Формирование математических представлений у детей с ОВЗ с помощью мультисенсорной программы НУМИКОН.


Формирование математических представлений у детей с ОВЗ с помощью мультисенсорной программы НУМИКОН.
На данный момент в классе 3 ребенка с такими заболеваниями как Синдром Дауна, туберозный склероз и цирвикальная недостаточность. У ребенка с синдромом Дауна и с туберозным склерозом, имеется выраженное нарушение интеллекта. Поэтому эти дети находятся на беспредметном обучении с ориентацией на социальную адаптацию. Задача для меня, учителя, обеспечить успешное включение детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу.
Для таких детей была составлена адаптированная образовательная программа для их обучения с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Цель – обеспечение обучения учащегося навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Категория обучающегося:
Ребёнок имеет психофизические нарушения и отклонения. Уровень общего и речевого развития низкий, нарушены основные мыслительные операции: анализ, синтез, память, внимание, восприятие. Программный материал строится исходя из зоны ближайшего развития.
Не секрет, что обучение детей с синдромом Дауна и туберозным склерозом требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики. Им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Наиболее эффективным средством для овладения арифметических знаний является математический набор «Нумикон». «Нумикон» рекомендован для обучения математике Правительством Великобритании, и используется уже 5000 школами по всей стране. С конца 1990-х годов «Нумикон» широко используется в школах Великобритании как для работы с обычно развивающимися детьми, так и для обучения детей с синдромом Дауна. Накопленные за это время данные говорят об эффективности «Нумикона». В России успешно распространяется «Благотворительным фондом «Даунсайд Ап». Сначала я самостоятельно изучила методику работы с этим набором. Меня поддержали родители, которые приобрели наборы. А в этом году я получила международный сертификат, дающий право использовать нумикон в работе с детьми для развития их математических навыков.
Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях. В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка.

Детали «Нумикона» можно описывать такими словами, как «красная», «зеленая», «большая», «маленькая». Можно называть их словами «три», «пять», «семь» и т.д. Детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять», «семь» пока являются только именами желтой, красной и синей форм соответственно. С помощью данного набора обучаю детей математическим навыкам. Шаблоны, которые включены в набор, помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. При обучении традиционным способом используется письменное обозначение чисел. Этого данным детям добиться крайне трудно. А когда они осуществляют различные действия с шаблонами, то у них формируется собственное представление о числах. А так как такие дети хорошо оперируют со зрительными образами, то и эффект от обучения виден.
Начали мы занятия с «нумиконом» в прошлом году. Дети в игровой форме учатся соспоставлять числа с соответствующим шаблоном. Пройдет много времени прежде, чем дети, используя «нумикон», получат представление о составе числа, научатся сравнивать числа и производить сложные математические действия. Пока дети привязаны к шаблонам. Уже различают по цвету все числа. Выполняют несложные математические действия вида: «плюс», «минус» 1. 2. 3. Сравнивают формы. Уже считают до 15. Радуются своим успехам, хлопают в ладоши.
Шаблона яркие и разноцветные, поэтому они привлекательны для учёбы. Работаем индивидуально и парой.


Кроме форм в наборе имеются штырьки четырёх цветов, которые можно использовать как счётный материал и вставлять в отверстия форм, создавая различные предметы (мебель и т. д.) В наборе имеется доска с круглыми выступами и схемы наложения, с помощью которых можно выкладывать из форм Нумикона картинки (машинку, котёнка м т.д.) Дети не только учатся числам, но и из форм составляют различные сооружения (башни), придумывают игры (например, штырьки - это соты с мёдом).
Говоря о результатах, можно сказать, что Нумикон стал хорошим средством по формированию математических представлений у детей с ОВЗ. Родителям данная работа тоже понравилась и их заинтересовала. На начальных этапах работы с Нумиконом я испытывала опасения, что не научу детей ничему. Мне было страшно, так как в Петрозаводске мне не у кого было искать помощи, Никто не владел данной методикой. Но чем больше проходило времени, тем становилось всё интереснее и интереснее. Я увлеклась и стала придумывать различные упражнения, проявлять фантазию и гибкость.
В настоящее время я не представляю обучение данных детей без пособия Нумикон.