Урок развития речи в 6 классе Рецензирование сочинений


Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Развитие речи. Рецензирование сочинений»
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «рецензия», «рецензирование»; ознакомить учащихся с правилами рецензирования сочинений, нормами и требованиями к ним; работать над повышением грамотности учащихся;
Развивать навыки работы с текстом, умение работать индивидуально и коллективно; навыки устной и письменной речи; организационные навыки;
Воспитывать толерантность.
Тип урока: развития речи.
Оборудование: доска, примеры рецензий
Ход урока
I.Оргмомент.II.Актуализация опорных знаний и умений
Устно, коллективно:
Вы часто пишете сочинения?
Какие чувства вызывает у вас написание сочинения?
Что для вас самое сложное в написании сочинения?
Чего больше всего боитесь при написании сочинения?
Что хотелось бы услышать о своём сочинении?
III.Активизация познавательной деятельности учащихся
Записать в тетради.
Критика – анализ, оценка и суждение о какой-либо человеческой деятельности.
Рецензия – жанр журналистики, который даёт право на критическое оценивание работы, сделанной человеком.
Самостоятельно. Вывести определение понятия «рецензирование». Записать.
Рецензирование – процесс критического оценивания работы, выполненной человеком.
Работа над созданием сочинения.
Коллективное создание сочинения «Когда мы будем взрослыми…». Каждый учащийся по цепочке записывает предложение, продолжающее мысль предыдущего предложения.
Эксперт по ошибкам. Выписывает ошибки, сделанные на доске для последующей коллективной работы над ошибками.
Формулировка основных принципов рецензирования сочинений.
Мысленное возвращение к началу урока, этапу актуализации. Ещё раз повторить, какие трудности возникают и что хотелось бы увидеть в оценке своего сочинения. То есть: на что нужно обратить внимание при оценке; при оценке каких критериев нужно быть толерантным.
Работа с критическим материалом.
Требования к рецензиям:
Библиографические данные (автор, название, дата выхода).
Впечатление.
Комплексный анализ текста:
- анализ названия;
- анализ формы и содержания;
- особенности композиции;
- мастерство автора;
- индивидуальный стиль.
4. Оценка автора и личные размышления.
Работа на доске. Создание коллективной рецензии на созданное сочинение.
Работа в группах.
А) I группа: создает рецензию с негативной оценкой данного сочинения.
II группа: создаёт оценку с полностью позитивной оценкой сочинения.
Б) Представление результатов.
Работа над ошибками. Словарный диктант. Диктует учащийся, отвечающий за данный вид деятельности.
Работа с чужой рецензией.
Мне странно осознавать, что некоторые мои друзья так и не прочли историю о Гарри. Мои друзья, как и я, жили в маленьком городке, до которого все новинки из мира литературы доходили с большим опозданием. Когда у нас в библиотеке появилась первая книга о мальчике-волшебнике, в свет выходила уже пятая книга. Именно поэтому прочесть всю историю мне удалось только тогда, когда я уехала учиться. Вот тогда я и узнала потрясающий мир волшебства, дружбы, верности, преданности и мужества. Для меня вся серия о Гарри Поттере стала не просто замечательной сказкой, а миром, жизнью, целой эпохой, которую я переживаю каждый раз, когда сажусь перечитывать книги. История о мальчике учит очень многому. Эта история раскрыла для меня целый мир настоящей дружбы, которая в наши дни встречается очень и очень редко. Неразлучная троица Гарри, Гермиона и Рон, как же я им завидовала. Несмотря на все трудности, непонимание, опасности, где-то даже эгоизм, да и любовь – не смогли их разлучить. В наше время такая редкость быть верными друзьями, не предавать, не обижать, что нам всем надо поучиться у героев книги взаимопониманию и прощению.
IV.Итог урока
Упражнение «Благодарю…». Поблагодарить одного учащегося из класса за определённую помощь на уроке. Учителя не благодарят.
V.Домашнее задание: выучить §88, написать рецензию на сказку «Колобок».