Методические рекомендации к написанию сочинений по двум эпизодам


Методические рекомендации к написанию сочинений
по двум эпизодам
Преподаватель русского языка и литературы
Суслакова М.Б.
Работа по анализу двух или нескольких эпизодов является продолжением начатой работы. Чтобы написать сочинение, нужно проанализировать предложенные преподавателем эпизоды, дать свою оценку полученным данным, сравнить их с уже имеющимися суждениями о герое или проблеме в целом. Преподаватель показывает, на что следует обратить внимание, какие факты следует сопоставить, как на их основе прийти к нужным выводам. Выдвинув тот или иной тезис, преподаватель помогает учащимся отобрать нужные аргументы, сформулировать на их основе выводы. Возникает уже целая система логических суждений и доказательств, а это важно в работе по развитию речи учащихся.
Такая работа должна проводиться при изучении каждого произведения и стать важным этапом при подготовке к сочинениям на темы, более широкие по своей направленности и объёму привлекаемого материала.
В качестве примера возьмём тему «Два описания старого дуба в романе, их связь с душевным состоянием князя Андрея» (по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Преподаватель сообщает, что А. Н. Толстой придавал этим сценам исключительное значение. Символический образ старого дуба был найден им не сразу. В ранней редакции романа духовное пробуждение своего героя он связывал с Пьером и объяснял его встречей с ним. Князя Андрея поразило тогда «любовное оживление» Пьера, «державшегося за свои убеждения, как за спасительную доску». Но в дальнейшем такой перелом в исканиях Андрея показался Толстому преждевременным, и в окончательный вариант романа он вводит описание двух встреч князя Андрея со старым дубом. Ему удалось слить в одно целое два очень сильных решающих впечатления: встречу с Наташей и новую встречу с дубом. Именно после этого князь Андрей решает долго мучивший его вопрос: «Да, он не был прав. И счастье, и любовь, и надежда – всё это есть, всё это должно быть, и мне надо употребить на это остаток жизни».
Пейзаж у Толстого сопоставлен с человеческими настроениями и раздумьями, гармонично совпадая с ними и проясняя их.
Преподаватель. Духовное развитие князя Андрея на протяжении всего романа отмечено напряженными поисками смысла жизни, счастья. Вспомните, в каком состоянии мы встречаем героя перед Отечественной войной 1812 года.
(Князь Андрей безнадежно смотрел на жизнь, ничего не ожидал для себя в будущем. Преследуемый мрачными переживаниями, он замкнулся, отошел от общества.) Преподаватель. Перечитайте описание 1-ой встречи князя Андрея со старым дубом (том 2, часть, глава 1). Выделите ту часть описания, в которой сформулирована основная мысль этой картины.
(«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»)
Преподаватель. Проследим, как подводит нас Толстой к этому выводу. Подумайте, что лежит в основе данной картины природы.
(Противопоставление. С одной стороны, весна, цветы, трава под дубом, распускающиеся березы, черемуха, ольха, с другой – старый дуб с обломанными суками.)Преподаватель. Вы противопоставили отдельные детали описания. Что еще противопоставляет Толстой?
(Само настроение, выдаваемое этим описанием. Радость весеннего пробуждения, тема, счастья противопоставляются какой-то безысходности, мрачности, исходящей от старого дуба.)Преподаватель. Подтвердите ваш вывод.
- Ваше сиятельство, легко как! – сказал он (лакей Пётр), почтительно улыбаясь.
- Что?
- Легко, ваше сиятельство.
«Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - « и как не надоест всем все один и тот же глупый и бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (…) Так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Преподаватель. Проследите, как это противопоставление, контраст отражены в языке описания, в отборе изобразительно-выразительных средств. Известно, что эпитет – излюбленное средство создания образов у Толстого. Н. Н. Ардене говорил, что Толстой питал к эпитетам «совершенно особое и вполне оправданное пристрастие». Приведите примеры.
(Дуб стоял старым, сердитым и презрительным уродом; суки обломанные, неуклюжие, несимметрично-растопыренные; березы - улыбающиеся.)
Преподаватель. Вспомните, как называется художественный прием, когда предмет и явления неживой природы воплощаются в образе живого существа?
(Олицетворение.)
Преподаватель. Назовите другие изобразительно-выразительные средства языка, которые использует автор в романе.
(Сравнение – стоял старым, сердитым и презрительным уродом; метафора – с огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными; корявыми руками и пальцами.)
Преподаватель. Что вызвала в душе князя Андрея эта встреча?
(«Он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».)
Преподаватель. Запомним этот вывод и обратимся к описанию второй встречи князя Андрея со старым дубом (глава 3).
В основе первого описания лежал принцип контраста. Противопоставлялось всё: весна, молодая зелень – и старый дуб с голыми сучьями; вера в жизнь, надежда – с мрачным скептицизмом, неверием. И вывод князя Андрея вытекал из этого сопоставления.
Преподаватель. Расскажите, какое событие произошло потом в жизни князя Андрея?
(Встреча с Наташей.)
Преподаватель. Прочитайте второе описание дуба. Что лежит в его основе?
(Полная гармония. Могучий старый дуб и молодая зелень – единое целое, всё было в цвету, всё дышало радостью пробуждения.)Преподаватель. Выделите в этом отрывке изобразительно-выразительные средства языка. Помогают ли они в полной мере почувствовать красоту жизни, полную гармонию человека и природы?
(Все средства языка в описании подчинены этому: и эпитеты – пушистые молодые побеги елей, сочные листья, старый дуб с шатром сочной темной зелени, с сочными, молодыми листьями, беспричинное, весеннее чувство радости; и сравнения – старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел в лучах вечернего солнца; и метафоры – молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.)
Преподаватель. Л.Н. Толстой, используя эпитеты, образные сравнения, метафоры, добивался художественной простоты, определенности и конкретности.
К какому выводу приходит князь Андрей?
(«Нет, жизнь не кончена в 31 год», - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей.)
Преподаватель. А как вы понимаете следующие его слова?
«Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»
(Князь Андрей понимает, что вёл эгоистическую жизнь, ограниченную пределами семьи, родных, осуждает себя за уход из общества, от людей. Он осознает, что у него еще достаточно сил для того, чтобы установить духовную связь с окружающими его людьми, чтобы активно участвовать в самой жизни.)Преподаватель. Анализ этих двух эпизодов позволил нам увидеть, как князь Андрей от эгоистической замкнутости, отчужденности приходит к пониманию необходимости общения с людьми своего круга, класса, а затем перейдет к пониманию основ общенациональной жизни.
Встреча с Наташей принесла ему ощущение полноты настоящей жизни, он «почувствовал себя ожившим и помолодевшим». Она вернула его к подлинной жизни с ее радостями и волнениями. Чуть позже мы увидели, как под влиянием сильного, нового чувства преобразился внутренний и внешний облик князя Андрея. Жизнь озарилась для него иным светом, он обрел веру в счастье, надежду и любовь.
Более сложным видом сочинений является анализ массовых сцен в произведениях, т.к. учащиеся сталкиваются не с одним героем, а с несколькими, порой очерченными довольно кратко. Необходимо «уловить» общее настроение массы людей, выделить то, что характерно для них в целом на данном этапе, проследить, как эти качества будут проявляться в новых условиях.
Овладеть навыками такого анализа важно, потому что при изучении литературы советского периода учащиеся столкнутся с необходимостью анализа массовых сцен (например: роман М.А. Шолохова «Поднятая целина», роман-эпопея «Тихий Дон»).