Разработка урока по устному народному творчеству из раздела сказка Русская народная сказка Морозко



Открытый урок
По литературному чтению в 5 ә классе на тему: «Русская народная сказка «Морозко»
Урок по технологии БИС
Учитель : Матаева С.Т.
Открытый урок по литературному чтению в 5 ә классе на тему:
Тема: Русская народная сказка «Морозко».
Цели :
1.Привитие ребятам нравственных качеств как трудолюбие, умение уважать чужой труд, быть милосердными.Развивать чувства самосознания,гуманизма.Раскрыть значение и ценность труда в жизни человека
2. Продолжать знакомить со сказками других народов.Создать условия для развития связной устной речи через ответы на вопросы по содержанию прочитанного Развивать умения работать с текстом,учить подтверждать свою мысль.Учить ребять правильно читать книгу.
3.Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к старшим
Педагогическая технология: БИС
Тип урока :устный урок -1
Ожидаемый результат : качество знаний- 63
№ Содержание урока Работа по МПМ Время
1 Организационный момент 1 минута
2 Сообщение темы и цели урока, ожидаемого результата 1 минута
3 Проверка домашнего задания
Перекресный опрос
1 Это сказка какого народа? /корейского
2 Данная сказка литературная или народная?/литературная
3 Сколько в сказке героев?/три
4 Каким словом начинается эта сказка?/жил
5 С кем знакомимся мы в начале сказки?/с кузнецоми и с его сыном
6 Отец – трудолюбивый, а сын -? Подберите антоним к
слову «сын»./лентяй
7 Какое условие ставит отец сыну?/ заработатьза неделю
рубль
8Почему отец принял такое решение?/сын был лентяем,
За свою жизнь он не заработал и рубля
9Что мы можем сказать об отце?/отцу нужен был
трудолюбивый сын, чтобы оставить наследство
10Почему мама пожалела сына?/мама знает, что сын не
Умеет работать
11 Что она дает сыну?/рубль
12 Что сделал отец в первый раз, когда сын отдал ему
«заработанный им рубль»?/повертел и бросил в огонь
13Что сделела мать во второй раз?/отдыхать, но посоветовала чуть-чуть побегать перед приходом домой
14Прежде чем выбросить рубль в огонь, что сделал отец?/
повертел в руках и бросил в печь
15Что сказала мать в третий раз?/ «хочешь –не хочешь
придется поработать»
16Почему сын пошел работать на третью неделю?/ не
Было другого выхода
17Что принес сын в конце третьей недели?/целую
пригорошню монет
18Почему он не стерпел?/эти были заработанные деньги
19Что он сделал?/голыми руками начал из огня
Выхватывать
20Какие он слова говорил?/ «...Да что такое! Я целую
неделю работал, а ты мои деньги словно мусор
выкидываешь»
21Что сказал отец в третий раз?/ «Вот теперь верю...»
22Почему отцу было важно заставить сына поработать?/
отец хотел, чтобы сын полюбил труд
23Как вы думаете оставит отец сыну все наследство или
нет?/ да, он знает, что такое труд
24Отец научил сына труду?/да
25Чему научила тебя эта сказка?/труду, уважать чужой
2 Объяснение нового материала.
2+ 1,5 минут
1.Опорные слова (15-слов)
Морозко
Мачеха
Падчерица
Дочка
Старик
Собачка
Сани
В злате
Всеребре
Шуба
Короб
Добро
замуж
2.Объяснение учителем новой темы. / на все 5- 7 минут
3.Презентация.
4.Учащиеся самостоятельно читают текст сказки. Страницы
57-61 5 минут
1+ 4 минуты
3 Перекресный опрос
1. Сказка, с которой мы познакомились называется?«Морозко»
2. В сказке сколько героев? / 6
3. Назовите положительных героев сказки?/ старик, падчерица, собачка,Морозко
4 Назовите отрицательных героев?Старуха, ее дочь
5 Кто целыми днями занималась домашними делами?/дочка старика
6 Какие работы она выполняла?/ стр.57
7 И решила мачеха однажды согнать старикову дочку откуда?/из дома
8 Велела отвезти мачеху падчериху куда? В лес
9 Как отнеслись приказу старухи старик со своей дочкой?/ заплакал
10 Отвез он свою дочку ....? да
11 Старик посадил свою дочку в сугроб? /свалил
12 Как сидела падчерича в лесу?/сидела и дрожала
13 Подошел Морозко и начал Морозко спрашивать у девицы что /Тепло ли тебе девица,тепло тебе ли тебе красавица
14 А что отвечала в ответ красавица?/ Тепло батюшка...
