Методические рекомендации к написанию сочинений по отдельному эпизоду


Методические рекомендации к написанию сочинений
по отдельному эпизоду
Преподаватель русского языка и литературы
Наконечная Н.В.
Для сочинения данного вида преподавателем должны отбираться эпизоды из изучаемого произведения, играющие важную роль в раскрытии его идейного содержания или в создании художественного образа.
Анализ эпизода формирует определенные навыки, необходимые при дальнейшей работе над сочинением, подводит учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Сочинения такого типа прививают и закрепляют простейшие навыки анализа художественного текста, учат видеть место, значение данного эпизода в общей идейной и композиционной структуре произведения. Обычно анализ эпизода проводится по ходу работы над содержанием произведения, при анализе одной или ряда глав, объединенных тематически (в качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру).
При выборе эпизода для анализа следует учитывать отдельные черты личности героя изучаемого произведения и отношение к нему автора. В ряде случаев можно брать эпизоды, наиболее ярко раскрывающие ту или иную проблему произведения.
Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» преподаватель организует работу над содержанием произведения, так как учащиеся сталкиваются с определенными трудностями как в осмыслении образа Базарова, так и проблематики романа. Анализ отдельных эпизодов позволит привлечь внимание учащихся к наиболее ярким сторонам личности и мировоззрения главного героя, разобраться в сложном и порой противоречивом отношении к нему И.С. Тургенева. В процессе анализа отобранных эпизодов в последующих за ним письменных работах учащиеся накапливают и осмысливают необходимый фактический материал.
Так, приступая к работе над второй главой романа, преподаватель впервые знакомит учащихся с описанием внешности главного героя.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович. Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
Целесообразно познакомить учащихся с высказыванием М. Горького о мастерстве И.С. Туренева. По словам Горького, Тургенев, Гончаров, Толстой «писали пластически, слова у них – точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы разных людей, живые до обмана, до того, что когда читаешь их книги, то кажется: все герои, волшебно одухотворенные силою слов, окружают тебя, физически соприкасаясь с тобою…»И.С. Тургенев чаще всего обращается к статическому описанию внешности героя, обычно при первом его появлении. Причем портрет у него становится, как правило, важнейшим средством показа основных социально-психологических особенностей личности героя. Часто Тургенев портретную зарисовку насыщал элементами психологической характеристики, таким образом, доминирующая, определяющая черта героя получала отражение в его внешности.
Пример анализа эпизода
Итак, вы узнали, что Тургенев стремился давать законченный, статичный портрет героя при первом его появлении. Прочитайте отрывок и докажите это. (Учащиеся перечисляют детали, составляющие целостный портрет Базарова, отмечают его завершенность, отсутствие в нем внутреннего движения, развития.)
Портрет у Тургенева всегда отличается непременной законченностью, завершенностью. В своих ответах вы отметили, что Тургенев описывает каждую деталь внешнего облика Базарова. Но что бы вы сказали о его портрете в целом? (Подводит учащихся к выводу о том, что это предельно сжатое описание внешности героя и в то же время исключительно по силе своей выразительности.)
Можно ли уловить во внешности, несколько угловатой фигуре Базарова главную, определяющую черту его личности? (Учащиеся отмечают, что отличительными чертами личности Базарова являются его ум, вера в себя, уверенность в своих силах.)
Вы назвали в качестве примера такую черту его личности, как самоуверенность. Как вы считаете, какое это качество человека? Как оно характеризует Базарова? (Значение слова «самоуверенность»: быть слишком уверенным в себе, выражать пренебрежение к другим.)
Вы правильно говорите об основных психологических чертах личности Базарова. Но ведь особенность мастерства Тургенева еще и в том, что он раскрывает социально-психологические особенности личности героя. Можно ли сделать такой вывод на основе данной характеристики? (Учащиеся отмечают, что Базаров – разночинец. Он приехал в гости к аристократам Кирсановым. Его происхождение, демократизм подчеркиваются рядом деталей: одет «в балахон с кистями», протянул «обнаженную красную руку» и пр.) Объяснить значение слова «балахон» (слишком просторная, бесформенная одежда).
Как вы считаете, что будет главным для вас: умение пересказать близко к тексту описание внешности Базарова или раскрыть на ее основе определенные социально-психологические черты его личности?
Обобщив ответы учащихся, преподаватель предлагает тему для домашнего сочинения: «Основные социально-психологические черты личности Базарова (на материале описания его внешности во второй главе романа)».
В отдельных случаях можно предложить учащимся план-схему будущего сочинения:
Горький об умении Тургенева создавать «живые до обмана» образы.
Описание внешности героя при первом его появлении – особенность мастерства Тургенева.
Социально-психологические черты личности Базарова, данные Тургеневым в описании внешности героя.
Другим типом, аналогичным первому, является сочинение на материале эпизода, имеющего важное значение в понимании общей идейной направленности художественного образа и в понимании проблематики изучаемого произведения. Например, приемы работы над эпизодом при анализе пятой главы части третьей романа Ф.М.°Достоевского «Преступление и наказание».
