Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности Тропинка к своему Я ФГОС 4 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» разработана на основе авторской программы Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.)
Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.

Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» ориентирована на обучающихся 4-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год в 4 классе. В связи с тем, что 2 занятия выпадают на праздничные дни 02.05 и 09.05, программа будет выполнена за счет уплотнения материала. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.)

Цели и задачи
Цель курса психологических занятий: повышение психологической культуры младших школьников, формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников.

Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.

Основное содержание программы.
Раздел 1. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)
Я – четвероклассник. Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Мои мечты. Фантазии и ложь.
Раздел 2. Я и моя школа (4 часа)
Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».
Раздел 3. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают своих детей?
Раздел 4. Я и мои друзья. (3 часа)
Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.
Раздел 5. Что такое сотрудничество? (5 часов)
Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого и как можно этому научиться. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?
Раздел 5. Кто Я? Мои силы, мои возможности. (8 часов)
Кто Я? Какой я - большой или маленький? Из каких маленьких частичек я состою. Я – человек! Я – житель планеты Земля. Мои способности. Что я умею и чем горжусь? Мой выбор, мой путь. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. От нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 6. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)
Моё детство. Я расту, я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти здоровым человеком! Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?

3. Ожидаемые, планируемые результаты
Личностные результаты.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место
принимать и сохранять учебную задачу
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
уметь справляться со страхами, обидами, гневом
быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
умение структурировать знания;
моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с
помощью учителя
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;
учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;
выполнять различные роли;
слушать и понимать речь других ребят;
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения.







Календарно - тематическое планирование (34 часа)


п\п
Тема занятия
Дата
кол-во ч
Решаемая проблема
Планируемые результаты






понятия
метапредметные результаты
личностные результаты

I. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)

1
Я – четвероклассник.

07.09
1
внутренняя позиция школьника; позитивное отношение к своему «Я».

мотивация учения
Р. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
П. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться наблюдать, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
вербализировать рефлексивные
действия по анализу
эмоциональных состояний.
К. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;
выполнять различные роли
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;


2
Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать.
14.09
1
осознание ценности воображения, умения фантазировать,
развитие креативных способностей.

воображение, фантазия, творчество
Р. -учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П. -моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;

- формирование самооценки
- осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

3
Мои сны.
21.09
1
развитие креативных способностей.

мысленные картинки, песочные картинки
Р. -определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- умение структурировать знания;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
- рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. -учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;

- формирование самооценки
- осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;


4
Я умею сочинять.
28.09
1
развитие связной речи;
развитие креативных способностей.

ассоциации
Р. -определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности,
П. - обучение
логическому
анализу выполненной
работы и оценка этой
деятельности на основе
критериальных шкал
-умение структурировать знания;
-рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- развитие
активности в процессе
коллективной учебной
деятельности, преодоление
тревожности по отношению
к этой деятельности


5
Мои мечты.


05.10
1
развитие креативных способностей.

мечта, воображение
Р. - быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
П. - умение структурировать знания;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. - задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

6
Фантазии и ложь.
12.10
1
как отличить фантазера от лжеца
фантазия, ложь
Р. - быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П. - умение структурировать знания;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. - задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- слушать и понимать речь других ребят
уметь отстаивать свою позицию в коллективе
- самоанализ умения
применять изученные
приемы запоминания в ходе деятельности.

II. Я и моя школа. (4 часа)

7
Я и моя школа.

19.10
1
особенности позиции ученика
мотивация учения
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- определять план выполнения заданий
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

8
Что такое лень?
26.10
1
откуда берется лень как справляться с ленью
психологические защиты, лень
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

9
Я и мой учитель.



09.11
1
отреагирование своих чувств в отношении учителей, принятие учителей такими какие они есть
чувства, управление эмоциями
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- определять план выполнения заданий
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


10
Как справляться с «Немогучками».
16.11
1
как справляться с «Немогучками».
психологические защиты, лень
Р. -принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. -учиться работать в паре и в группе,
-слушать и понимать речь других ребят
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;


III. Я и мои родители. (5 часов)

11
Я и мои родители.

23.11
1
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим.

семья, ценности
Р. -принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. -слушать и понимать речь других ребят
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- осознание себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях,


12
Я и мои родители.

30.11
1
формирование представления о семейных ценностях.
семья, ценности
Р. -принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. -учиться работать в паре и в группе,
-слушать и понимать речь других ребят
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи
- осознание себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях,
.

13
Я умею просить прощения.

07.12
1
способы разрешения конфликтов с родителями
стыд, вина, совесть, прощение
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. -слушать и понимать речь других ребят
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- осознание себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


14
Я умею просить прощения.

14.12
1
как разрешать конфликты с родителями; доверительно и открыто говорить о своих чувствах

стыд, вина, совесть, прощение
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
К. -слушать и понимать речь других ребят
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- осознание себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


15
Почему родители наказывают своих детей?

