Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине Деловой английский язык


Средства организации внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине «Иностранный язык».

Общие положения
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС определяют самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса.
В учебном процессе профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности, развить творческий потенциал и способности.В таких условиях важным аспектом профессиональной деятельности педагога является обеспечение эффективной самостоятельной работы, направленной на приобретение студентом различных ОК и ПК, развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста.Внеаудиторная (самостоятельная) работа - это деятельность обучающихся, направленная на освоение содержания основной профессиональной образовательной программы, планируемая в рамках учебного плана и осуществляемая при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия [Морозова Н. В.].
Внеаудиторная работа обучающихся проводится с целями:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских навыков.
Для достижения этих целей в процессе внеаудиторной работы обучающихся, работники сферы образования осуществляют непрерывный поиск новых способов и средств внеаудиторной работы, а также усовершенствование и оптимизацию уже существующих. Поиск содержания, форм, методов и средств обучения обеспечивает более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности [Морозова Н.В.].В учебном процессе профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.Преподаватели осуществляют непрерывный поиск новых видов и форм внеаудиторной работы и оптимизацию существующих, а также создание условий для высокой активности обучающихся. Виды самостоятельной работы обучающихся
Виды самостоятельной работы обучающихся, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, а также индивидуальные особенности обучающегося.
Для дисциплины «Английский язык» можно выделить следующие виды самостоятельной работы, направленной на:
формирование умений:
подготовка и написание письменных работ на заданные темы;
выполнение лексических упражнений, переводов;
подготовка пересказов;
разработка и составление различных схем;
подготовка к участию в конференциях, олимпиадах;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
овладение знаниями:
работа с текстами (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста, выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
учебно-исследовательская работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
закрепление и систематизацию знаний:
работа с конспектом лекций, учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио- и видеозаписями)
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.
Многообразие видов самостоятельной работы позволяет разнообразить процесс обучения, однако Эффективность эффективность выполнения самостоятельной работы студентов зависит также от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий и формы выполнения. Поэтому перед всеми преподавателями стоит важная задача – организовать эффективную самостоятельную работу, с учетомреализовать всех вышеперечисленные вышеперечисленных условия для самостоятельной работы студентовпунктов.
Организация самостоятельной работы включаетработы включает, прежде всего, создание методического обеспечения в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы
Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Иностранный язык» являются:
ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;
оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;
осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся [Быковец О.А., Янченкова Е.В.]. При изучении дисциплины «Английский язык» обучающиеся могут объединяться в небольшие группы для создания диалогов, разыгрывания речевых ситуаций, проведения ролевых игр.
При подборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся, с учетом их индивидуальных особенностей. При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Для повышения результативности внеаудиторной работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.
Учебно-методические средства совместно с учебно-методической документацией представляют комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Учебно-методические средства – это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование производственного процесса [Быковец О.А., Янченкова Е.В.]. Они используются для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся и зачастую представляют собой комплекс учебно-методических рекомендаций по курсу дисциплины, по отдельным темам или к выполнению отдельных видов работ. Они включают в себя:
инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. образцы выполнения заданий;
рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;
задания для самостоятельной работы;
критерии самооценки выполненной работы;
список основной и дополнительной литературы.
Подробнее суть учебно-методических средств будет изложена ниже на примере учебно-методического пособия для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов заочного отделения специальности 42.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по дисциплине «Деловой английский язык (профессиональный)».
Следующую группу средств обучения представляют дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.).  Правильно подобранные учителем дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений.
Все дидактические средства, необходимые для освоения дисциплины, в учебно-методическом пособии обычно перечислены в разделе «Список рекомендованной литературы». В последнюю группу входят технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника). Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации [Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров].
К группе технических средств можно отнести образовательные сайты. В такой информационно-образовательной среде, как Интернет ученик и учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также решать дидактические задачи. В данной среде используются самые разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные.
Подробнее роль образовательных сайтов в реализации самостоятельной работы будет описана ниже на примере сайта педагога английского языка «Социально-гуманитарного колледжа имени И.П. Выучейского» sochnevaalena.wix.com/english.
Контроль за качеством выполнения самостоятельной работы
Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся. В качестве форм и методов могут быть использованы: тестирование, написание контрольных работ, защита творческих работ, представление проектов и др. Кроме внешнего контроля, преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся навыков самоконтроля. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося [Быковец О.А., Янченкова Е.В.].
