Технологическая карта урока Правописание букв парных согласных

Правописание букв парных согласных на конце слова
2 класс, образовательная система «Школа 2100»

Рябенко Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»,
высшая квалификационная категория

Данной разработкой могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по образовательной системе «Школа 2100» и реализующие ФГОС. В разработке показано, как формируется у детей младшего школьного возраста самооценка и самопроверка по эталону.
Правописание букв парных согласных на конце слов может вызвать трудности, т. к. парные согласные на конце слов произносятся как глухие.
Работа с изученным материалом осуществляется с помощью упражнений, которые подобраны таким образом, чтобы каждый структурный этап урока наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно способствовал развитию интеллектуальных качеств учащихся: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи. На основе выполнения предложенных знаний поискового, творческого характера активизируется познавательный интерес к теме, развиваются навыки анализа, обобщения материала.

Тип урока: урок закрепления изученного ранее материала
Форма обучения: урок с использованием деятельностного способа обучения.
Методы обучения: исследовательский , проблемного обучения.
Формы деятельности: коллективная, в парах, индивидуальная.
Цель:
Предметная – формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки
Метапредметная – формироватьУУД
Познавательные – постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, развитие универсальных логических действий, постановку и решения проблемы
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка
Личностная – формировать действие самоопределения, смыслообразования, умения оценивать свою работу и работу соседа, находить причину успеха работы
Ресурсы: ПК, индивидуальные карты оценивания, текст SMS, рабочая тетрадь, презентация, доска
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный момент
Цель: психо-эмоциональный настрой на урок
Добрый день, мои дорогие ребята! Рада видеть вас на уроке русского языка.
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? От чего это зависит? Пожелаем друг другу отличной работы.

Игра «Настроение»
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
Регулятивные:
умение мобилизировать свои силы для работы

2.Мобилизирующий момент
Цель: планирование работы в сотрудничестве с учителем; мотивировать к учебной деятельности
Девиз нашего урока: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем».
Прочитайте и попробуйте объяснить смысл этого предложения.
Что вы видите на доске?

Какая цель перед нами?




Перед вами карта оценивания, с помощью которой вы сами оцените свою работу на уроке. Назовите максимальное количество баллов за урок.
Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов?

Читают девиз

Объясняют смысл


На доске лесенка знаний

Подняться на вершину, используя знания научиться чему-то новому

Знакомятся с картой


13 баллов

Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока, раз выполнили правильно все задания
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать

3.Чистописание
Цель:
развивать каллиграфические навыки; формировать умения слушать, размышлять, делать выводы; повторить род, число имён существительных, осуществить неполный фонетический разбор слов, анализ слов по составу, неполный морфологический разбор.
Чтобы подняться на первую ступеньку лесенки знаний предлагаю выполнить задание по чистописанию. Сегодня нам предстоит написать несколько букв, а какие вы определите сами.
Посмотрите на первую группу слов: аллея, съехал, ель, месяц.
Буква, которую мы напишем первой, есть в каждом слове, и она может разделить эти слова на равные группы. Слайд №1



Запишите букву е. ( Показ учителем на доске )

Чтобы подняться на первую ступеньку лесенки знаний, что нужно знать?








Найдите модель этого задания и поместите её на первую ступеньку лесенки знаний
Оцените себя в карте. Если вы самостоятельно справились с заданием, то поставьте 1 балл, если не справились, то 0 б.
Посмотрите на вторую группу слов: помидор, лопата, дуб, окно, парта, пальто, народ, завод, праздник.
Используя словарные слова разделите их на группы по родам. Буква, которую мы напишем второй, есть во всех существительных мужского рода.
Слайд № 2, 3
Запишите букву д. ( На слайде написание буквы показывает «волшебный» карандаш ).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Что мы должны были знать, чтобы подняться на вторую ступеньку лесенки знаний?

