Урок в 3 классе Вместимость. Литр.


План открытого урока по математике
в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Учитель: Кагерманова И.С.
Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
Тип урока: введения нового знания
Цели урока:
Развитие пространственных представлений учащихся.
Знакомство с единицами измерения ёмкости (миллилитр, литр).
Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.
Оборудование: коробка сока - 1 литр, пластиковые стаканы – 12 штук, мензурки – 6 штук, ведро, банка ёмкостью 1 литр. Оформление доски:
Вопрос урока.
Что значит «измерить ёмкость»?
Число
Классная работа.
Измерение ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
Новые слова:
Ёмкость - вместимость
Миллилитр (мл.)
Баррель = 159 литров


Самопроверка
159 •4 =636
159•6=954
1000 > 954
В бочку поместится 6 баррелей нефти.
Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде.

Этап урока (цель этапа) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ι. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. -Начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы. Давайте, пожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы. Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. Для работы на уроке нам нужно повторить правило умножения двух и трёхзначного числа на однозначное.
Объясните как нужно выполнить умножение
48•6 51•8 435•4 167•5 Устно объясняют правило умножения.
48•6 =288 51•8 =408
435•4=1740 167•5=835
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. -У вас на столах стоит сок, попробуйте его, пожалуйста.
-Знаете ли вы, чем полезны соки?
-Как определить, кто, сколько сока выпил?
-Прочитайте название сегодняшнего урока.
-Прочитайте, что обозначает слово ёмкость, объясните, как вы его поняли.
-Сформулируйте цель урока.
-Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить на уроке.
Пьют сок.
Отвечают на вопрос
-В них есть витамины. А витамины нужны для того, чтобы наш организм был здоров.
-Нужно измерить и сравнить.
-Измеряем ёмкости.
Читают на доске значение слова(ёмкость-вместимость), объясняют.
- Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости.
-Что значит «измерить ёмкость»
ΙV. «Открытие нового знания»
Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций. -Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах.
Практическая работа: «Измерение ёмкость пластикового стакана». Выполните эту работу в парах.
-Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра?
-Прочитайте правило на странице 78. Назовите единицу измерения больших ёмкостей.
- Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр. (демонстрация предметов) - Слушают объяснение.
-Выполняют практическую работу в парах.
Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды.
-Нет. Оно слишком большое.
-Читают правило. Называют единицу измерения «литр».
-Смотрят на предметы.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания - учить сравнивать ёмкость различных сосудов. -Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них?
-Ответьте на следующие вопросы:
*На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро?
*Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке?
*Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках?
*Сколько литров воды можно налить в:
3 ведра?
2 банки?
*Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру?
-Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров.
*Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро.
*Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку.
*В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре.
-9•3=27 литров
-3•2=6 литров
-15:3=5 литров
VΙ. Включение нового в систему знаний.
Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач. -Прочитайте задание №5 стр. 79.
В каком виде представлена нам информация?
Что указано по
горизонтальной оси
по вертикальной оси
-Ответьте на вопросы этого номера
-Письменно вычислите сколько нефти поставлено в Германию, Польшу, Венгрию
-В международной торговле нефть измеряют в баррелях. Прочитайте как пишется это слово и чему равен 1 баррель.
-Выполните задание к №6 стр.79.
-Сколько литров в одном барреле?
-Как узнать сколько литров в 4 баррелях?
Проверьте по образцу, записанному на доске
-Составим алгоритм ответа на второй вопрос:
Сколько в бочке?
Сколько в 6 баррелях?
-Выполните вычисления и ответьте на вопрос. Читают задание.
- В виде диаграммы.
-название стран
-тонны нефти
* в Венгрию
* в Польшу
* в Германию
Один ученик выполняет работу на доске, остальные в тетради
282•2=564(тысяч тонн) в Венгрию
564•2=1128(тысяч тонн) в Польшу
564•3=1692(тысячи тонн) в Германию
-Читают информацию на доске.
159 литров
Надо 159 умножить на 4 =636

1000 литров
Надо 159•6 =954
Выполняют вычисления самостоятельно. Проверяют по образцу.
VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности -На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока?
-Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как?
-Где мы можем применить новые знания?
-Оцените работу всего класса на уроке.
-Поставьте каждый себе оценку на уроке.
Запишите домашнее задание
Спасибо за урок. Урок окончен. *Что значит измерить ёмкость?
* Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде.
*Приводят примеры.
Поднимают карточки с оценками
Поднимают карточки с оценками
Д.З. стр.78 №3, №4.