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся могут быть:
уровень освоения теоретического материала;
умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и чёткость изложения ответа;
оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;
сформированность общих и профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического пособия по дисциплине «Деловой английский язык (профессиональный)
Как уже было отмечено ранее, для каждого педагога всегда остро стоит вопрос организации самостоятельной работы обучающегося. В отличие от аудиторной работы, педагогу сложнее контролировать процесс самостоятельной работы студента, в особенности если речь идет о студентах заочного отделения. Основным методом качественной организации внеаудиторной работы является написание учебно-методических пособий, позволяющих организовать четкий, поэтапный план освоения учебного материала.
Учебно-методическое пособие - это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного учебного материала. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи и как достичь успеха на промежуточном и итоговом контролеконтролях.
В 2015 было разработано учебно-методическое пособие для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов заочного отделения специальности 42.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по дисциплине «Деловой английский язык (профессиональный)». Данное учебно-методическое пособие может также быть полностью или частично использовано для обучения студентов очного отделения различных специальностей.
При написании учебно-методического пособия важно иметь богатый опыт работы в сфере образования, большое большой объем количество наработанных материалов и знание недостатков существующего учебного процесса [Лаптева Н.Г.]. Поэтому первым этапом написания учебно-методического пособия можно считать формирование и накопление информационной базы во время работы в сфере образования. Использование и анализ различных учебных изданий, изучение и применение различных методик преподавания в конечном итоге приводит к желанию создать собственный труд, который заставит по-другомупо-другому взглянуть на преподавание дисциплины.
Отсюда появляется второй этап - изучение рабочей программы по дисциплине. Если структура пособия точно следует программе, раскрывая содержащиеся в ней темы, то работа будет организована четко и поэтапно. На этом тапе важно составить план будущего пособия, который в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.
Третий этап можно назвать самым трудоемким. Здесь осуществляется сбор и подготовка теоретического материала. На этом этапе важно помнить, что большее значение здесь имеет не количество собранного материала и данных, а качество их изложения. Пособие предназначено для того, чтобы облегчить студентам самостоятельное изучение материала, поэтому важно подобрать доступно изложенный и интересный материал. Стили и форма подачи материала отличаются своей методической направленностью, стилем изложения и структурой.
Основу пособия составляют знания, связанные с осмыслением и практической отработкой теоретических знаний. Задания ориентированы на приобретение навыков практического использования явлений в данной области знаний. В случае написания учебно-методического пособия по английскому языку важно выбрать показательные и интересные виды заданий. Среди многочисленных типов заданий чаще всего встречаются следующие:
перекрестный выбор (matching),
альтернативный выбор (true-false, ets.),
множественный выбор (multiple choice),
тест (test),
упорядочение (rearrangement),
завершение / окончание (completion),
замена / подстановка (substitution),
трансформация,
ответ на вопрос,
внутриязыковое/ межъязыковое перефразирование,
клоуз-процедура (cloze procedure)
Нельзя забывать, что весомую роль играет правильная, логичная последовательность упражнений. При этом важно учитывать два момента: во-первых, соответствие упражнений стадиям процесса формирования навыков и развития умений, во-вторых, соответствие упражнений уровню обучаемых. Для студентов СПО важно подобрать подходящие по уровню упражнения, адаптируя при необходимости материал.
Четвертый этап - разработка методических рекомендаций по написанию контрольных работ, а также подготовке к итоговому зачёту и экзамену. Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты подготовки к различным видам аттестации.  Их задача – рекомендовать наиболее эффективные и рациональные методы подготовки. Такой материал важно разместить в самом начале пособия, это позволит ознакомить студентов с формами аттестации, а также настроить студентов на предстоящую работу.
После успешной апробации учебно-методического пособия мы получаем важный «инструмент», позволяющий усовершенствовать организацию самостоятельной работы обучающихся. Конкретный и с структурированный материал обеспечит выполнение поставленных целей и облегчит работу как преподавателя, так и студента.
Создание образовательного сайта
Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении начался уже давно. Методики и технологии обучения, инструменты преподавателя, носители обучающей информации изменялись с развитием технических возможностей и ростом объёма знаний, уже не вмещаемого человеческой памятью. Уже к концу XX века появилась возможность использовать новые формы представления обучающей информации: чтение лекций и проведение занятий в прямом эфире, интерактивное общение и консультации, демонстрация видеозаписей лабораторных опытов, экспериментов и экскурсий. Компьютер стал одним из инструментов учителя, а компьютерное обучение - новой обучающей технологией.
