Математика 3 класс Сравнение вместимостей с помощью выбранной мерки (литр)


Дата: .01.2017
Класс: 3 «А»
Предмет: Математика
Тема: Сравнение вместимостей с помощью выбранной мерки.Цель: Дать понятие о ёмкости, её сравнении с помощью выбранной мерки.
Задачи: формировать понятие об объеме тел и единицах измерения объема; способствовать развитию математического мышления, внимания, памяти; совершенствовать вычислительные навыки; самостоятельности при выполнении заданий;
Оборудование: Учебник математика 3 класс , карточки
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок математики урок.
Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся
Пусть сегодня же нас всех на уроке ждет успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу.
Приветствуют учителя, настраивают на урок
Проверка дом. Задания.
2. Активизация знаний
Формулы s/р/v написание по памяти.
Учитель берёт в руки стакан с водой.
– Что у меня в стакане?
– Какая она?
Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает:
- Что произошло с водой?
– Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?
– Приведите примеры ёмкостей.
(на экране появляются картинки разных ёмкостей)
- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы:
это стакан, банка, бутылка.
- Для чего мы используем эти предметы в жизни.
- Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в данные емкости?
- Можно сказать, что вы правильно измерили количество жидкости в банке?
- Как быть?
- Что для этого нужно знать?
- Кто знает такую величину?
- Правильно, ребята, емкость можно измерять общепринятой величиной – литром.
В математике литр обозначают буквой – л.
- Где в жизни вы видели ёмкости в 1 л?
Самостоятельно пишут 5 формул
Вода.
-Жидкая.
-Она растеклась, потому что жидкая.
-Ёмкости.
-Стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.
Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду.
-Нет.
-Нет.
-Нужно перемерить.
-Чтобы правильно измерить количество жидкости в ёмкости, необходимо знать единицу величины.
Высказывают свои предположения.
-1 л сока, молока, кефира…
3.Сообщение темы и цели урока
4.Работа по новой теме Учитель помогает правильно сформулировать цель урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с величиной измерения жидкости и едини-цей её измерения. Будем наблюдать за тем, как можно правильно измерить количество жидкости в разных ёмкостях.
- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы:
это стакан, банка, бутылка.
- Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе?
- Давайте проверим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости.
- Как это сделать?
создает проблемную ситуацию. размышляют над проблемой , определяют цель
Дети отвечают на вопросы.
Участвуют в коллективной беседе.
- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- Можно выяснить, где больше всего воды, а где меньше?
- Переливанием.
а) Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).На доске: С. < Б.
Воду вернём обратно в стакан.
б) Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в чашке. Перельём воду из стакана в чашку.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в чашке помещается воды одинаково.)На доске: С. = Ч.
– Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов, форма, материал, из которого сделаны сосуды или масса?
– Что же было для нас важным? 
– При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».
– Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =. Поэтому у нас и получилась запись:
стакан < банкастакан = чашка
– Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём – …
– Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания?
– Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)
– В математике была выбрана одинаковая единица измерения объёма – 1литр. (Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр)
– Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
Стр 29 № 6 Задача (с анализом)
Привезли- 360 ш.
Продали-288шт.
Разложили- ? в 8 кор. Поровну
Сколько в кажд кор-?1)360-288= 72 (ш) ост
2) 72:8=9 ш. в каждой коробке. (помогают дети)
Переливают воду из литровой банки в стаканы.
Вывод: -В один литр жидкости поме-щается 5 стаканов воды.
(Больше или меньше поместится в них воды)
(это величина)
записывают краткую запись, комментируют решают
(нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)
( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)Ученик у доски решает с комментированием, анализируя.
5.Физкультминутка «Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)- Закройте глазки и представьте себе ,что нос стал длинным.- Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?
« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).- Быстро глазками отыскать предмет .(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта ,потолок ,ручка)
Дыхательная гимнастика.
- На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох ,на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,
1 ,2, 3, 4 - медленный выдох. Учитель выполняет движения совместно с учащимися
(цвет тепла, радости, спокойствия..)6. Закрепление по теме урока Стр 28 №4
(100-44):8+43=50 6*(36-28)-19=29 (33+15): (24:4)=8
(23+22):5*4=36 400: (5*2):8= 5 30*10 – (76+83)=141
В.Т Голубь стр. 26 № 5
Индивидуальное задание (карточка) У доски с коментированиемВыполняют индивид. Задание самостоятельно.
Домашнее задание Стр 29 №9 1,2 стр 30 прочитать меры вместимости. Записывают в дневник.
Итог урока
Рефлексия - Какая тема урока была?
- С какой единицей ёмкости мы сегодня познакомились?
- Как можно определить вместимость жидкости разных ёмкостей?
- Какую цель ставили?
Оцените свою работу выбрав предложение:
Я узнал…
Я научился…
Я запомнил… Ответы учащихся