Общеобразовательная (общеобразовательная) программа Глиняная игрушка


Управление образования Администрации
Сергачского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Принята Утверждена
На педагогическом совете Директором МБУД «ЦДТ»
Протокол № 1 от 31.08. 2015 года Приказ № 96 о31.08.2016 г
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Глиняная игрушка»
Направленность: художественная
Срок обучения 3 года
Возраст обучающихся с 6 лет

Автор - составитель
Пименова Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
I квалификационная категория
Сергач
2015
Содержание программы:
Пояснительная записка ----------------------------------------------- 1 – 8 стр.
Учебно – тематический план 1 года обучения------------------- 9 стр.
Содержание программы 1 года обучения-------------------------- 10- 16 стр.
Учебно – тематический план 2 года обучения-------------------- 17 стр.
Содержание программы 2 года обучения-------------------------- 18 – 21 стр.
Учебно – тематический план 3 года обучения------------------- 22 стр.
Содержание программы 3 года обучения------------------------ 23 – 26 стр.
Система и критерии оценок качества реализации общеобразовательной (общеразвивающей) программы------------------------------------- 27 - 56 стр.
Методическое обеспечение программы---------------------------- 57- 60 стр.
Нормативные документы--------------------------------------------- 61 стр.
Список литературы для педагога --------------------------------- 62 стр.
Список литературы для обучающихся --------------------------- 63 стр.
Пояснительная записка
 Программа разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ гл.1 ст 2,ст 44 ; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015г.№ 996-р стратегия развития воспитания в Российской Федерации; Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008; Письма МО и НРФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844; типовых программ Министерства образования РФ.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Глиняная игрушка» относится к программам художественной направленности. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. Кроме того, лепка - это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина, глины или теста и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия.
Актуальность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Не секрет, что дети живут сейчас в условиях возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи теряются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Новизна программы «Глиняная игрушка» основана на изучении декоративно-прикладного творчества, в котором сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с национальными и народными корня ми искусства. При проведении занятий используется проектный, исследовательский и игровой методы.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Глиняная игрушка» является модифицированной, она создана на основе личного опыта автора и с использованием специализированной литературы,
Методических пособий в данной области.
Отличительная особенность данной программы - уникальная методика лепки из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста и т.д.) проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Обучающиеся приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология. В процессе обучения используются такие педагогические технологии, как: игровая, здоровьесберегающая, мультимедийная, проектная.