Найдите модель этого задания и поместите её на вторую ступеньку лесенки знаний.
Оцените себя в картах
Слайд № 4
К нам на урок заглянул гость. Кто он? Наш герой просит решить задачу:
Вика, Борис и Наташа принесли букеты цветов:2 букета роз-
большой и маленький и маленький букет ландышей. У Вики и Бориса букет роз. У Бориса и Наташи маленькие букеты. У кого какой букет?
Слайд №5
Следующая буква находится в имени, состоящем из двух слогов и обозначает согласный, твёрдый, парный, звонкий звук.

Напишите букву б. ( Показ учителем на доске )
Для выполнения этого задания, что вы должны были знать?




Найдите модель этого задания и поместите на третью ступеньку
Оцените себя в карте
Прочитайте слова: носик, пошёл, лесной
Последняя буква есть в приставке глагола, в корне существительного, в окончании прилагательного.

Напишите букву о.

Что нужно знать для выполнения этого задания?
Найдите модель этого задания
Оцените себя в карте
Какое слово можно составит из написанных букв? Запишите
Оцените своё письмо на волшебных линеечках в тетради
На сколько частей разделите линеечку?
Поменяйтесь со своим соседом тетрадками. Оцените работу соседа зелёной ручкой








Это буква е. Она есть во всех словах, но в словах аллея и месяц она имеет звук [э], а в словах съехал и ель имеет звуки [й’ э]

Ребята записывают букву е, проговаривая написание хором
Знать, что есть йотированные гласные, которые могут иметь два звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, а во всех остальных случаях – один звук.
Ребята находят нужную модель

Дети работают с картой оценивания






Словарные слова мужского рода – помидор, народ, завод, праздник. Во всех этих словах есть буква д.
Дети записывают букву д, проговаривая написание









Знать словарные слова; знать, что у существительных можно определить род.
Ребята находят нужную модель
Дети работают с картой оценивания

Афанасий Фёдорович


У Наташи маленький букет ландышей, у Бориса маленький букет роз, у Вики большой букет роз.


Это буква б. В имени Борис 2 слога, буква б имеет согласный, твёрдый, парный, звонкий звук

Записывают букву б, проговаривая написание
Знать, как посчитать количество в слове слогов, знать характеристику звуков
Находят модель и оценивают себя в карте

Это буква о. У глагола пошёл приставка по, у существительного носик корень нос, у прилагательного лесной окончание ой.
Записывают букву о

Знать части речи, части слов
Находят модель и оценивают себя в карте
Обед
Оценивают свою работу
На четыре

Оценивают работу соседа
Регулятивные:
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности
Познавательные:
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем
Личностные:
стремиться к совершествованию своих способностей

4. Словарная работа
Цель: познакомить с новым словарным словом, расширять словарный запас детей, учить работать со словарём

Дайте характеристику слову обед, разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, выполните звуковую схему. Это наше новое словарное слово
Что такое обед? Расскажите правила поведения во время обеда
Это слово многозначное. Подумаем над лексическим значением слова. Посмотрите на страничку из словаря Слайд № 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Обед – не только приём пищи в определённое время. Определите значение слов обед в предложениях
Как запомнить написание слова обед?
Чтобы оказаться на пятой ступеньке, что надо знать?



Оцените себя в карте
Ребята работают с новым словарным словом




Ответы детей


















Ответы детей

Придумать картинку

Знать характеристику звуков, как делить слова на слоги, как ставить ударение, знать орфограммы
Оценивают свою работу
Коммуникативные:
оформлять речевое высказывание, аргументируя своё мнение, в рамках учебного диалога
Познавательные:
работать с информационным источником
Личностные:
проявлять познавательный интерес к работе со словом, его значением
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самоконтроль

5.Актуализация знаний
Цель:
смодулировать проблемную ситуацию, в результате которой возникает потребность определить проблему написания букв парных согласных и пути её решения











































Звуковой сигнал SMS Слайд №7
Что такое SMS ?
Прочитайте SMS: Слайд № 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
От какого сказочного героя пришло сообщение? Из какой сказки герой?
Кто автор сказки?
На что жалуется волк?
Кто посоветовал опустить хвост в прорубь? Каким можно назвать волка?
Хорошо или плохо быть доверчивым?

