Конспект. Тема: Шипящие согласные звуки. Буквосочетание ЖИ-ШИ.


1. «Перспектива»
2. 2 "б" класс, МБОУ «СОШ №10»
3. Тема: Шипящие согласные звуки. Буквосочетание ЖИ-ШИ.
Планируемые результаты:
предметные: формирование орфографического умения: умения выделять слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ и применять правило при письме;
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
метапредметные:
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; организовать себя на продуктивную работу на уроке.
ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Ход урока
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент
Цель: настроить учащихся на плодотворную работу. Слова учителя -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа.
-Покажите готовность к уроку. Настраиваются на урок.
РУУД:
Организовать себя на продуктивную работу на уроке.
II.Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся для успешной работы на уроке. Карточки:
У Машы жыл рыжый кот васька. У него пушыстый хвост, беленький жывот. -Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.
-Какие ошибки вы нашли? Что посоветуете Ване? -Запомнить правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, клички животных – с заглавной буквы. Предметный результат:
обнаружение орфографических ошибок, установление правильного написания
III.Самоопределение к деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слово живот -Запишите транскрипцию слова живот.
-Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что заметили?
Кто знает, почему в сочетаниях жи-ши надо писать букву И?
Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, поэтому после них писали букву И с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня
-ЖИ-ШИ пиши с буквой и.
-Повторите ещё раз это правило.
-Правильно. Молодцы.
-Определите тему урока.
УЗ: учиться слышать в словах орфограмму жи-ши и правильно писать слова с этой орфограммой [жывот]
Слышим звук «Ы», а пишем букву «и»
-звуки ж ш твёрдые, после них слышится гласный ы, но после буквы ж, ш нужно писать и, так договорились между собой люди.
-ЖИ-ШИ пиши с буквой и.
-Правописание буквосочетания ЖИ-ШИ. ПУУД: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
IV.Работа по теме урока
Цель: продолжить знакомство учащихся с буквосочетанием ЖИ-ШИ. Упр. 103 (с. 73)
Упр. 104 (с. 73)
Упр. 106 (с. 74) -Открываем учебник на 73 с. Выполняем 103 упр. Прочитаем задание.
-Прочитаем стихотворные строки.
-Выделим опасные места.
-Ещё раз прочитаем строки.
-Давайте, чтобы легче запомнить последовательность слов, зашифруем эти стихотворные строки по первым буквам слов, в каждой строчке. Этот шифр я запишу на доске.
Теперь попробуем проговорить их с закрытыми учебниками.(хором шепотом)
-Закрываем учебники, пишем по памяти. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.
-Закончили. Выполним самопроверку по тексту учебника. Оцените свою работу по шкале: «!», «+»,
«-».
Если всё выполнено верно ставим «!» .Если допущено 1-2 ошибки «+».
Если допущено 3 и более ошибки «-».
-Приступаем к следующему упражнению 104. Прочитаем задание.
-Выписывать слова будем в два столбика. В первый столбик запишите слова, которые обозначают предметы. А во второй, слова которые обозначают действия предметов.
-Первое слово камыши в какой столбик запишем?
-Как вы это определили?
-Второе слово лежит в какой столбик запишем. Почему?
-Продолжаем по цепочке.
- Какая орфограмма чаще встречается в этом упражнении.
Подчеркните эту орфограмму.
-Какое правило важно помнить.
Устно составьте 1-2 предложения с данными словами (по выбору).
-Проверим.
-Молодцы. Хорошо справились с этим заданием. И исходя из упражнения мы можем сделать какой вывод, в каких словах могут быть сочетания жи-ши?
-Открываем учебник на 74 с. Прочитаем задание 106 упражнения.
-Устно составьте словосочетания. Выберите 2 словосочетания, продиктуйте их друг другу.Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Оцените работу друг друга с помощью смайликов. -Прочитайте стихотворные строки. Запишите их по памяти. Подчеркните слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ.
-Б с пВ в к
И н з т
П, л.
-записывают
-в первый.
-По вопросу: что? Камыши- слово, которое обозначает предмет.
-во второй. Определяем по вопросу что делает? Лежит – слово, которое обозначает действие предметов.
-буквосочетание ЖИ-ШИ.
- ЖИ-ШИ пиши с буквой Ичто буквосочетания ЖИ-ШИ может быть в словах, которые обозначают предмет и действие предмета РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
V.Физ. минута
Цель: снять у учащихся физическую напряженность. -Вот время пришло отдохнуть.
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд. КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
VI.Продолжение работы по теме урока
Цель: закрепить знание учащихся по теме урока. Упр. 59 (с.34)
Упр. 62 (с. 35)
-Открываем рабочие тетради. 34 с. Упр. 59
-Распределите слова по трем группам по вопросам.
-Что объединяет слова трех групп?
-В каких ещё словах могут быть орфограммы жи-ши?
-Значит, буквосочетания ЖИ-ШИ может быть в какихсловах, скажите полным ответом.
-Оцените свою работу с помощью смайликов.
-Выполняем 62 упр. На с. 35
-Отгадайте загадку. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. Ниже запишите слово-отгадку. Подчеркните буквосочетания ЖИ-ШИ.Сверьтесь с соседом по парте.
-Посмотрите на доску. Вставьте пропущенные буквы в слова.
(Ж..леть котенка, ж..вет в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния)-Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?
-Сделай вывод. Что? Какой? Что делать?
Шило, снежинка, шишки Душистый, пушистый, сшитый Сторожить, дружить, шить, сушить
-В них есть сочетания ЖИ-ШИ.
-в словах, которые обозначают признак предмета.
буквосочетания ЖИ-ШИ может быть в словах, которые обозначают предмет, действие предмета и признак предмета
-жалеть-жа`ль, живёт-жи`ть, шипы-ши`п, шаровая-ша`р. Это безударная гласная в корне слова.
-После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверить. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
VII.Рефлексия
Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Игра «Самый внимательный»
Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник. -Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте +, если нет -. -Чтобы проверить, посмотрите на слайд. Оцените свою работу по шкале:«!»,«+»,
«-».Если всё выполнено верно ставим «!» .Если допущено 1-2 ошибки «+».
Если допущено 3 и более ошибки «-».
-Кто доволен своим результатом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + - + + + - - + +
РУУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
VIII.Подведение итогов урока
Цель: проверить понимание учащимися темы урока. -Чему мы учились сегодня на уроке?
-Мы учились слышать в словах орфограмму жи-ши и правильно писать слова с этой орфограммой. РУУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Домашнее задание Упр.105 с.73
Упр. 59 (с. 33) в рабочей тетради. -Открываем дневники, записываем домашнее задание.