исследовательская работа Бондюжская школа — экологически чистая система


МАОУ «Бондюжская основная общеобразовательная школа»
Бондюжская школа - экологически чистая система

Работу выполнила ученица 7 класса
Старикова Анна
Руководитель учитель биологии
Кошелева Татьяна Витальевна


с.Бондюг – 2015 г.
Содержание:
I.Введение –актуальность исследования, цели и задачи , методы работы……………………………………………………………………………….......
1
II.Основная часть - теоретическая, практическая часть исследования……………………………………………………………………..
2-11
III. Заключение - выводы по проделанной работе………………………………………………………………………………
IV.Список литературы……………………………………………………………………. 14
11-13
Актуальность исследования
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме здорового жилища. Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Идеальный дом не только здание для убежища. Дом должен быть местом, свободным от вредных воздействий, который поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.
Основное место обитания человека - это его дом. Мы очень много времени проводим в школе, поэтому можем сказать, что она то- же является нашим домом. Мы здесь учимся, занимаемся внеклассной работой. Школа – это наша « крепость», в которой должны быть обеспечены условия для труда и отдыха.
Каждый год в школе делается ремонт, приобретено новое оборудование.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Выяснить: является ли школа экологической системой. Определить состав и структуру экосистемы. Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы. Познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды школы. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: Исследование. Работа с литературой.
Теоретическая часть
«Эко» – означает «дом», нашу сферу обитания. А сфера обитания – это в первую очередь наша квартира и школьный кабинет.
Здоровье начинается дома и в школе, и цель наша превратить их в неприступную крепость для всех болезней. Школа, дом. Что мы знаем о них и об их влиянии на здоровье?
Проблема экологического состояния помещения, его, так называемого здоровья, является сегодня достаточно актуальной, так как мы проводим в школе много времени, и чтобы не было вреда для здоровья, необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.
Гипотеза: Наша школа - экологическая система, экологически чистая система?
Практическая часть
Исследование 1. Школа – экосистема?
В школе имеются комнатные растения – ПРОДУЦЕНТЫ. В школе находится человек, « незваные гости» мыши ( это наше предположение, т.к. мы их не обнаружили) – КОНСУМЕНТЫ. В школе есть бактерии, сапрофитные клещи, плесневые грибы – РЕДУЦЕНТЫ.
Вывод: Школа является экосистемой.
Исследование 2. Озеленение школы. Я считаю, что в нашей школе очень много комнатных растений: в рекреациях, классных комнатах. У нас нет ни одного кабинета, в котором бы не было растений, а больше всего цветов в кабинете биологии. У нас в школе всего 211 комнатных растений. Все комнатные растения находятся в хорошем состоянии, учителя и учащиеся заботятся о них.
Нас везде окружают запахи. Мне стало интересно: « А влияют ли запахи наших растений на наш организм? Чем полезны растения, растущие в кабинетах нашей школы?». Я решила проверить, влияют ли запахи растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособностями – функции стимулирующее действие, угнетающие действующие на наше самочувствие.
Название растения Польза растений
Бальзамин Бальзамин в большей степени используется в качестве декоративного растения, однако в народной медицине его применяют и с лечебной целью.
Герань Она содержит вещества, уничтожающие вирусы и бактерии, устраняет бессонницу, лечит неврозы, а зимой, в пасмурные дни, защищает от стрессов и депрессии, снимает усталость и поднимает настроение.
Драцена Увлажняет воздух, но и нейтрализует кучу химических «добавок»: формальдегид, бензол, этилбензол, толуол.
Бензол содержит линолеум. Драцена его нейтрализует.
Плющ Увлажняет воздух, но и нейтрализует кучу химических «добавок»: формальдегид, бензол, этилбензол, толуол. Он уничтожает грибки и бактерии, оказывает противовоспалительное действие.
Фикус Поглощает аммиак, а также улучшает энергетическую атмосферу в доме и стимулирует активность его обитателей, снимает внутреннее напряжение и придаёт уверенности в себе. Можем с уверенностью вам сказать, что фикус дурной славы не заслужил, это хорошее растение.
Хлорофитум
Устраняет запахи
Кактус Они обладают бактерицидными свойствами, кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран.
Традесканция Снижает влияние электромагнитного излучения.
Толстянка (денежкино дерево) Округлые листья растения нейтрализуют всю отрицательную энергетику, эмоции, неосторожные слова, связанные с недостатком финансов. Толстянка очистит воздух в помещении, снимет стресс и усталость. Все это так важно для достижения успеха и здоровья.
Сенполия( узанбарская фиалка) Фиалка содержит все полезные для человеческого организма вещества и элементы. Растение обладает противовоспалительным, мочегонным, слабительным и противомикробным свойствами. Также его применяют в качестве хорошего обезболивающего и успокоительного средства. Кроме того, это растение часто используют для понижения артериального давления.