Обучение с использованием интернет-технологий - это новая ступень, новый уровень использования компьютера в образовании. Объем информации доступный с помощью интернет огромен, а возможности компьютера, подключённого к интернету, по использованию этой информации в образовательных целях практически безграничны [Домненко В.М., Бурсов М.В.].
Собственный персональный сайт педагога поможет структурировать наработанный материал и обеспечить его сохранность и доступность. Такой информационный портал позволяет не только разумно структурировать информацию, но так же управлять её структурой в процессе работы. Создавая сайт, вы приобретаете надежную базу данных, отражающую всю вашу педагогическую деятельность.
Учитывая специфику преподавания английского языка для студентов СПО, педагог в течение всей своей педагогической деятельности адаптирует и усовершенствует учебный материал. Таким образом, у педагога нарабатывается обширная информационная база, нуждающаяся в классификации и требующая надежное и доступное место для хранения. Важно обеспечить студентам доступ к этим материалам. Пропустив по какой-либо причине занятия, студент обязан отработать пропущенный материал. Именно такой интернет ресурс как образовательный сайт широко используется для представления и распространения обучающей информации.
Образовательный сайт может также сильно облегчить подготовку к выпускным экзаменам, когда студенту необходимо повторить весь учебный материал, изучаемый с первого курса. Таким образом, сайт помогает освоить общую компетенцию, предусматривающую организацию собственной деятельности и использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
В электронном виде могут быть представлены такие виды информации, как:
текстовая:
графическая;
звуковая.
Таким образом, на сайте можно разместить задания для самостоятельной работы любых видов: переводы, лексические упражнения, пересказы, конспекты лекций, доклады, презентации, а главное создаётся возможность Таким образом, создается возможность осветитьосветить такой аспект, как аудирование. Обучение смысловому восприятию иноязычной речи на слух, то есть аудированию, является самой трудной задачей как для преподавателя, так и для обучающегося.  Поскольку аудирование — это относительно самостоятельный вид работы, при грамотном методическом руководстве обучающиеся могут выполнить задания на аудирование самостоятельно. Важно четко и поэтапно описать каждый шаг задания.
Ещё одной немаловажной функцией сайта является организация диалога в сети. Существует возможность интерактивного общения при помощи отсроченных телеконференций (электронная почта, форум и др.). Если у студента появился вопрос, он может получить консультацию в режиме он-лайн. Существует возможность интерактивного общения при помощи отсроченных телеконференций (электронная почта, форум и др.) В итоге, создавая сайт, вы обеспечиваете себя неограниченной информационной базой, которая отражает всю педагогическую деятельность. Такой сайт помогает не только студентам, но и преподавателям, поскольку это упрощает процесс обмена опытом.
Заключение
Самостоятельная работа – важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы.
Педагогическая деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала.
Среди эффективных средств внеаудиторной работы обучающихся можно выделить, в первую очередь, учебно-методическое пособие, которое позволяет обеспечить студентов учебно-методическими материалами для изучения дисциплины. Использование разработанных учебно-методических пособий позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ПОО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и профессиональных компетенций.Соответственно При написании учебно-методического пособия большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения.общения [О.В. Афанасьева]. Благодаря интегрированному подходу происходит Интегративной целью обучения английскому языку является формирование пяти составляющих коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной [О.В. Афанасьева].
Другим важным средством организации внеаудиторной работы является персональный сайт преподавателя, который обеспечивает круглосуточную доступность обучающего материала. На сайте можно разместить все форматы учебного материала: текстовый, звуковой, графический и видео; это дает возможность размещения не только текстовых файлов, но и видео уроков, заданий на аудирование, презентаций и др. Такой сайт помогает студентам организовывать собственную деятельность и использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение от 11.08.2014 №975.
Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. Особенности современных УМК по английскому языку для основной школы // Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе». — 2013. — №3. C. 13-20.
Быковец О.А., Янченкова Е.В. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС НПО и СПО. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, — 2014.
Домненко В.М., Бурсов М.В. Создание образовательных интернет-ресурсов, — СПбГИТМО(ТУ), — 2002.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия, — 2001.
Лаптева Н.Г. Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия // Вестник КазНУ Серия Юридическая. — 2012. — 61 Том, №1.
Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый, — 2011.