Патриотическое воспитание в начальной школе


Патриотическое воспитание в начальной школе
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".
(К.Д. Ушинский)
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. уже с младшего школьного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это есть идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж возвышенное.
Уделять несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому мне помогает УМК «начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира», «Путешествие по родному краю» и т.д.
На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: рубрика «Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.
Для воспитания патриотизма в работе использую народную тематику. Такая работа осуществляется на уроках литературного чтения, ИЗО и технологии.
Провожу классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей с фольклором, (в этом учебном году данная тема стала работой над проектом) так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Еще одна причина использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В своей работе на уроках активно использую пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулок разучиваем и играем с детьми в русские народные игры.
В начальной школе провожу различные внеклассные мероприятия (кл.часы «Дети Сталинграда», «День Победы», «Что такое Конституция», «Моя Родина – Россия», «Еже ли вы вежливы», «Герои – выпускники нашей школы» и другие, экскурсии по родному краю, походы в музей «Наши ветераны», «Русские традиции», «Широкая масленица», где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.