Урок изобразительного искусства во 2 классе. «Каргопольская игрушка.Полкан»

Урок изобразительного искусства во2 классе. «Каргопольская игрушка.Полкан»
                              Учитель: Стрельникова Н.Н.
Задачи: 
1. Познакомить с каргопольской глиняной игрушкой Полкан, технологией ее изготовления.
2. Закреплять умения обработки пластилина.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.
4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре народа своего края.
Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин, презентация, компьютер, проектор,.
                          б) для учащихся: набор пластилина, учебник, рабочая тетрадь
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТООУ

I. Актуализация знания


– Чему мы учимся на уроке «Изобразительное искусство»? – Что уже узнали на предыдущих уроках?
– С какими материалами учились работать на уроках?
– Какие способы соединения деталей узнали?
– Пластилин – это материал или инструмент? Почему?
– Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? 
– Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня?  
- Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана?
Учитель показывает глиняную игрушку Полкан. 


Рассказ учителя с опорой на презентацию.
Каргопольская игрушка –
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски –
Очень яркие мазки.
В вас и радуга, и солнце,
Яркий цветик на оконце,
Глазуревые глаза,
Темно-русая коса.
Пляшут бабы с мужиками,
И гармонь поет басами.
Тройка мчится, снег скрипит,
В небесах луна блестит.

В Каргопольском крае, деревне Гринёво  Жила-была Ульяна Ивановна Бабкина.
Жила одна в избушке с маленькими оконцами и низким потолком. Хозяйство у неё было небольшое: Петя-петушок, две курушки Пеструнюшки и четыре кота - Барчик, Брянчик, Кот Котофеюшко и Васька.
Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная, глаза у неё весёлые-превесёлые.
Всю жизнь прожила бабушка Ульяна в этом домике и умерла совсем старой - было ей тогда 89 лет.
Игрушки научилась она лепить у своего отца, когда была ещё девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для ребятишек.
Глиняные игрушки лепила Ульяна Ивановна всю свою жизнь.
- Мои игрушки рассказывают о крестьянском труде, о весёлых деревенских праздниках, о людях северной земли.
И оттого шли к бабушке Ульяне за её добрыми игрушками и взрослые, и дети. К Ульяне Ивановне приезжали и художники, и учёные-искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга посмотреть на сказочный мир глиняных игрушек. Их очень интересовала одна из игрушек.
- Это кто, бабушка, кентавр этот?
- Да Полкан-богатырь это. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди - солнышко. Ноги - что у коня - быстрые. А на них - золотые копыта.
- Вы сами Полкана придумали?
- Отец мой так делал, и я делаю.
Налепит бабушка Ульяна игрушек - поставит их в тёплое место сохнуть. А чтобы стали они крепкими, закалит в огне. И потом узоры наводит. Выставит на стол разноцветные краски, кисточку возьмёт, ею и разрисовывает.

Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, какой будет ваша учебная задача?
Отвечают
Сообщение темы урока.


 
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

II. Открытие нового знания
1. Проверка рабочих мест      
– С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.)  
Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.
2. Исследование    
а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, сгибаемость, пластичность.
– Какими же свойствами обладает пластилин?
б) Учитель предлагает ученикам выполнить ряд приёмов и наблюдает за их работой. После каждого задания подводится итог: выбирается самый рациональный приём. Возможно, качественными окажутся все приёмы. Или одним детям подходит один приём, другим – другой. Главное, чтобы каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм.  2  3
– Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём).
– Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на батарее.)
– Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.)                        2
– Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.)
– Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.)
Можно предложить ученикам сравнить свои действия с рисунками в учебнике на с. 107.
– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?
– Что вы узнали о материале пластилине?
– К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.)
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умения применять новое знание
1. Практикум. 
Выполнение задания на с. 107.
Тело игрушки, на какого животного похоже? Правильно, на коня. Раскатаем кусочек пластилина в колбаску, разрежем стекой с двух сторон, чтобы сделать ноги. Загнём и придадим форму ногам.
На что похожа голова игрушки? Правильно, верхняя часть игрушки – это тело человека. Для этого возьмём ещё один кусочек пластилина, скатаем его тоже в колбаску, примажем один конец к туловищу Полкана.
Осталось сделать только голову и шляпу.

 Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную карту. Учитель показывает последовательность работы, используя документ- камеру.
2. Анализ работ.   4 (использование документ- камеры)
Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать лошадку?
– Ты справился с работой или есть недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.

IV. Итог урока, рефлексия.
 Готовые работы выставляются к доске. Учитель вместе с учениками обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.
Для чего люди делают игрушки?
– Чему мы сегодня научились на уроке?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы вы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в дневнике.
ТООУ