Положение о наставничестве в БКСАиД

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»
(фгаоу во «кфу им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)

Бахчисарайский колледж строительства,
архитектуры и дизайна (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»










ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в
Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»






















Рассмотрено и одобрено
на заседании методического совета
15 октября 2015 г.,
протокол № 3

Утверждаю
Заместитель директора по учебно-методической работе Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
_____________ С.Н. Зобенко




ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в
Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

1. Общие положения

1.1. Положение о наставничестве разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» согласно приказу Бахчисарайского колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 02.09.2015 г. № 166 «О наставничестве».
1.2. Положение о наставничестве (далее – Положение) определяет цели и задачи наставничества в Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» (далее – колледж), его организацию, а также обязанности лица, осуществляющего наставничество (далее – наставник).
1.3. Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, повышении качества профессиональной деятельности, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
1.4. Основные задачи наставничества:
оказание помощи в профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов к условиям образовательного процесса колледжа;
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении.
1.5. Наставник – это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики и воспитании.
Молодой специалист (педагог-стажёр) – начинающий педагог, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.6. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста (педагога-стажёра) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста (педагога-стажера) знания в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Организация наставничества

2.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа с указанием срока наставничества, при обоюдном согласии предполагаемого наставника и педагога-стажера.
2.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе.
2.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт методической и воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе колледжа, имеющих первую или высшую квалификационную категорию.
2.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
молодыми специалистами, стаж педагогической работы которых не превышает 5 лет;
педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для осуществления образовательной деятельности по преподаваемым дисциплинам / модулям.
2.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях Методического совета колледжа.
2.6. Наставничество устанавливается продолжительностью до 10 месяцев (1 учебный год), формы работы наставника с педагогом-стажером определяются в зависимости от поставленных целей и задач совместной их деятельности и планом работы «Школы молодого педагога» на учебный год.
2.7. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу педагога-стажера или наставника;
психологической несовместимости наставника и педагога-стажера.
2.8. Показателем оценки эффективности работы является выполнение целей и задач педагогом-стажёром, мастером производственного обучения в период наставничества.

3. Обязанности наставника

3.1. Наставник обязан:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности педагогических работников по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с педагогом-стажером индивидуальный план профессионального становления последнего (Приложение 1) с учетом уровня его личностных особенностей, педагогической, методической и профессиональной подготовки по преподаваемым дисциплинам / модулям;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к преподавателю / мастеру производственного обучения, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
оказывать помощь педагогу-стажеру по разработке учебно-нормативной документации по преподаваемым дисциплинам / модулям;
оказывать педагогу-стажеру индивидуальную помощь в овладении современными методами, приемами и педагогическими технологиями проведения уроков теоретического и производственного обучения и совместно устранять допущенные ошибки;
посещать уроки педагога-стажера с последующим анализом;
подводить итоги профессиональной адаптации педагога-стажера, составлять отчет по результатам работы за полугодия с заключением о результатах прохождения обучения, с предложениями по дальнейшей работе педагога-стажёра.

4. Права наставника

4.1. Наставник имеет право:
дополнительно подключать для обучения педагога-стажёра других сотрудников колледжа;
требовать рабочие отчеты о проделанной работе у педагога-стажёра, как в устной, так и в письменной форме.

5. Обязанности педагога-стажера

5.1. В период наставничества педагог-стажёр обязан:
изучить нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности колледжа и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнить индивидуальный план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться выстраивать партнерские взаимоотношения с наставником, знакомиться с инновационными методами и формами обучения;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем директора по УМР.

6. Права педагога-стажера
6.1. Педагог-стажер имеет право:
выносить на рассмотрение Методического совета предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для себя способом.

7. Руководство работой наставника
7.1. Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заместителя директора по учебно-методической работе.
7.2. Заместитель директора по УМР обязан:
представить назначенного молодого специалиста педагогическому коллективу колледжа, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы педагога-стажёра с закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные мероприятия (занятия, внеурочные мероприятия по преподаваемым дисциплинам / модулям), проводимые наставником и педагогом-стажером;
организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, оказать им методическое сопровождение в составлении планов работы с педагогами-стажерами;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в колледже;
осуществлять систематический контроль работы наставников.

8. Документы, регламентирующие наставничество

8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора колледжа об утверждении кандидатур наставников;
план работы Школы молодого преподавателя «Шаг к Олимпу»;
протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;
индивидуальные планы работы педагога наставника;
методические разработки уроков педагога-стажера;
индивидуальный план работы стажёра.
Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-наставника
____________________________________________________________________
(ФИО)
на 20__ - 20___ учебный год

Педагог-стажер: ______________________________________________________
(ФИО)

Мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагога-стажёра:


п/п
Мероприятие
Планируемая дата
Отметка о выполнении
Примечание












































Педагог-наставник ______________________/___________________

Ознакомлен:
Педагог-стажёр _________________________/___________________











Разработчик:
Старший методист
Гребенникова Л.В.
15