Открытый урок по гимнастики тема урока Бревно- разновидности ходьбы: на носках (руки в стороны вверх) высоко поднимая колени (руки на поясе), повороты.


Раздел школьной программы: Гимнастика (40 урок).
Дата проведения: 12.12.2016 Класс: 6в (девочки) Продолжительность урока- 45 минут. Место проведения - спортивный зал КГУ «Гимназия №1» Тема: Бревно- разновидности ходьбы: на носках (руки в стороны вверх); высоко поднимая колени (руки на поясе), повороты. Цель урока: Формирование представлений учащихся о правильной осанки и здоровом образе жизни по средствам гимнастических упражнений.
Задачи урока:
Закрепление техники изученных ранее элементов и их совершенствование в различных соединениях на гимнастическом бревне.
Воспитание эстетичности, красоты движений, чувства ритма при выполнении комплекса аэробики и гимнастических упражнений.
Развитие на практике конструктивных, организаторских, двигательных умений при взаимном обучении.
Формирование ценностных отношений к себе, обществу, физической культуре.
Развивать умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность через самостоятельные занятия.
Инвентарь:
бревно гимнастическое низкое,
скамейки гимнастические (7 шт. )гимнастические маты (6 шт. )магнитофон и кассеты (аудио 3шт. )скакалки (5-6 шт. )коврики (20 шт. )секундомер (1 шт. )Содержание
1. Вводно-подготовительная часть – 12 мин.
1. Построение. Проверка осанки.
2. Сообщение задач урока. Озадачить школьниц на осознание, осмысление и выполнение заданий на уроке.
3. Активизация мыслительной деятельности:
- Прошу Вас, девушки, ответить на поставленный ВОПРОС: “Что, по Вашему мнению, является проявлением эстетики на уроках физической культуры?”. ОТВЕТ (ожидаемый)
красота линий в движениях,
элегантность, чувство ритма, темпа,
легкость движений, виртуозность.
- опрятный внешний вид учителя и учеников.
4. Строевые приемы на месте, ходьба и выполнение специальных упражнений на укрепление мышц спины и повышения общего мышечного тонуса в ходьбе под музыку:
- на носках, руки вверх в замок, ладони наружу;
- в полуприседе на носках, руки в стороны;
- на носках, руки назад в замок;
- без задания и перестроение в колонны по четыре, поворотом в движении.
5. Упражнения на укрепление осанки, развития координации, и прыгучести; (выполнение заданий шеренгами по 4 человека поточным способом)
Ходьба с взмахом ног, руки в стороны;
«Пружинящий» шаг, руки на пояс;
Прыжок “скачёк” - (подскоки), одна рука вверх, другая в сторону;
Прыжки со сменой согнутых ног впереди и сзади.
«Подбивной» прыжок влево и вправо.
6. Для закрепления и совершенствования изученных прыжков выполнить предложенную связку из 6 прыжков, но под музыку (Марш 2/4),(Приложение № 1).
Цель: Формирование чувства ритма, согласованности движений рук и ног, эстетичности, элегантности.
7. Самоконтроль после физической нагрузки. Определить ЧСС за 6 секунд. Учатся сами определять зону физической нагрузки по пульсу, (спросить по желанию, но знать должны все!)
8. Анализ индивидуальных ошибок при выполнении прыжковой связки:
- Нет полной амплитуды движений.
- Нет слитности в выполнении.
- Несогласованные движения рук и ног.
- Отсутствие чётких линий в фазе полёта.
- Не фиксируется конечное положение после связки.
II. Основная часть урока – 28 мин.
1. Комплекс ритмической гимнастики (построение произвольное лицом к зеркалам). Цель: закрепление навыков самостоятельного проведения отдельных частей комплекса аэробики, как физкультурно-оздоровительной деятельности.
Задача: развивать у учащихся следующие способности: организаторские, конструктивные, двигательные.
Первая часть комплекса ритмической гимнастики (проводит ученица). Задача: подготовить опорно–двигательную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы к физическим нагрузкам и решению основных задач урока.
