Урок развития речи. Раздел Читаем, говорим, пишем по УМК Е.А.Быстровой. 5 класс


Читаем, говорим, пишем (5 класс, Упр.208)
Тема: Дюймовочка.
Цели: совершенствование умений и навыков учащихся анализировать текст, значение слова, работать со словарями, умений устно и письменно высказывать свои впечатления, используя выразительные возможности языка; развитие творческого, словесно-логического мышления, творческих способностей. Задачи: определить основные признаки художественной речи; правильно выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы текста, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения; формировать умения различных видов разбора.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, фломастеры, цветные карандаши.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя. Прочитайте слова из знакомых вам сказок. Угадайте, что это за сказка и кто их автор?- Соловей, император, придворные, сад;- Старик, старуха, рыбка…
Сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи. Например, то, что окружающий нас мир — живой.
Все в мире связано вокруг,
Примеров мы не будем множить.
Нельзя цветок затронуть вдруг,
Чтобы звезду не потревожить.
(Из средневекового сборника поэзии).
Вы, наверное, уже читали сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сегодня мы вернемся к этой сказке.
Знакомство с текстом упражнения 208.
Учитель. Прочитайте отрывок из этой сказки.
Вопросы и задания
1.Почему девочку назвали Дюймовочкой? Как относится к этой необыкновенной девочке датский сказочник? Почему вы так думаете?
2.Докажите, что это текст.
3.По данным опорным словам определите тип речи: в чашечке, девочка, сидела, была, спала, положила, плавала, каталась. 4.Подберите синонимы к слову «целым».
(Слово «целый» в данном контексте «Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером…» обозначает значительный, большой, крупный, огромный, т.е. это контекстуальные синонимы (без введения этого термина), тогда как чаще всего к слову целый подбираются следующие синонимы: полный, весь без изъятия, невредимый, без изъяна, нечто единое, нераздельное, целиком). 5.Докажите, что слово «зеленый» многозначное. (Зеленый цвет (травы), зеленая тоска (ужасное состояние), расплатиться зелеными (долларами), зеленое лицо (бледное), зеленая улица (свободная), зеленые плоды (недозрелые), зеленая молодежь (неопытная), зеленый друг (деревья, цветы) и т.д. 6.Найдите в упражнении слова – названия цветов. Подберите к ним подходящие имена прилагательные (по цвету, по форме, по запаху). 7.Обратитесь к этимологическому словарю Н.М. Шанского, Т.А.Бобровой, выясните этимологию слов хризантема (золотой цветок), астра – (звезда, название получено по форме цветка).
8.Произведите фонетический разбор слова её (произведите разные виды разбора). 9.Докажите, что слова (в чашечке) цветка, цветы, цветов являются формами одного и того же слова.
10.Выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в этом отрывке из сказки много слов с этими суффиксами? Произведите морфемный разбор слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 11.Поиграйте в игру «Вопросы цепочкой», чтобы лучше запомнить содержание: Где сидела девочка? Девочка была какая? Как прозвали девочку? Что служило Дюймовочке постелью? И т.д.
Творческие работы на выбор по предложенным темам:
Напишите изложение.
Напишите новое продолжение сказки.
Подготовьте выразительное чтение текста.
Подготовьте иллюстрации к сказке.
Напишите в художественном стиле 3 миниатюры о лесных и луговых цветах.
Напишите сказку по предложенному началу.
Вступление: Жил-был Цветок…Основная часть: Захотел однажды Цветок путешествовать и отправился…Заключение: И понял Цветок, что…
Например: Жил-был Цветок. Рос он гордо на своей маленькой полянке. Ни с кем не хотел он дружить, ни к кому не ходил в гости. Считал Цветок, что друзья ему не нужны. Захотел однажды Цветок путешествовать, посмотреть, как живут другие. И отправился он на соседнюю полянку, но вдруг налетел сильный порыв ветра и понес его в противоположную сторону – в темную лесную чащу. Было там холодно, темно и страшно. Испугался Цветок, начал звать на помощь. Но никто не слышал его. И понял Цветок, что без друзей на свете жить нельзя.