21.12
1
осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями
мотив, конфликт, способы реагирования в конфликте, разрешение конфликтов
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П. -учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
-К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- осознание себя как члена семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях,


IV. Я и мои друзья. (3 часа)

16
Настоящий друг. Умею ли я дружить?
28.12
1
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

друг, дружба, качества настоящего друга
Р.
-уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
-определять план решения жизненных ситуациях под руководством учителя
-быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
К.- учиться работать в паре и в группе,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,


17
Трудности в отношениях с друзьями.

11.01
1
- формирование умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.
мотив, конфликт, способы реагирования в конфликте, разрешение конфликтов
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,



18
Ссора и драка.

18.01
1
формирование умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.
конфликт, способы реагирования в конфликте, разрешение конфликтов
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,;

V. Что такое сотрудничество? (5 часов)

19
Что такое сотрудничество?
25.01
1
умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
сотрудничество
Р. - принимать и сохранять учебную задачу
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
П. - самостоятельное формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,



20
Я умею понимать другого.

01.02
1
умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

мнения, интересы
Р. -уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
-уметь справляться со страхами, обидами, гневом
П. - учиться наблюдать
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
-учиться работать в паре и в группе,
-уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


21
Я умею договариваться с людьми.

08.02
1
как научиться договариваться с людьми
эмпатия, общение, комплимент
Р. -овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П.- учиться наблюдать
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. - учиться работать в паре и в группе,
-слушать и понимать речь других ребят
-задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


22
Мы умеем действовать сообща.

15.02
1
как организовать совместную работу
групповая работа, работа в порах
Р. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
П. -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
-К. - выполнять различные роли
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


23
Что такое коллективная работа?


20.02
1
как организовать коллективную работу
коллективная работа
Р. - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
-уметь справляться со страхами, обидами, гневом
П. - рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
-разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


VI. Кто Я? Мои силы, мои возможности. (8 часов)

24
Кто Я?

29.02

осознание своей уникальности и неповторимости
«Я», уникальность моего «Я»
Р. -овладевать навыками самоконтроля в общении со взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
-уметь справляться со страхами, обидами, гневом
- быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей
К. -учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения
- формирование самооценки
- осознание своих возможностей; способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

25
Какой Я - большой или маленький?
14.03

осознание своей уникальности и неповторимости
возраст, психологический возраст

- осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

26
Мои способности.

04.04
1
осознание своих способностей, исследование своих возможностей и способностей
способности
Р.- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
П. -учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения
- формирование самооценки - осознание своих возможностей , способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

27
Мой выбор, мой путь.

11.04
1
Как осуществить выбор в различных ситуациях
выбор, жизненный путь, «золотое правило нравственности»
Р. - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;
-быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
. - учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

28
Мой внутренний мир.

18.04
1
что такое внутренний мир, мой внутренний мир
внутренний мир человека
Р. - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
П.- рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. –учиться планировать учебное сотрудничество со сверстниками
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


29
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.


25.04
1
как понять внутренний мир другого человека.
внутренний мир человека
Р. - овладевать навыками самоконтроля в общении со взрослыми;
-учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. -рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. -учиться планировать учебное сотрудничество с учителем

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях,


30
Кого я могу впустить в свой внутренний мир.

16.05
1
- значимые люди, их влияние на детей, диагностика межличностных отношений
внутренний мир человека, значимые люди
Р. - овладевать навыками самоконтроля в общении со взрослыми;
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей
К. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

31
Что значит верить?
23.05

адекватное отношение к ошибкам и неудачам.

вера
Р. -быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
П. - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей
К. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
- формирование самооценки - осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

VII. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)

32
Я расту, я изменяюсь.



1
осознание происходящих в детях изменений

развитие человека
Р.- организовывать свое рабочее место
-определять план выполнения заданий
- быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П. -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
-поиск и выделение необходимой информации;
-рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К. -учиться работать в паре и в группе,
- слушать и понимать речь других ребят
-задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,



33
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?


1
умение планировать цели.
цель, планирование
Р.- уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
П. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
К. - учиться работать в паре и в группе,
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,


34
Хочу вырасти здоровым и свободным человеком!
Что для этого нужно?

1
- реализация установок на здоровый образ жизни в поведении и поступках
личная свобода и свобода другого

здоровый образ жизни

свобода
Р. - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
П. - учиться исследовать свои качества и свои особенности
К. -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций



5. Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Тропинка к своему «Я», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала; комплект мягкой мебели
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Тропинка к своему «Я» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования предметов дополнительного образования;
-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса ;
-  хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
-  энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

6. Список литературы, электронные ресурсы.

Литература.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. М.: АРКТИ, 2001.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2007.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2006.
Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010
Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.




Электронные ресурсы:
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Психея», режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке, режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




15