Рекомендуемые упражнения для данной части комплекса (приложение №2).
Вторая часть комплекса ритмической гимнастики (проводит ученица). Задача: развитие общей выносливости, двигательных качеств, чувства ритма и темпа при выполнении физических упражнений комплекса. Формирование устойчивой реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем на двигательную нагрузку.
Рекомендуемые упражнения для данной части комплекса, (приложение № 3).
Третья часть комплекса - силовая, (проводит ученица). Задача: целеноправленное, избирательное воздействие на развитие физических качеств у школьниц через специальные физические упражнения. Рекомендуемые упражнения для данной части комплекса, (приложение № 4). Самоконтроль за состоянием организма после физической нагрузки по пульсу.
Четвертая часть комплекса - восстановительная, (проводит ученица). Задача: Постепенное снижение нагрузки, восстановление деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой системы, улучшение эмоционального настроения, снятие усталости.
Рекомендуемые упражнения для данной части комплекса, (приложение № 5).
2. Самоконтроль по пульсу после данной части комплекса.
3. Подведение итогов проведения комплекса.
4. Выставление отметок учащимся за проведение комплекса. Назначить учениц, проводящих разные части комплекса на следующий урок по добровольному желанию.
5. Работа на гимнастических снарядах. Цель: создать оптимальные условия для выявления индивидуальных задатков, развития интереса и способностей к гимнастическим упражнениям на снарядах, самореализация творческой самостоятельности. Работа осуществляется в динамических парах, созданных на основе личных пожеланий.
Задача для каждой пары занимающихся: учиться взаимодействовать друг с другом, давать техническую консультацию, оказывать помощь и страховку, видеть ошибки в исполнении и находить пути их исправления.
2. I отделение. Упражнения в равновесии на бревне.
Задача. Бревно- разновидности ходьбы: на носках (руки в стороны вверх); высоко поднимая колени (руки на поясе), повороты.
1. Подводящие упражнения выполняются последовательно на разных опорах по ширине и высоте:
а) на полу;
б) низкой гимнастической скамейке;
в) высокой скамейке;
г) низком гимнастическом бревне;
д) среднем гимнастическом бревне.
2. Бревно- разновидности ходьбы:
а) на носках (руки в стороны вверх);
б)высоко поднимая колени (руки на поясе);
в) повороты.
Задание творческого характера для динамических пар: “Составить из повторенных элементов (приложение № 6) комбинацию на бревне на два прохода по бревну с соскоком”.
2. II отделение. Упражнения на акробатических матах. 
Перед каждой ученицей на полу лежит гимнастический мат.
Цель: содействовать развитию активной творческой деятельности и сознательности.
Задача: совершенствовать изученные акробатические элементы, умение осуществлять самостраховку и помощь при выполнении соединений кувырка вперед с другими акробатическими элементами из различных исходных положений в разные конечные положения.
Самостоятельное выполнение по 2 раза каждого задания:
1. Кувырок вперед из выпада правой ногой вперед в упор присев.
2. Кувырок вперед из равновесия на полусогнутой ноге, руки вперед, в упор присев, ноги скрестно, и поворот на 180 0.
3. Кувырок вперед с шага в заднее горизонтальное равновесие.
4. Кувырок вперед из заднего горизонтального равновесия в сед ноги врозь, с наклоном вперёд.5. Кувырок вперед из выпада правой/левой вперед в стойку на лопатках (держать 2 сек.) с перекатом вперёд и переходом в основную стойку. Упражнение сложное по координации и требует хорошей физической подготовки.
6. Кувырок вперед со стойки на кистях в упор присев (со страховкой!). Данное задание выполняют только те, кто в совершенстве владеет телом в стойке на кистях и умеет переходить в кувырок вперед со стойки. Контроль учителя обязателен во избежание травм!
7. Подготовить две дорожки по 3-4 мата для творческой деятельности.
Задание творческого характера для динамических пар: составить самостоятельно, акробатическое соединение, состоящее из ранее изученных 8-10 элементов, эстетически оформленное, с учетом своей физической и технической подготовки.