15 Сколько раз спросил Морозко у девицы/ 3 раза
16 Что сделал Морозко после третьего раза? / сжалился,окутал, обогрел
17 А в это время старуха что приказывает дома старику?/ступай, вези свою дочь хоронить
18 ПРИЕЗЖАЕТ СТАРИК НА ТО МЕСТО И ВИДИТ ТАМ ....?/свою дочь в шубе, вся в золоте, в серебре
19 А дома старуха кидает что и кому/блин собачке
20 Что тяфкает собачка? /Тяф-тяф старикому дочь везут в золоте-серебре
21 Увидев падчерицу старуха приказывает старику что ...?/везти свою дочь на то самое место и посадить
22 Как отвечает на вопросы Морозко старухина дочка? /очень грубо
23 Какие слова она говорит Морозко?/ сгинь проклятый пропади
24 Понравилась вам эта сказка?
3+ 4 минуты
4 Критический опрос
1.Это сказка белорусского народа?/ нет, русского
2.Эта сказка начинается словами «жили – были ...»/ нет, со слов «У мачехи была падчерица...»
3.Кроме падчерицв у мачехи был сын родной.../ нет, кроме падчерицы у нее была дочка.
4. Падчерица занималась делами только в саду/ падчерица занималась делами всего дома, и еще за скотиной смотрела
5.Каждый раз падчерицу мачеха хвалила/ нет, что-бы она неделала, все не так, все худо
6.И придумала мачеха выдать падчерицу замуж./ нет, она решила ее прогнать
7.И велела мачеха дочери с падчерицей погулять/ нет, велела она мужу отвезти ее в лес, на трескучий мороз
8.Старик обрадовался услышав такие слова от старухи/нет, затужил старик,заплакал,однако делать нечего
9 Девушка сидит под елью и было ей весело/нет, девушка сидит под елью дрожит
10 Вдруг слышит девушка идет сам Дед Мороз/ нет, идет невдалеке Морозко
11.И спрашивает Морозко «Холодно ли тебе девица? / нет, тепло ли тебе девица...»
12. Она обрадовалась появлению морозко / нет, она еле дух перевела
13Морозко четыре раз спросил у девицы/ нет, Морозко спросил три раза
14Каждый раз девица была недовольна словам Морозко/ нет, она не выдавала свое недовольство Морозко
15И тут Морозко не пожалел девицу, пустил на нее холод/нет, Морозко пожалел ее окутал ее теплыми шубами, окутал одеялами
16 А мачеха ждет недождется дочери/ нет, она по дочери поминки справляет
17Ступай старик! Вези свою дочь вместе с женихом/ нет, вези ,свою дочь хоронить
18 Поехал старик в лес, видит сидят его дочка и добрый молодец/нет, сидитего дочка веселая,румяная, в собольей шубе, вся в золоте и серебре
19 Старик обрадовался положил все добро на телегу/ нет, старик посадил все добро в сани
20 Дома старуха печет пирожки да баурсаки/ нет, дома старуха печет блины
21 старуха печет блины, да кидает кошке/ нет она кидает собачке
22 А собачка съест блин и говорит «Тяф-тяф стариков дочк едет в дом с женихом / нет, старикову дочь везут домой в злате и серебре»
23 Как увидела старуха старикову дочку и говорит старику Вези мою дочь скорее в горы/ нет, вези мою дочь в лес и посади на тоже место
24Старухина дочь сидит под березой и поет песню/ нет, старухина дочь сидит под елью и зубами стучит
25 Увидел ее морозко и спрашивает «холодно ли тебе девица»/ «тепло ли тебе девица»
26 Четыре раза спросил Морозко у старухиной дочки/ нет, трижды он спросил у старухиной дочки
27Вечером старуха посылает старика за дочерью/ нет, чуть свет старуха посылает старика в лес
5 минут
5 Тематический словарный запас
5+ 5 минут
Домашнее задание
5 минут
Данная сказка русская народная сказка .
Сказки вы знаете бывают трех видов: волшебная, бытовые и сказки о животных.Это волшебная сказка.
Главными героями являются Старик,старуха, дочка старика, которую в сказке называют падчерицей, и родная дочь старухи.Надо сказать, что любая русская народная сказка начинается словами. «Жили-были, ...В некотором царстве....За тридевять земель...», а данная сказка в нашем учебнике начинается словами «У мачехи была падчерица...,да родная дочь», хотя если посмотреть и прочитать данную сказку из других источников она начинается традиционными словами «Жили-были».
Как и в любой сказке в данной сказке есть положительные герои и отрицательные герои, есть добро и зло. Есть волшебство, есть сказочные элементы.Оно так и должно быть,ведь это сказка.
Как и в любой сказке в любом произведении есть начало-завязка,
«У мачехи была родная дочка , да и падчерица,родную дочь что ни сделает по головке погладит, а падчерица и за скотиной подсматривает,и печку топила, золу выносила ничем не молга мачехе угодить».
После развитие действий, «решила мачеха падчерицу выгнать» есть кульминация , «встреча падчерицы с Морозко, подарки Морозко»
есть конец-развязкой «рассердился Морозко на , как пустил холод на старухину дочку,,что старухина дочь окостенела».
Как сказала выше, любая сказка заканчивается хорошо. Итак, даю вам 5 минут на знакомство со сказкой.Внимательно читаем сказку.