Трава фиалки применяется для лечения бронхита, воспаления горла и коклюша. Отвар из фиалки помогает улучшить самочувствие при бронхите, кашле, пневмонии и удушье.
Кроме того, фиалкой можно лечить всевозможные кожные заболевания. Отвар растения поможет улучшить общее самочувствие после перенесенного заболевания.
Бегония
Королевская бегония активно борется с ядовитыми веществами, а также является символом материального благосостояния. 
Название растения Угнетающее действие
Герань В период цветения выделяется такое обилие пахучих эфирных масел, что они могут вызвать головные боли, рвоту.
Примула Цветы и листья примулы могут вызвать крапивницу и экзему на коже человека, склонного к аллергическим реакциям, если он прикасается руками к растению. А иногда аллергию вызывает даже запах цветущей примулы. Таким людям разводить ее дома не рекомендуется. После ухода за примулой также следует вымыть руки с мылом.
Хлорофитум Нельзя допускать потребление листьев в пищу детьми. Грубые листья могут травмировать нежные слизистые оболочки
Фикус Не имеет угнетающих действий
Молочай (эуфобия) Он очень опасен. Сок растения имеет вид белого молочка, резковатый запах и может вызывать раздражение кожи, ожоги и аллергию. При попадании сока на слизистую образуются язвы, в глаз – воспаление и временная слепота. Если же лист молочая окажется в желудке ребенка или животного, это приведет к сильной рвоте, поносу и судорогам.
Дифенбахия Опасны все части растения.
Вывод: Комнатные растения полезны, но только в том случае, если подобрать «правильные» цветы для каждого конкретного человека (или семьи), то есть те, на которые не возникают негативные реакции.
У нас в школе имеется тот минимум растений, который желательно иметь каждому, кто хоть немного заботится о себе и своих родных. Растения уничтожают ядовитые вещества. Но хотелось, чтобы лучше были озеленены кабинеты – физики, географии, информатика.
Исследование 3. Результаты оценки внутренней отделки помещения. Материалы, использовавшиеся при строительстве и отделочных работах в нашей школе.
Название материала Степень вредного воздействия
на организм человека
Дерево Экологически чистый материал
Железная арматура Экологически чистый материал
Стекло Экологически чистый материал
Краска масляная Токсическое воздействие тяжелых ме-
таллов и органических растворителей
Древесностружечные и дре- Экологически чистый материал
весноволокнистые плиты Линолеум Соответствует норме
Бетон Источник радиации.
Известь Экологически чистый материл.
При повышенной влажности воздуха известь
х
– экологически
Вывод: Большинство материалов использовавшихся при строительстве и отделочных работах в нашей школе являются экологически чистыми.

Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений
Я обследовала классы по поводу цветовой гаммы на организм человека
Цвет Объём Воздействие на здоровье Влияние на психику
желтый увеличивает Лечит депрессию, способствует укреплению нервов, стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит
оранжевый увеличивает Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией
красный увеличивает Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность Радует, иногда вызывает некоторую долю страха
Белый - информатика увеличивает Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает Гасит раздражение, несколько успокаивает
фиолетовый уменьшает Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм. Увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли
Зеленый- биология, 8 класс нейтральный Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизовать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность. Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность.
Синий – класс Людмилы Сергеевны уменьшает ширину Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение
Голубой – 1-4классы, 5, 6, 7, классы . Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы Снижает напряжение, успокаивает
Вывод: Проанализировав с экологической точки зрения состояние нашей школы, я решила, что цветовая гамма благотворно сказывается на организм учащихся.
Исследование 4. Результаты оценки искусственной освещённости кабинетов.
Проверка проводилась в 3 кабинетах - информатике, русского языка и 1 классе. Во всех классах уровень искусственной освещённости соответствует нормативным величинам установленным п.7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Вывод: В кабинетах хорошие условия освещённости. Это подтвердил врач по общей гигиене – И.В. Белина.
Исследование 5. Результаты исследования качества воды.
Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 80 % известных болезней и на 30% ускоряет старение организма. Характеристика воды нашей школы: вода прозрачная; мутность не отмечена; запах землистый.
В исследованных пробах смывов с объектов внешней среды санитарно – показательные микроорганизмы (бактерии группы кишечных палочек) не обнаружены. Проверку проводил зав.отделением микробиологической лаборатории Л.С. Сажина, а также врач эпидемиолог – Л.А.Дымочко.
Вывод: Воду употреблять можно, микроорганизмы не обнаружены.
Исследование 6. Исследование пыли.
Любая пыль – это набор аллергенов, главным из которых является микроскопический клещ.
Определение относительной запыленности воздуха в школьных помещениях.
Для выполнения работы мне потребовалась: вода, микроскоп с объективом «»»х40» (сорокократное увеличение), пипетка, покровные и предметные стекла длдля микроскопа.
Н На четыре предметных стекла мной были нанесены по 1 капле воды.