8. Выполнение составленной комбинации. Задание выполняется по 1 человеку на каждой дорожке. Оценивается техника и красота движений. Названия изученных элементов акробатики (в приложении № 7). (Уборка мест занятия. Подготовка станций для круговой тренировки).
3. Круговая тренировка. 
Задача. Развитие и укрепление основных мышечных групп, подготовка учащихся к сдаче контрольных нормативов по физической подготовке.
Работаем 30 секунд с максимальной отдачей, по сигналу прекращаем и переход на другую станцию. Отдых -15 секунд. Задания на станциях: (указаны места и графическое или фото изображение задания через мультимедийный проектор)
Станция 1. Сгибания – разгибания рук в упоре сзади на скамейке.
Станция 2. Поднимание верхней части туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты под углом 900, голень держать параллельно полу, руки прямые, ладонями упираются в пол.
Станция 3. Прыжки через длинную скакалку.
Станция 4. Сгибания – разгибания рук в упоре лежа от скамейки.
Станция 5. Приседания на одной ноге у опоры (“пистолетики”).
Определение зоны мощности физической нагрузки по пульсу. (Большая зона мощности, ЧСС примерно 150-170 уд/мин. ) отдых не менее 2-мин. Уборка мест занятий, построение по кругу парами.
4. Творческая мастерская. Демонстрация домашнего задания - “хореографические задумки”. Из ранее изученных движений танца “полька”(приложение № 8), предложено самостоятельно составить свой танец на 6-8 “восьмёрок” под выбранную музыку.
Цель: создание оптимальных условий для выявления индивидуальных задатков, развитие творческого мышления, активно-деятельностной позиции на уроке, умений самореализовать свои замыслы в практической деятельности. Девочки сгруппированы по 4-6 человек, где у каждой отведена своя роль (подбор музыки, хореография, оформление танца, представление в жюри печатный вариант последовательности выполнения элементов танца). Одна подгруппа выполняет – остальные оценивают аплодисментами.
- Выполнение второй, третьей подгруппой домашнего задания – на каждую пару не более 1 минуты. (Подведение итогов выполнения домашнего задания).
III. Заключительная часть урока - 5 мин.
Произвольное построение в одну шеренгу
Уточнение заданий для самостоятельной подготовки комплекса ритмической гимнастики.
Игра на внимание. “Какая лента длиннее?”. Из трёх лент, разного цвета и длины выложен на полу треугольник(синяя - 45см, красная - 50 см, зелёная – 55см). Задача: найти самый длинный отрезков из трёх лежащих на полу лент и назвать её цвет.
Выставление отметок в журнал за:
проведение частей комплекса ритмической гимнастики;
лучшую составленную связку на бревне и акробатике;
составленный и исполненный танец “полька”.
Завершение урока. Организованный выход из зала.
Комбинация из 6 прыжков. Приложение №1.
И. П. - О. С. на носках, руки в стороны.
1. Шагом правой вперед - скачок на правой ноге, левая вперед, согнута в колене, правая рука вверх, левая в сторону.
2. Шагом левой вперед - скачок на левой ноге, правая вперед, согнута в колене, левая рука вверх, правая в сторону.
3. Шагом вперед с правой - прыжок со сменой согнутых ног впереди, руки дугами книзу скрестно вперёд.
4 . Шагом вперед с правой - прыжок со сменой согнутых ног сзади, руки дугами книзу в стороны.
5. Шагом скрестно в сторону правой - “подбивной” прыжок ноги влево, правая рука вверх, левая на пояс, смотреть через плечо влево.
6. Шагом скрестно в сторону левой – “подбивной” прыжок ноги вправо, левая рука вверх, правая на пояс, смотреть через плечо вправо.
7. И. П. - О. С. руки вверх.
Приложение №2.
Примерный перечень движений для 1части комплекса ритмической гимнастики.
1. Ходьба на месте в сочетании с движениями рук, плеч, головы.
2. Небольшие ритмичные подскоки на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево.
3. Упражнения для мышц шеи, плечевых, локтевых, лучезапястных суставов.
