РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АКТИВИСТОВ ШКОЛЬ-НОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АКТИВИСТОВ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Шапран Татьяна Вадимовна
Педагог – организатор МБОУ СОШ №18
В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся. В соответствии с этим в школе применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели школьного самоуправления, включенные в общую школьную систему.
Современная педагогика дает определение понятию «самоуправление» как принципу автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
С целью исследования системы работы школьного самоуправления и определения эффективности руководства этой системой, мы изучили локальные документы, программу деятельности, содержание планов работы, мнение членов самоуправления.
Объект исследования – процесс руководства школьным самоуправлением в современных условиях средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – система ученического самоуправления как среда, обеспечивающая позитивную социализацию каждого учащегося.
Гипотеза исследования – Воспитание лидерских качеств у старшеклассников в современном обществе будет эффективным, если он будет обеспечен методическим, психолого-педагогическим руководством, поддержкой и сопровождением.
Задачи исследования:
Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося.
Диагностирование и анализ результатов деятельности школьного самоуправления.
Развитие инициативы, творческой индивидуальности учащихся.
Цель исследования - Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №18 г. Славянска-на-Кубани, где на протяжении 5лет реализуется система школьного самоуправления через программу деятельности «СЛАВЯНЕ».
Проведя, исследование мы выяснили, что самовыражение каждого члена совета школьного самоуправления реализуется через их участие в конкретных делах по ежегодному плану. Отлажена система обеспечения взаимодействия на основе отношений сотрудничества между администрацией, учителями, лидерами самоуправления и коллективом учащихся. При детальном изучении планов заседаний, можно констатировать, что соблюдаются и защищены права членов самоуправления, прописанные в Уставе, где выражены интересы личности учащихся.
Проанализировав активность учащихся школы, мы определили, что все они являются членами школьной республики «Славяне». В активе школьного самоуправления состоят 14 учащихся.
За год проведено 11 заседаний школьного самоуправления, на которых рассматривались вопросы по организации и проведении мероприятий, направленных на реализацию творческого потенциала учащихся и их самореализации в общественной жизни школы, района.
На высоком качественном уровне были организованы и проведены различные, мероприятия, которые были организованы непосредственно активистами школы.
Проведённый нами анализ позволяет сделать вывод о наличии значительного потенциала для роста самоорганизации и гражданской активности среди учащихся школы. Использование ресурса системы школьного самоуправления требует от дирекции и других ответственных лиц совместной выработки нового подхода к развитию социальной активности и лидерского творческого потенциала через обучение активистов в «Школе лидеров». Предстоит работа в направлении нормативности сознания активистов школьного самоуправления, закрепление их ценностных ориентаций, развитие лидерских качеств, управленческой и коммуникативной культур и формирования духовно-нравственных характеристик.
Список литературы
Безродная Я. А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.А. Безродная. СПб. : Ленингр. гос. обл. ун-т им. A.C. Пушкина, 2006. 24 с.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберга. М. : Эксмо, 2008. 288 с.