Преподаватель сообщает, что Достоевский придавал особое значение этой главе, он ставил перед собой задачу «…так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно». Тема преступления Раскольникова раскрывается постепенно, мотивы преступления анализируются тщательно.
Прежде всего, попытаемся восстановить в памяти те события, о которых говорится в первой и во второй частях романа:
К какому времени относится действие романа?
Расскажите о Раскольникове (его происхождении, занятиях, об отношении к семье и т.д.).
Расскажите о преступлении Раскольникова.
Делается вывод: мотивы преступления раскрываются автором после того, как оно произошло. Достоевский показывает, что страшное испытание для Раскольникова позади, он раздавлен и разочарован в себе, но не в своей идее. Обратимся к теории Раскольникова.
В какой статье он впервые изложил свою теорию?
Какой вопрос интересовал Раскольникова прежде всего? (Вопрос о «психологическом состоянии преступника в продолжение всего хода преступления».)
На какие разряды он делил людей? («…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».)В чем, по его мнению, различие между ними? (Назначение первых – быть послушными, вторые – разрушители, способные преступать закон; для своей идеи могут перешагнуть через труп, через кровь, они имеют право на преступление.)
В чем назначение людей второго разряда? (Двигать мир и вести его к цели.)
Как должны складываться отношения между представителями этих разрядов?
На какие авторитеты ссылается в своей теории Раскольников?
К какому разряду людей относит себя сам Раскольников? (Ответ его звучит неопределенно: «Очень может быть». Однако раньше, в результате долгих размышлений о мотивах убийства, Раскольников приходит к выводу, что преступление для него – один из способов доказать, что он человек, а не «дрожащая тварь».)Когда впервые в разговоре с Порфирием Петровичем упоминается Наполеон? (Преподаватель обращается к этому отрывку и читает его: − Позвольте вам заметить, − отвечал он сухо, − что Магометом иль Наполеоном я себя не считаю... ни кем бы то ни было из подобных лиц, следственно, и не могу, не быв ими, дать вам удовлетворительного объяснения о том, как бы я поступил.
− Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? − с страшною фамильярностию произнес вдруг Порфирий. Даже в интонации его голоса было на этот раз нечто уж особенно ясное.
− Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил? − брякнул вдруг из угла Заметов.
В теории Раскольникова начинают звучать наполеоновские идеи. Они и становятся основой, движущим началом теории Раскольникова: личность, относящаяся к высшему разряду, имеет право сказать «новое слово».
«Преступление и наказание» совпало с возрождением общественного интереса к личности Наполеона, его идеям. В 1865 году в Париже, а потом и в Петербурге, вышла книга Наполеона III «История Юлия Цезаря». В предисловии к книге говорилось о предназначении великих людей, об их исключительности (они являются «исключительными существами», появляющимися в истории время от времени, подобно светящимся маякам). Не случайно, что Раскольников в своей теории говорит примерно то же самое; по его мнению, родятся «гениальные люди из миллионов, а великие гении, завершители человечества, может быть, по истечении многих тысяч миллионов людей на земле».
Наполеону III принадлежит и идея деления людей на два разряда: обыкновенных людей и «героев», «мировых гениев».
В газетах и журналах шли оживленные споры об этой книге. Книга Наполеона III явилась одним из звеньев к философии Ницше, к его идеям о «сверхчеловеке».
Восторженно отзывается о Наполеоне и герой Л.Н.Толстого. Андрей Болконский называет его гением, непостижимым роковым человеком. Позиции Толстого и его героев были диаметрально противоположными, тем не менее, в журнале «Русский вестник» за 1866 год появились именно эти восторженные отзывы героев Толстого о Наполеоне.
Достоевскому удалось отразить характерную черту своего времени и в то же время с художественной силой развенчать ее. Идейное и моральное поражение Раскольникова явилось и поражением «наполеоновских идей», получивших определенное распространение среди молодежи 60-х годов XIX века.
Трагедия героя в том, что он одиночка, поставивший себя над человечеством. От нищеты и отчаяния он пришел к мысли о праве сильного, но его теория потерпела крах, так как, по мнению Достоевского, нельзя использовать зло для сотворения блага.
После анализа главы можно предложить учащимся сочинение-миниатюру на тему: «Мотивы преступления Раскольникова».
Важным и необходимым типом сочинений на материале анализа отдельного эпизода изучаемого произведения являются сочинения, цель которых – показать роль речевой характеристики в создании целостного художественного образа. В речи человека всегда отражаются его взгляды, психология, жизненный опыт, социальные связи, духовные запросы. Поэтому в любом произведении писатели не только показывают социальную среду, с которой связан герой, его внешний облик, но и его речевую манеру. Язык действующих лиц становится выражением их идейно-психологической сущности. Речь героев является предметом специального изучения на занятиях по литературе.
