Статья «Диагностическое тестирование учащихся российских школ с помощью заданий международных Кембриджских экзаменов»

Статья «Диагностическое тестирование учащихся российских школ
с помощью заданий международных Кембриджских экзаменов»

Необходимо отметить, что как Кембриджские экзамены, так и российские государственные экзамены за курс основной школы (ОГЭ) и полной средней школы (ЕГЭ), разработаны в соответствии с уровнями Общеевропейской шкалы языковой компетенции (CEFR), и соответственно, ориентированы на единые европейские стандарты владения иностранным языком. Типы и формат заданий в них, как и в большинстве других международных экзаменах, часто близки. Кембриджские экзамены не заменяют ГИА И ЕГЭ, но, тем не менее, они способствуют приобретению навыков сдачи экзаменов такого типа, развивают учебно-познавательные умения, самостоятельность, способствуют освоению оценочных действий и стремлению к саморазвитию и самообразованию.
Задания ЕГЭ и Кембриджского экзамена практически идентичны. Разница состоит лишь в том, что во втором содержится большее количество заданий и общий уровень сложности экзамена немного выше. Тем не менее, между экзаменами есть и различия не только в структуре, но и в их назначении. ЕГЭ проводится для итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ России и используется как вступительный экзамен в российские ВУЗы. Сфера применения сертификата Кембриджского экзамена выходит за границы Российской Федерации и может использоваться желающими для работы или учёбы за границей. Таким образом, учащимся необходимо определять свои цели, прежде чем приступать к процессу изучения английского языка. Сертификат ЕГЭ открывает двери в российские ВУЗы, в то время как Кембриджский экзамен дает ряд возможностей за границей.
В ЕГЭ каждое задание состоит из инструкции на русском языке, объясняющей, как выполнять задание текста и тестовых вопросов. В Кембриджских экзаменах все инструкции на английском языке, что само собой является уже препятствием для понимания заданий обучающимися.
Уровень сложности заданий различается уровнем сложности проверяемых умений, сложностью языкового материала и тематики текста.
Типы заданий: множественный выбор, верные/неверные утверждения, перефразирование, установление соответствия. Тематика текстов совпадает в обоих экзаменах, и соответствует интересам школьников.
При развитии навыка «Чтение» в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку используются те же типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах Кембриджских экзаменов.
- Для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
- Для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты.
- Для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности.
Выполнение заданий по чтению Кембриджского экзамена не вызвало для меня особых затруднений, так как у меня уже есть опыт работы по подготовке школьников к олимпиадам, к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, в которых есть похожие задания. Требования к заданиям по разделу «Чтение» сформулированы четко и ясно.
При выполнении задания №3, я столкнулась с тем, что в нем содержится только две опции (Correct/Incorrect), что намного легче, чем задание в ЕГЭ (в нем 3 опции). В ЕГЭ участникам предлагается определить, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста (1 - True), какие не соответствуют (2 - False) и о чем в тексте не сказано, т.е. на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – Not stated).
Готовясь к экзаменам, нужно читать как можно больше текстов разных жанров и обогащать свою лексику. Основной рекомендацией для учителей и учеников является «погружение» в язык. Не стоит ограничиваться выполнением упражнений и типовых экзаменационных вариантов. Напротив, учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики могли общаться друг с другом на английском языке, самим исправлять ошибки друг друга, читать статьи и тексты на актуальные темы, смотреть интересные фильмы и обсуждать их, создавать презентации, проекты и так далее.







Отчёт
Класс: 9А
Количество учащихся: 13

Фамилия Имя
1 задание
(5 баллов)
2 задание
(5 баллов)
3 задание
(10 баллов)
4 задание
(5 баллов)
5 задание
(10 баллов)
Итого
(35 баллов)

1
Ермоченко Дарья
5
5
9
4
10
33

2
Забродин Максим
3
2
5
2
4
16

3
Змерега Юрий
4
3
7
4
8
26

4
Кулинская Ирина
5
5
10
5
10
35

5
Мартьянова Вика
5
2
9
2
7
25

6
Мачула Ирина
4
2
7
3
6
22

7
Мосолова Катя
3
2
6
1
6
18

8
Семстар Наталья
5
4
8
2
7
26

9
Ткаченко Ефим
3
1
4
2
9
19

10
Тюстин Павел
4
2
6
0
8
20

11
Фадеева Юлия
5
5
10
3
8
31

12
Фоменко Анна
4
3
8
3
7
25

13
Чеснова Лиза
5
3
10
3
9
30

Большинство учащихся справились с заданиями Reading. Part 1, 3. 5
Наибольшая трудность возникла в заданиях Reading. Part 2, 4.
Задания
Характеристика заданий
справились

Reading. Part 1.
В этом задании проверяется понимание различных видов коротких текстов: объявлений, указателей, информации на упаковке, а также сообщений различного типа. Тип задания – множественный выбор с тремя опциями.
13 чел

Reading. Part 2.
Во втором задании проверяется детальное понимание текста. Эту информацию надо совместить с пятью из восьми предложенных текстов соответствующей тематики. При выборе текста необходимо учесть все требуемые параметры, игнорируя совпадения лишь на уровне слов, которые часто приводят к неправильному выбору.
5 чел

Reading. Part 3.
Третье задание (верные/неверные утверждения) – это достаточно длинный текст, в котором требуется найти информацию практического характера. Вопросы к заданию помещены до текста, что требует применения техники «сканирования», т.е. поискового чтения.
9 чел

Reading. Part 4.
В четвёртом задании кандидаты демонстрируют понимание цели автора в написании текста, его отношения к описываемым событиям и понимание не только деталей, но и полного содержания текста.
7 чел

Reading. Part 5.
В пятом задании кандидаты вставляют слова из предложенных четырёх вариантов ответа. Важно прочитать всё предложение для того, чтобы выбрать правильный вариант и проанализировать оставшиеся опции на предмет их несоответствия данному пропуску.
12 чел


Типичные ошибки учащихся в чтении: неумение выделять ключевые слова в тексте; неумение игнорировать ненужную информацию; ориентация не на содержание предложенного текста, а на собственный опыт при выборе ответа «верно/неверно»; опора лишь на значение отдельного слова при ответе на вопрос; при выполнении задания опираются на первое встретившееся подтверждение, тогда как следует найти несколько подтверждений правильному ответу; выводят значения идиом из значений отдельных слов, составляющих идиоматическое словосочетание; оставляют задания без ответа; стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста; впадают в панику при виде первого незнакомого слова; ищут перевод незнакомых слов, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку; полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания.
Причины отставания:
К сожалению, неумение читать осмысленно тексты приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. Школьники не всегда внимательно читают инструкцию к выполнению задания и не извлекают из неё максимум информации, так как инструкция к выполнению задания ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной задачи, т.е. на определенный вид чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее.
Для успешного выполнения экзаменационных заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь: понимать тему в полном объёме; извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию; понимать логические связи внутри и/или между частями текста; догадываться о значении отдельного выражения по контексту; подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения.
Таким образом, судя по результатам, можно сделать вывод, что учащиеся в основном справились с выполнением заданий контрольной работы, так как я предложила её заинтересованным ученикам, которые занимаются английским языком не только в школе, но и дополнительно вне школы. Некоторые из них посещают школьные консультации по подготовке к ОГЭ по английскому языку и участвуют в олимпиадах и конкурсах по предмету.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15