Что видите в тексте?
Какой волк?


Какое задание нам предстоит выполнить?
Как вы поняли это задание?
Пока вы отвечали на вопросы, я успела сделать рассылку и теперь текст сообщения есть у каждого. Исправьте ошибки самостоятельно
Посчитайте ошибки. Сравните с соседом исправленные ошибки. У кого количество ошибок совпадает- постройте домик.
Сколько ошибок нашла ваша пара? А ваша? Кто прав? Давайте проверим, записав слова правильно, объясним орфограммы.
Слайд №9
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Какие знания нужны были волку для грамотного письма?

Оцените себя в карте. Поставьте 1 балл, если нашли не все ошибки, 2- нашли все ошибки.
Найдите модель этого задания и поместите её на 6 ступеньку лесенки знаний

Ответы детей

Читают текст SMS









От волка

«Лиса и волк»
Это русская народная сказка

Доверчивым
Доверять людям можно и нужно, но только хорошо знакомым
Ошибки
Неграмотный, пишет с ошибками, не знает орфограммы

Исправить ошибки

Дети сигналят


Дети работают с текстом



Дети строят домик, взявшись за руки












Знать как проверяются слова, быть внимательным

Ребята работают с картой оценивания
Познавательные:
Определять границы собственного знания / незнания; анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию; искать пути решения проблемы
Коммуникативные:
строить рассуждение, стремиться к более точному выражению собственного мнения; быть готовым корректировать свою точку зрения, уметь работать в парах; договариваться о совместной деятельности


5.Физминутка
Цель: организовать отдых детей, обеспечить включение учеников в совместную деятельность

Напишите носиком в воздухе любую букву парного согласного, который имеет звонкий звук
Напишите глазками любую букву парного согласного, который имеет глухой звук
Напишите стрелой пару букв согласных звуков

Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья

6.Формулирование темы м целей урока
Цель: активизировать знания учащихся, создать проблемную ситуацию
Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет?
Попробуйте сами сформулировать тему урока. Слайд № 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Это для нас новая тема?
Сформулируйте цели урока, используя опорные слова
Слайд № 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Чтобы правильно писать слова с этой орфограммой, что мы должны знать?
Чтобы подняться на 7 ступеньку, расскажите своему соседу правило и попросите его оценить вас в карте
Это буквы парных согласных

Правописание букв парных согласных











Нет
Повторить правило о правописании букв парных согласных;
учиться правильно писать слова с этой орфограммой







Правило


Работают с картой оценивания
Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений;
формулировать вопрос (проблему) урока; определять характер деятельности.
Коммуникативные:
полно и точно выражать свои мысли, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
слушать и слышать других; осуществлять речевую рефлексию

7.Закрепление материала
Цель: закрепить знания о правописании
букв парных согласных; развивать умение находить данную орфограмму в словах

На 8 ступеньке предлагаю потренироваться в правописании букв парных согласных, развивая память.
Ориентируясь на первые слова, напишите вторые, подчеркните орфограмму ( второй столбик закрыть) :
вкусный пирог
тёплый шарф
больной зуб
красный мак
деревянный столб
зоркий глаз
Самостоятельно с любым словосочетанием составьте предложение.
Вставьте пропущенные буквы:
Жил в лесу ё__. Раз он нёс на спине гри__. Навстречу ему медве__ь.
- Зачем ты, ё__, гри__ несёшь?
- Я сварю из него су__ на обе__.
Что мы должны были знать, чтобы правильно выполнить эти задания?



