Рабочая учебная программа образовательной деятельности по разделу «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа)


Образовательная область
«Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка.
К пятому году жизни в результате целенаправленного воспитания, обучения и обогащения детского опыта у ребёнка накапливается определённый запас конкретных представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира. Ребёнок способен выслушать объяснения, выполнить более сложное поручение, решить более сложную умственную задачу. Создаются предпосылки для систематизации некоторых математических представлений.
В средней группе дети могут заниматься в составе больших подгрупп и всей группой. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
Данная программа разработана на основе программы « От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная деятельность по математике проводятся один раз в неделю, длительностью до 20 минут, 36 раз в год.
Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
-дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;
- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;
- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;
- отсчитывать предметы из большего количества;
- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);
- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;
- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;
- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;
- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;
- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
 - различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);
- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
 Особенности развития детей целевой группы;
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Формы работы;
Дидактический наглядный материал.
Геометрические орнаменты;
Рабочие тетради;
Счёты;
Наборы «Счётные палочки», геометрических фигур (плоских и пространственных);
Календарь года, часы, песочные часы, лупа; Альбом с иллюстрациями времена года.
Дидактические игры: Мозаика; Пазлы, разрезные картинки;
Планируемые результаты и система оценки индивидуального развития детей.
1. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
2. Считать до пяти (количественный счет), Отвечать на вопрос «Сколько всего?».
3. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4. Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые – равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.5. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
6. Определять положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
7. Различать правую и левую руку.
8. Определять части суток.
Средняя группа
Количество и счет.
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни - красного цвета, а другие -синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три - всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну - 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка - самая высокая, эта (оранжевая) - пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.).Форма.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, окно, дверь - прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед назад, направо налево, вверх вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра»
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ п/п Содержание воспитательно-образовательной работы
Деятельность, где данная тема является основной
11 Упражнение в выделении отдельных предметов из группы и объединение предметов в группы по общему признаку. Развитие умений видеть составные части множества («много») как единого целого. 3
22 Развитие умения определять, в какой группе предметов больше, меньше, равное количество (на основе использования приёмов наложения, приложения предметов или их изображений). 3
33 Обучение детей счёту в пределах 5 на основе парного соотнесения предметов двух групп, выраженных числами 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Установление способов уравнивания двух групп предметов. 5
44 Показ независимости числа от расстояния между предметами , от размера предметов, образующих группы. 4
55 Показ независимости числа от формы расположения предметов в группе. 2
66 Упражнение в отсчитывании определённого количества предметов (из большего) по образцу и названному числу. 2
77 Упражнение в счёте на слух, на ощупь, в счёте и воспроизведении количестве движений. 3
88 Упражнение в сравнении двух предметов контрастных и одинаковых размеров путём их наложения и приложения. Обозначение размерных отношений между двумя предметами: длиннее - короче (равные по длине), шире – ужу (равные по ширине), выше – ниже (равные по высоте), толще – тоньше (равные по толщине), больше – меньше (равные по величине).4
99 Формирование умения устанавливать соотношения между 3 – 5 предметами по величине (длине, ширине, высоте, толщине), раскладывать их в ряд в порядке возрастания и убывания их размеров (длинная, короче, ещё короче, самая короткая и др.). 4
110 Развитие умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр; предметы круглой, квадратной, треугольной формы, а также имеющие форму шара, куба, цилиндра. Знакомство с прямоугольником. 4
111 Совершенствование пространственных ориентировок: вверху – внизу, слева (налево), справа (направо), слева направо, впереди – сзади, за, на, над, под, ближе, дальше, между.2
Перспективное календарно – тематическое планирование
№ п/п Темы занятия Время проведения
1 Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, меньше.
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Сентябрь
2 Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Сентябрь
3 Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. Сентябрь
4 Совершенствовать умения определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Упражнять в умении различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сентябрь
5 Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. Октябрь
6 Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путём.Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. Октябрь
7 Учить считать в пределах 3, используя следующие приёмы: при счёте правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже;, высокий – низкий, выше – ниже.Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь.Октябрь
8 Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Развивать умение определить пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Октябрь
9 Закреплять умения считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счёту?».
Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, высокий, низкий, выше, ниже.Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. Ноябрь
10 Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. Ноябрь
11 Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. Ноябрь
12 Познакомить с образование числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ноябрь
13 Закрепить представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Закреплять умение составлять целостное изображение предметов из частей. Ноябрь
14 Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счёту?».
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями.
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Декабрь
15 Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта.
Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями.
Упражнять в разделении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, квадрат, круг). Декабрь
16 Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».
Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.
Развивать умение сравнивать по цвету, форме, величине. Декабрь
17 Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу.
Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Декабрь
18 Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5,по образцу и названному числу.
Познакомить со значением слов далеко – близко.
Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей. Январь
19 Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5.
Уточнить представления о значения слов далеко – близко.
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. Январь
20 Упражнять в счёте звуков в пределах 5.
Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Январь
21 Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.
Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). Февраль
22 Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.
Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий. Февраль
23 Учить считать движения в пределах 5.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Учить сравнивать 4 – 5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. Февраль
24 Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. Февраль
25 Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Февраль
26 Закреплять умение двигаться в данном направлении.
Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5).
Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, больше. Март
27 Закреплять представления о том, что результат счёта зависит от величины предметов.
Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. Март
28 Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5).
Упражнять в умении сравнивать 4 – 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. Март
29 Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его шаром.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Март
30 Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространстве.
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко. Апрель
31 Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т.д.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше, самый маленький, большой.
Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. Апрель
32 Упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Апрель
33 Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предметов (размера, цвета).
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: впереди, назад, налево, направо, вверх, вниз. Апрель
34 Закрепление знаний о цифрах от 1 до 5.
Закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях. Май
35 Закреплять умение ориентировки на листе бумаги.
Продолжать учить соотносить цифру и количество предметов. Май
36 Закреплять умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта.
Май
Список литературы
Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Ерофеева Т.И, Павлова Л.Н, Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет: Сценарии занятии по развитию математических представлений. – М.: ТЦ Сфера, 2001
Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы», 2016г