Открытое занятие в подготовительной к школе группе с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 8 "Теремок"
Курского муниципального района Ставропольского края
Утверждаю
заведующая МДОУ №8 "Теремок"
А.Ю. Джиоева_________________
Открытое занятие в подготовительной к школе группе
с элементами ИКТ на тему:
«Суд природы над человеком»
Воспитатель:
Кузнецова Н.В.
Открытое занятие в подготовительной к школе группе с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком»
Программные задачи:
формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);
развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
совершенствовать умения детей выразительно читать стихи, воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
Оборудование к занятию: 
глобус; костюмы Воды, Земли; модели одежды из бросового материала; аудиозаписи; стаканчики одноразовые с морской водой; проектор, компьютер; мяч; одноразовые пакеты; различный мусор; коробка. Рисунок , модель земли, 6 тарелочек, поролон, гуашь, влажные салфетки.
Предварительная работа:
 рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильмов экологической направленности, беседы с детьми.
Ход занятия:
Дети входят в зал, становятся в круг. Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой -
Любимую планету!
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Давайте на него посмотрим.

Ребята, вы не замечаете ничего странного? (Ответы детей: Земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)
Далее дети читают стихи:
1. Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче
Море дивное Арал.
2. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Далее за кадром звучит голос Земли (в аудиозаписи):
* Я планет Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Вы пожалеете о том, что родились на свет,
За все, что натворили вы,
Придется дать ответ.
Сейчас суда настанет час,
Все встаньте - призывают вас!
Затем читает ребенок:
* Постой, Земля, не торопись!
Ведь мы за взрослых не в ответе.
Да, люди мы, но только дети.
Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь судом?
- Ребята, давайте же с вами разберемся, за что нас хочет судить Земля, что мы натворили за эти тысячелетия на земле.
Послушайте загадку:
«Такой маленький, что в любую щель пролезет». Правильно, это воздух.
Какой он, ребята? (Невидимый).
Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).
- Давайте проведем с вами эксперимент.
Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот.
Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха).
Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие.
Проведем опыт. 
(Дети надувают шарики). Вот как работают наши легкие.

Чем мы дышим? (Кислородом).
А что выдыхаем? (Углекислый газ).
Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (Наши легкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить).
Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на земле очень загрязненный).
Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).
Слайд №1, слайд №2.
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы! Послушайте еще одну загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (воды)
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. Входит ребенок в костюме Воды. Читает стихотворение:
* Я царица, я Вода,
Без меня вам никуда.
Я и в озере, ив море,
В океанском я просторе,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Дети приглашают Воду присесть. Воспитатель:
- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным).
Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).
Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Глядя на глобус мы видим, что вода бывает разная, какая? (Пресная и солёная, морская). Можем ли мы пить морскую воду? Давайте попробуем. (Пьют из одноразовых стаканчиков, говорят, что пить её нельзя, так как она очень соленая).
Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. Почему это происходит? (Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря).
Слайд №3.
- Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать? (Экономить воду, не загрязнять).
- Ну что же, ребята, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.
Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода»:
«земля» - ребенок называет животного,
«воздух» - птицу
«вода» - обитатели водных глубин.
Дети садятся. Воспитатель загадывает загадку о земле:
Черным - черно, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:
* Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый г
грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Слайд №4.
- Давайте пофантазируем с вами, ребята.
Дети читают наизусть стихотворение Усачёва «Мусорная фантазия» 
(см. «Ребенок в детском саду», №3, 2009 г. , стр. 64).
Мусорная фантазияНе бросайте никогда корки, шкурки, палки -Быстро наши города превратятся в свалки.Если мусорить сейчас, то довольно скороМогут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в саду или в огороде,Как пойдёт круговорот мусора в природе?..И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения. Например, использовать в изготовлении платьев и костюмов).
Далее идет представление девочек-моделей в костюмах из бросового материала.



- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле). Давайте поэкспериментируем.
Проводится опыт:
в коробку складываются яблоко, бумага, кусок ткани, пластиковая бутылка, жестяная банка, кулек). Воспитатель сообщает детям, что все это они закопают в землю, а через 3 месяца, летом, откопают и проверят, что сгнило, а что нет.
- Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор?  (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора).
- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом? (Все, что сделано из металла). А макулатура? (Это все бумажные отходы: картон, старые газеты). Можно ли их как-то использовать? (Застилать пол во время ремонта). А как используют пустую бутылку? (На заводе её моют, а потом в нее опять что-то наливают. Это называется стеклотара).
- Посмотрите, какой огромный кулек приготовили выбрасывать. Давайте с вами поиграем.
Проводится игра «Рассортируем мусор».


Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:
бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
и т. д.
Воспитатель спрашивает у детей:
- Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают).
Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор).
- Сейчас мы поиграем в словесную игру:
Кто скажет, кто знает
Какой лес бывает?
Внимание, внимание!
Слушайте задание.
Любит подберёзовик
Лес какой? (березовый)
Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (дубрава)
Любит подосиновик
Лес какой? (осиновый)
Ели словно на подбор,
С красной шапкой мухомор
Спрятался бездельник
В вечнозеленый (ельник).
Звучит запись песни А. Пахмутовой «Просьба». (аудиозапись)
Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и необходимо.
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью мы неразделимы.
И с шелестом берез зелено-дымных,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, со свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес - и как в безумной бездне,
Все-все, до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью, как тени бродят тучи,
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка гудела.
Ой, ребята, смотрите к нам из леса пришёл гость, и что-то нам принёс.
Это рисунок нашей планеты. Давайте раскрасим её чтобы она стала яркой и
красивой. Нашими тёплыми ладошками мы сохраним планету. Мы обещаем нашей планете земля, беречь её и любить.



Звучит музыка. Воспитатель говорит:
- Вот мы и вернулись в детский сад. Вы многое узнали и поняли за
наше путешествие.
Итог занятия:
Ребята, о чём мы беседовали?
Что вам понравилось на занятии?
Можно мусор как-то использовать?
Какие новые слова вы узнали?