Новруз в Азербайджане (5 класс)


Новруз в Азербайджане


Сэмэни — проросшая в тарелке пшеница
Праздник Новруз ежегодно отмечается в Азербайджане пять дней включая 20 и 21 марта, день весеннего равноденствия. Дни проведения праздника Новруз на очередной год определяются и объявляются населению до конца декабря. Праздник отмечается в честь прихода весны, обновления природы. В дни Новруза по народной традиции зажигают костры, приготавливают различные сладости (шекербура, бадамбура, пахлава, гогал), наряжают хончу (угощения, собранные на поднос), высаживают сэмэни, закрашивают варёные яйца и пр.
Новруз — праздник народного оптимизма, победы животворных сил природы, её буйного цветения. И по сей день Новруз-байрам остается самым массовым и популярным в народе праздником . А в 2009 году Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
В день праздника праздничный стол особенный. Здесь можно встретить такие сладости, как шекербура, пахлава, бадамбура, гогал и т. д. Но главным блюдом стола является праздничный плов. По обычаю, на столе должна быть пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с» (сумах — приправа, сюд — молоко, сирке — уксус, сэмэни — проросшая в тарелке пшеница, сабзи — зелень и др,). Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свечи и крашенные яйца. Сэмэни — проросшая в тарелке пшеница, является непременным атрибутом празднества. Для её выращивания берётся и замачивается горсть пшеницы, символизирующая изобилие и достаток, причём этот ритуал сопровождается песней «Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя»
В первый день Новруза встают рано. Все желают друг другу благодатного и счастливого Нового года. По традиции все угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-то сладкое (чаще мёд или сахар). Есть обычай красить сваренные яйца и проверять их в игре на прочность. Ещё одним любопытным обычаем является гадание в навечерие Новруза — дуюн ачмаг (развязывание узла).
Одним из обрядов, связанных с хозяйством и скотоводством, является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы, баранов, выделенных для свадьбы. В Новруз нельзя закалывать скот и убивать животных. В Новруз также не принято давать в долг, чтобы не лишить дом достатка. По традиции в эти дни нельзя проклинать, лгать, сквернословить, осуждать, следует остерегаться дурных поступков.
В дни праздника ашуги и народные певцы ханенде исполняют песни, проводятся народные игры — канатоходцы демонстрируют своё мастерство, пехлеваны (народные борцы) меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли. Среди таких спектаклей широко распространён комический спектакль «Кёс-кёса», в сельской местности проводятся конные состязания, игры в човган, устраиваются петушиные бои.

Народные музыканты во время праздника Новруз в Баку
В дни праздника принято одаривать людей праздничной «долей» (Новруз пайы). В поднос укладываются праздничные лакомства, семени, свечи, хонча и отсылается соседям и друзьям. Если в семье есть помолвленная девушка, то со стороны жениха на её имя приносят особенную хончу. В этот день семья жениха непременно должна отправить подарки в дом невесты — сладости, золотые и серебряные изделия и пр. Семья невесты со своей стороны также оказывает соответствующие знаки внимания дому жениха.
Ежегодно накануне праздника празднуются четыре вторника зимы (илахыр чершенбе), символизирующие воду, огонь, ветер и землю. По поводу каждого из этих дней в народе бытуют стихи, песни, игры, верования. В последний вторник перед Новрузом дети стучатся в двери соседских домов, кладут шапки у порога и прячутся. Хозяева же этих домов должны вернуть шапки с праздничными лакомствами. Также в этот день в каждой семье по числу её членов принято зажигать свечи, которые нельзя тушить преждевременно

Танец молодых ребят, одетых в одежду пастухов во время Новруза в Баку
С наступлением вечера на улицах вспыхивают костры. Семейно все берутся за руки, танцуют вокруг костра, а потом прыгают над костром. Существуют поверья, что очищающее пламя костров пожирает зло и все недуги По традиции, каждый по возможности должен справлять праздник дома, среди членов своей семьи. В дни Новруза осуждается неряшливость и безалаберность, поэтому в домах наводят порядок и чистоту, обновляют свою одежду, а те, кто в ссоре, обиде друг на друга, примиряются.
Интересно отметить, что в «Обозрении российских владений за Кавказом» 1836 года даётся описание празднования Новруза у азербайджанцев (в книге названы «татарами») Елисаветполя (тогдашнее название Гянджи):
У Татар наступление праздника Новруза возвещается во всех концах города ракетами. Мальчики и взрослые молодые люди, собираясь на главных улицах, приносят огнестрельное оружие; вмесше с стрельбою начинается угощение, состоящее в конфектах, которые делаются из плодов, муки, сахару и коровьего масла. Открытые в продолжение праздника лавки украшаются коврами или ярких цветов материями.
Также имеются сведения об обычае, который назывался Новрузун топу атылды («выстрел пушки Новруза»). Сведения об этом обычае имеются у средневековых авторов. Так, участник новогодних церемоний в Шемахе немецкий путешественник Адам Олеарий писал в 1637 году: «Астролог часто встает из-за стола и своим гномоном наблюдает высоту солнца, смотрит на свои часы и таким образом ждет момента, когда солнце достигнет точки равнения дня с ночью. Когда наступила ожиданная минута, он громко объявил: Новый год наступил. Сразу открыли пальбу из пушек. На стенах и башнях города играла труба (гаранай), били в нагару, и таким образом начался весенний праздник». Русский учёный и этнограф Всеволод Миллер, касаясь этого обычая, писал, что «костры зажигались как символ новой жизни, возродившегося солнца». Таким образом, эти старинные игры с огнём, с одной стороны, означали окончание зимы, а с другой — были сигналом к началу весенних полевых работ
Коса и Кечал
Народное театрализованное представление «Коса ве гелин» (коса и невеста) во время фестиваля Новруз в БакуВ Азербайджане в дни праздника Новруз широко популярны народные представления с участием таких персонажей, как Коса (редкобородый) и Кечал (лысый). Полуречитатив-полупение, с которым выступает Коса верно передает его «выкрутасы». Он «для смеха», то спотыкается, делая вид, что падает, то кривляется, «корчит рожи». Интересно отметить, что речитатив попеременно поется как самим Косой, так и его помощникои Кечалем, славившим умение и проделки Косы
А Коса такое вытворит,Козу в барана превратит.
Коса надевал смешной наряд из войлока, открытые колени и локти обмазывал глиной и сажей. На голову нахлобучивал длинноухую войлочную шапку, лицо прикрывал маской и бородой. На шее и поясе болтались разнообразные украшения. К животу он привязывал подушку, чтобы быть толстопузым