Положение о наставничестве для малоопытных педагогов

Утверждено
приказом МБОУ СОШ №6
пос. Комсомолец
от 11.01.2013 г. №8-од

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
МБОУ СОШ №6 ПОС. КОМСОМОЛЕЦ

1. Общие положения.
1.1.  Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2.    Школьное наставничество предусматривает систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3.    Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, ДО г. Москвы и СЗОУО ДО г. Москвы, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества.
2.1.  Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым и малоопытным учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2.   Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3.  Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4.   Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебной  работе и утверждаются на заседании Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6.  Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение;
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8.  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9.    По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.

4.Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого (малоопытного) специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым (малоопытным) специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого (малоопытного) специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого (малоопытного) специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым (малоопытным) специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым (малоопытным) специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому (малоопытному) специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого (малоопытного) специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого (малоопытного) специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого (малоопытного) специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого (малоопытного) специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого (малоопытного) специалиста.

5. Права наставника:
с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого (малоопытного) специалиста других сотрудников школы;
требовать рабочие отчеты у молодого (малоопытного) специалиста, как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.
6.1.  Кандидатура молодого (малоопытного) специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.
6.2.  В период наставничества молодой (малоопытный) специалист обязан:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.


7.    Права молодого (малоопытного) специалиста.
Молодой (малоопытный) специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УР обязан:
представить назначенного молодого (малоопытного) специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого (малоопытного) специалиста с закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым (малоопытным) специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми (малоопытнями) специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
провести инструктаж наставников и молодых (малоопытных) специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого (малоопытного) специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.

9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора школы об организации наставничества;
планы работы методического совета и методических объединений;
протоколы заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

Утверждено
приказом МБОУ СОШ №6
пос. Комсомолец
от 11.01.2013 г. №8-од

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА
МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

1.Общие положения.
Наставник назначается для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, выработке умения применять теоретические знания, полученные в педагогическом институте в конкретной практической работе, а также приобретения практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, развития познавательно-мыслительной деятельности учащихся.

2.Задачи и содержание работы.
Наставник молодого специалиста, начинающего работать в школе:
знакомит молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
оказывает помощь в изучении учебных программ и пояснительных записок к ним;
помогает составить тематический план, подобрать материал для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематических экскурсий;
оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, контрольных работ;
посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
организует посещение уроков коллег по методическому объединению и уроков лучших учителей школы с последующим совместным обсуждением и анализом;
оказывает помощь в подборе методической литературы для самообразования;
контролирует и направляет работу молодого специалиста по самообразованию.

3.Порядок назначения наставника.
3.1 Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом школы.
3.2 Директор школы издает приказ о назначении наставника.


4.Контроль.
Деятельность наставника контролирует методический совет школы.
Методический совет один раз в четверть заслушивает отчет наставника.
Представители методического совета посещают уроки молодого специалиста и внеклассные мероприятия, организованные им, с последующим обсуждением и анализом.
15