Предметные стекла на 15 минут установили на высоте 1 м. от пола:предметное стекло № 1 в классе биологии во время перемены,предметное стекло №2 в коридоре во время перемены,предметное стекло №3 в классе биологии во время урока,предметное стекло №4 в коридоре во время урока.
ЗаЗатем накрыла каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом, прприготовив таким образом микропрепарат. Микропрепарат поместила на прпредметный столик микроскопа. Добились такого увеличения, чтобы в поле зрзрения микроскопа была как можно большая площадь капли.
П Подсчитала количество пылинок в капле и описали их состав:
№ микро
препарата Место отбора образца Кол-во пылинок в поле зрения Расположе
ние пылинок Размеры Форма
1 в классе биологии во время перемены 11 По одной мелкие Продолговатая, круглая
2 в коридоре во время перемены 20 По одной мелкие Круглая
3 в классе во время урока 16 По одной крупные Продолговатая, круглая
4 в коридоре во время урока 12 По одной, небольшими скоплениями Крупные, средних размеров Круглая
Вывод: Таким образом, относительная запыленность школьных помещений во время перемены значительно больше, чем во время урока. Во время перемены пыли больше в коридорах школы, а во время урока – в классе. Это объясняется местонахождением основного количества учеников.
Исследование 7. Результаты оценки температуры в школе.
Из бесед с учителями и учащимися, я выяснила, что на температур
ный режим в школе ни кто не жаловался.
По параметрам температуры учебные кабинеты соответствуют нормам НД
1.СанПиН и Н 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях».
2. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Врач по общей гигиене Т.А.Ананоева, зам.руководителя А.С. Булыгина.
Вывод: Полученный результат по показателям температуры соответствует норме.
Исследование 8. Исследование компьютеров.
Исследования проводились на рабочих местах учащихся в точках измерения.
1.Напряжённость электрического поля в низкочастотном диапазоне соответствует.
2. Плотность магнитного потока в низкочастотном диапазоне соответствует.
3. Напряжённость электрического поля в низкочастотном диапазоне соответствует временно допустимым уровням ВДУ.
4. Плотность магнитного потока в высокочастотном диапазоне соответствует оценке магнитного потока, проводилась согласно: СанПин 2.2.2. /2.4. 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» - проводил врач по гигиене С.М. Бубнов, зам.руководителя ИЛЦ А.М.Булыгин.
Вывод: Компьютеры соответствуют ГОСТУ.
Выводы по проделанной работе
МАОУ «Бондюжская основная общеобразовательная школа» является экологически чистой системой. В школе соблюдаются все необходимые правила для сохранения здоровья учащихся, педагогов, обслуживающего персонала. « Незваные гости» ( консументы) в школе не обнаружены ((регулярно проводится дератизация помещений).
РЕКОМЕНДАЦИИ
Как можно чаще проветривать кабинеты. Стараться поддерживать постоянную температуру в школе, соответствующую тепловому комфорту или категории прохладно. Использовать для отделки натуральные природные материалы. Соблюдать правила пользования компьютерной техникой. Растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера школы, и самочувствие его обитателей. Регулярно проводить влажную уборку. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду – загрязнители воздуха, поэтому необходимо пользоваться гардеробом. Загрязнение воздуха в школе зависит от состояния воздуха на улице (внешние источники). Необходимо продолжить работу по озеленению пришкольного участка.
Очень важно уделять своему жилищу как можно больше внимания, ведь от состояния места обитания человека зависит самое главное – это здоровье.
Заключение
Школа – это типичная искусственная экосистема гетеротрофного типа, напоминающая наше село в миниатюре. Как и село, она существует за счет поступления в неё энергии и ресурсов. Её главные обитатели – ученики, учителя и те, кто обеспечивает её бесперебойное функционирование. К числу задач современной школы относится не только воспитание и обучение подрастающего поколения россиян, но забота об их состоянии здоровья.
На качество и безопасность школьной среды способны оказать влияние следующие факторы:
- размещение школы;
- вместимость;
- воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов
- параметры внутренней отделки помещений;
- параметры освещенности;
- озеленение;
- качество оборудования, мебели и их расстановки.
Тема исследования многогранна и до конца мной не раскрыта. Однако она у меня вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем.
На территории школы летом продолжатся работы по озеленению пришкольного участка, будут проведены экологические субботники по благоустройству территории.
Список использованной литературы
1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. –СПб: СМИО Пресс, 1999.- 240с.
2.Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая.- Волоград: Учитель, 2008. – 203с.
3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru //
4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.
5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.
6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразоват. школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. –М.: Устойчивый мир, 2000.- 272с.
7. Чудинова, Л.Е. Токсичные вещества в учебных аудиториях и нейтрализующие их растения. Электронное издание/ Е.А.Чудинова, А. Авилов. - ТУ ГЭТК, 2008.
8. Сайт Википедия