Выбранный для анализа эпизод должен помочь раскрыть наиболее существенные, определяющие черты характера, понять идейно-психологическую сущность образа в целом. В этом отношении целесообразными окажутся эпизоды, в которых автор раскрывает образы второстепенных действующих лиц, так как небольшой объем материала позволит завершить работу в течение занятия.
Например, на материале драмы А.Н. Островского «Гроза» можно показать, как подготовить учащихся к сочинению «Речевая характеристика Феклуши в драме «Гроза».
Перед началом работы следует остановиться на принципах речевых характеристик действующих лиц в пьесе Островского, раскрыть исходные положения, которыми руководствовался драматург. В одном из писем А.Н.°Островский отмечал: «Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми определяется самый тон роли». В языке действующих лиц Островский использует все богатства общенародного языка, опирается на его лексику и фразеологию, на морфологию и синтаксис. Но нельзя рассматривать такой подход к использованию ресурсов языка упрощенно, без учета отношения к ним самого автора. Нужно помнить, что эти средства языка используются им в художественной изобразительно-выразительной функции. Принципы речевой характеристики у Островского связаны с общими принципами отбора и художественного воспроизведения жизненного материала в драме. Драматургу всегда было чуждо увлечение натуралистическими подробностями бытовой речи. Язык в его драме передает типичность героев, представителей определенных общественных групп.
Обратимся к анализу явления 1 действия 3. Как вы думаете, что является основным источником обогащения речи Феклуши? (Главным образом, просторечия и церковная литература.)
Феклуша – представительница малограмотной мещанской среды, поэтому ее язык отражает речевую манеру людей этого круга. Драматург широко вводит в ее речь разговорно-просторечные слова. Приведите примеры из текста. (По всем приметам, беготня, снует, ан пусто, инда грохот идет, для-ради и др.)
Обратитесь к явлению 1 действия 2, найдите и там аналогичные примеры. (Аль едет куда свет наш, салтан, по-ихнему, покудова.)
Для разговорной речи характерно употребление фразеологических оборотов, идиоматических выражений. Можно ли отметить их в речи Феклуши? Приведите примеры. (Скатертью ему дорога, бегает народ взад да вперед, один враг смущает).
Под влиянием народных сказаний, песен в речи Феклуши можно отметить и образные сравнения. Они отличаются конкретностью, яркой выразительностью. (Многие люди… добродетелями, как цветами, украшаются; а другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого; суета-то она вроде тумана бывает; и делает он руками, как будто сыпет что и др.) Немало встречается и эпитетов. Приведите примеры их удачного использования в речи Феклуши. (Свежий человек, прекрасный вечер, огненный змий, высокий-превысокий дом.)
На речь героини сильное влияние оказала и церковная литература: жития, духовные стихи, проповеди. Какие слова вы отнесете к этой группе? (Содом, плевелы, видение, игрища да гульбища, праведно, щедроты.)
Подумайте, оказала ли подобная литература влияние на склад ее речи, интонацию, на манеру говорить. (Феклуша говорит напевно, в форме чтения слышанных героиней проповедей: «Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен».)Феклуша разносит вести, это своего рода профессиональная рассказчица, она многоречива. Что усиливает ее сладкоречие? (Маска богомольности, святости.)
Обратимся к явлению 1 действия 2. «Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила, я слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят … и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми…» Что еще отличает речь Феклуши? (Для ее речи характерны повторы, обратный порядок слов, что усиливает впечатление неторопливости, напевности речи.)
Анализ речи Феклуши убеждает в том, что перед нами невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка. Дикой и Кабаниха нуждались в поддержании своей власти, и такие, как Феклуша, умело использовали это. Известный писатель П.И. Мельников-Печерский в «Северной пчеле» 23 февраля 1860 года писал: «Странница Феклуша — личность характеристическая, знакомая всем и каждому, живавшему в Москве, а особенно в местностях, богатых монастырями, женскими общинами и раскольническими скитами. Она говорит свысока, поучительным тоном, хотя и несет вздор да чепуху, любит распространяться на счет врага рода человеческого, которого видит и в локомотиве железной дороги, и в трубочисте на крыше. Феклуша ни в чем не причастна к ходу действия драмы, но она необходима для нее, как олицетворение тех понятий, которые для Кабанихи и прочих самодуров, жрецов домостройного алтаря, затемняют святую религию любви и свободного духа, искаженную на русской почве татаро-византийскими плевелами, таким густым бурьяном разросшимися по телу любезного нашего отечества. Тунеядство, попрошайничество, суеверие, ханжество, сплетни, перенос вестей из дому в дом — вот отличительные свойства наших многочисленных Феклуш, под черным платком скрывающих всякую мерзость душевную».
Смысл анализа отдельного эпизода в сочинении – приучить учащихся всматриваться в детали, содержание художественного произведения, понимать значение отдельной образной картины в общей художественной системе, а не пересказывать его содержание, а также сформировать навыки стилистического анализа текста.