4. Повороты, скручивания, наклоны верхней части туловища.
5. Растягивающие упражнения умеренной силы.
Приложение № 3.
Примерный перечень движений для 2 части комплекса ритмической гимнастики.
1. Круговые движения в различных суставах с большой амплитудой движений.
2. Наклоны, повороты, скручивания туловища из различных исходных положений.
3. Махи, отведения, приведения рук и ног.
4. Упражнения в приседах и полуприседах.
5. Упражнения из положения сидя.
6. Упражнения из положения лёжа на боку, животе, спине.
Приложение № 4.
Рекомендуемые упражнения для 3 части комплекса ритмической гимнастики
1. Приседания с небольшими отягощениями (индивидуально гантели по 1,5-3 кг. )
2. Сгибания и разгибания рук с гантелями из различных исходных положений.
3. Поднимания и опускания туловища из различных исходных положений.
4. Наклоны с партнёром или отягощениями.
Приложение № 5.
Примерный перечень движений для 4части комплекса ритмической гимнастики.
1. Дыхательные упражнения (грудное и брюшное дыхание)
2. Шейпинговые упражнения (медленные наклоны вперед, вниз, стоя и сидя, шпагаты, мосты с помощью и самостоятельно);
3. Экзерсис без опоры, на середине зала, лицом к зеркалам (основы классической хореографии: “деми”-и- “гранд” плие, батманы, “волна” руками и туловищем).
Приложение № 6
Примерная комбинация на бревне для девушек.
1. Ходьба на носках, руки в сторону- 4 шага.
2. Ходьба с взмахом и подъемом на носок- 4 шага.
3. Два прыжка со сменой ног с продвижением вперед, руки в сторону.
4. Два шаг польки на носках, руки в стороны.
5. Поворот на 180 градусов на носках в полуприседе, руки вниз.
6. Поворот на 180 градусов на носках в приседе, руки вверх.
7. Равновесие заднее, руки вперед - держать 3 секунды!
8. Опуститься в упор стоя на правом колене, левая назад прямая.
9. Махом левой, толчком правой с опорой руками о бревно-соскок через стойку на кистях.
Приложение № 7.
Примерный набор элементов на акробатической дорожке для девушек.
1. Сед углом, ноги вместе / врозь, (фиксация 3 секунды)
2. Мост из положения лёжа / стоя, (фиксация 3 секунды)
3. Сед на правом/ левом бедре.
4. Стойка на лопатках ноги вместе / врозь, (фиксация 3 секунды)
5. Переворот в сторону- “колесо”.
6. Равновесие: заднее, переднее боковое, горизонтальное, вертикальное, (фиксация 3 секунды)
7. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов.
8. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (для девушек это легче, чем в группировке).
9. Сед ноги врозь с наклоном вперед (фиксация 3 секунды)
Приложение № 8.
Классический вариант танца “Полька”, изученный раннее на уроках.
1-я восьмерка. (8 счётов)
Подскок на правой, левая вперед и два шага галопом с левой ноги, руки в парах скрестно. Тоже, но с левой ноги (повторить 2 раза).
2-я восьмёрка.
Три приставных шага в сторону, взявшись за руки, стоя лицом друг к другу по ходу танца, на 4 счет, приставляя ногу обоюдный подскок вверх, согнув ноги назад в коленях.
Тоже, но в другую сторону на 4 счета.
3-я восьмёрка.
Обоюдные повороты на 360* в три шага, противоположные стороны друг от друга. Партнер внутрь круга, партнерша наружу. На четвертый шаг приставить ногу с притопом и прихлопом. То же, на свои места.
4-я восьмёрка.
Партнер опускается на одно колено, лицом по ходу танца, а партнёрша обходит вокруг него шагом польки против часовой стрелки на четыре счета, а затем по часовой стрелке.
5-я восьмерка.
Вращение по квадрату в парах приставными шагами, стоя лицом друг к другу, держась за талию. На 7-8 поддержка партнёрши с опорой руками о плечи партнёра и поворотом на 180 градусов в исходную позицию.