Оцените свою работу в картах


















Вставляют пропущенные буквы, проверяют сигнальными карточками

Знать как проверить букву парного согласного, знать правило
Работают с картой оценивания
Регулятивные:
принимать цель деятельности, действовать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль
Личностные:
оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные:
воспринимать и понимать речь других

8. Проверка полученных знаний
Цель: проверить полученные знания и умение работать с тестом
Сколько ступенек на лесенке знаний у нас осталось? Считаю, что нам нужно проверить знания. Проведём тест.
Записать только букву, соответствующую правильному ответу Слайды № 12, 13, 14, 15
Прочитайте, найдите лишнее слово:
жираф (в)
вода (п)
стог (о)
В какой строке только буквы парных согласных:
к п д н с ж (л)
д б а т з с (з)
ж ш в ф г к (я)
Найдите слово с буквой парного согласного:
Коньки (к)
Дубки (т)
Лесовик (а)
Какое слово может быть проверочным к слову груз?
грузили (ь)
погрузка (г)
грузчик (д)

Какое слово получилось из правильных ответов? У кого получилось слово «пять» - вы молодцы!
Что нужно было знать, чтобы правильно выполнить задания теста?
Оцените себя в картах
Одна




























Пять



Знать правило, буквы парных согласных


Работают с картой
Регулятивные:
контроль, выделение и осознание качества усвоения материала
Личностные:
умение применять полученные знания

9. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке; учить осуществлять самооценку собственной учебной деятельности
Давайте вернёмся к теме урока.
Какая тема? Какие цели ставили перед собой?
Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?
А у кого сегодня знаний стало больше? А какое задание было наиболее трудным? Почему?
Мы поднялись до вершины ?
А для чего мы проделали такой огромный путь?
Продолжи фразу
Мне больше всего удалось
Я получил от урока
Я могу похвалить себя
Я могу похвалить за
Посчитав количество баллов в картах, вы оцените свою работу на уроке
Кто набрал 12-13 баллов - вы поработали отлично. Встаньте.
Кто набрал 9-11 баллов - вы где- то сомневались, будьте смелее
Кто набрал 6-8 баллов - вы с заданиями урока не справились



Ответы детей














Работа с картой оценивания


16 человек

9 человек

0 человек

Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
осуществление итогового контроля
Личностные:
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,
проявлять активность в деятельности.

10. Домашнее
задание
Слайд № 16

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Регулятивные: работать по предложенной инструкции; оценивать свои достижения и возможности; выбирать задание в соответствии со своими возможностями
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других


В основу построения данного урока положены познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия: умение анализировать, формулировать собственное мнение, давать оценку своей деятельности. На данном уроке используется критериальное оценивание, как технология формирования учебно – познавательной компетентности учащихся. Оценивание достижений учеников осуществляется по определённым критериям. Критерии были тщательно отобраны, отмечены определённым баллом. На уроке происходит включение обучающихся в контрольно – оценочную деятельность с тем, чтобы они обретали навык и привычку к самооценке. Ученикам предложена карта урока. В ней указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь за урок при условии правильного выполнения всех заданий. Самооценка ребёнка повышается, если он сможет набрать наивысшее количество баллов. Если же нет, то каждый ученик видит то умение, которое у него не сформировано, и намечает план работы в этом направлении.

Список используемых источников

Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Москва, «Баллас», 1999 г.
Г.А.Бакулина «Интеллектуально – речевое развитие школьников на уроках русского языка» Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003 г.
И.В. Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей» Москва, Просвещение, 2005 г.

Приложения

Карта оценивания знаний.
Тема: «ПБПС».

задания
Знания
Максим
Кол-во
баллов
Умения

1.
[ э ] [ й’э ]
0
1


2.
словарь м.р.
0
1


3.
Деление на слоги,
характеристика звука
0
1


4.
Имя сущ. корень
Имя прил. приставка
Глагол окончание
0
1


5.
обед
0
1


6.
sms
1
2


7.
правило
0
1


8.
Имя прил. + имя сущ. с буквой парного согласного
0 1-3
1 4-5
2 6


9.
тест
0
1


Конец
урока



12-13 З.
9-11- С.
6-8- Н.






Root Entry