 12-летнего среднего образования.
Все зарубежные абитуриенты должны пройти специальный тест, подтверждающий способность к обучению в вузе (General Examination for Foreign Students) и специальный языковой тест (Japanese Language Proficiency Test). Общий экзамен проводится Ассоциацией Международного Образования в Токио (Association of International Education, Japan) в декабре каждого года. Результаты этого теста направляются абитуриентами в вуз вместе со всеми прочими документами. Языковой тест также проводится в начале декабря и имеет четыре уровня (элементарный I и II, промежуточный и продвинутый) [1].
Для иностранных абитуриентов наиболее реальной возможностью является обучение в японском университете по специальной программе или программе магистратуры и докторантуры. Эти программы не требуют знания японского языка (преподавание ведется на английском), но требуют финансирования (собственного или получения грантов по программам помощи), наличия научного руководителя и программы исследований. Финансирование образования в Японии возможно за счет различных государственных, национальных и частных фондов. В некоторые можно обращаться напрямую, в другие должно обратиться учебное заведение, готовое принять абитуриента.
Японские вузы все больше включаются в международные программы и переводят часть своих традиционных программ в университетском секторе на англоязычное преподавание.
Университетские программы построены по образцу американских, со степенями бакалавра, магистра и доктора. Однако индивидуальность и четко обозначенное место каждого вуза в иерархии делают почти невозможным переход из одного вуза в другой. Учебное расписание составлено из курсов общего образования, курсов иностранных языков, курсов физической культуры и курсов специального профессионального образования. Экзамены проходят в конце семестров – в сентябре-октябре и в январе-феврале. По результатам письменных тестов и экзаменов студенты получают определенное количество баллов (credits), которые складываются в «уровни» от A до D.
Итак, экзаменационная система Японии отличается от других европейских систем своей строгостью, жесткостью, иерархичностью. При поступлении в вузы абитуриенты проходят жесткий отбор. Сильные ученики попадают в престижные вузы, слабые – в менее престижные. Литература
Высшее образование за рубежом: информационно-аналитический справочник. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2010.
Ковалева Г.С. Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира // Народное образование 2004. №2.
Система образования в Японии. URL: http://edu.rin.ru/html/1497.htmlHigher education in Japan. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Higher_education_in_JapanNational Center Test for University Admissions. URL:http://en.wikipedia.org/wiki/National_Center_Test_for_University_Admissions