СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ПОКУПАЕМ – СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННО ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕМ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) № 1 «РОМАШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРУШКИ ПОКУПАЕМ – СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННО ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕМ»
Подготовила и провела
воспитатель Богданова Т.П.
г. Красноперекопск, 2016г.
Цели:
Привлечение внимания родителей к использованию возможностей психолого-педагогического потенциала игрушек и игровой деятельности в социально -нравственном развитии дошкольников.
Способствовать поддержанию у родителей ответственного отношения к выбору игрушки и осознанию информации, которую несёт она ребенку.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей в игровом общении с ребенком в семье.
План проведения семинара - практикума
Вступление.
Практическая часть:
*Беседа о формировании духовно-нравственных ценностей ребенка в игровой деятельности.
*Работа в группах «Вспомним свое детство».
*Просмотр фрагментов мультфильма «Монстр Хай» с последующим обсуждением.
* Обсуждение результатов исследования выбора игрушек детьми.
*Практикум по изготовлению игрушки – пупсика из бросового материала.
*Мозговой штурм: выработка рекомендаций по выбору игрушек и игр для детей родителями.
Подведение итогов семинара. Рефлексия впечатлений участников семинара. Раздача памяток.




Ход семинара.
Просмотр презентации «Мир детства»
2. Вступление.
- Уважаемые родители! Тема нашей встречи, как вы уже догадались по нашей презентации, связана с детской игрой, игрушкой. Поговорим мы сегодня о влиянии игрушки на социально – нравственное становление личности ребенка - «Игрушки покупаем – социально - нравственно детей развиваем».
Проблемой нашего времени является мощное негативное информационное воздействие на человека и, особенно, на духовность детей. Сегодня мир прямым и демонстративным образом противопоставляет себя всему нравственному содержанию жизни. Разрушается личность, семья, общество, государство. Наши дети либо окажутся способными усвоить и применить в своей жизни нравственные основы, либо безнравственный окружающий мир одержит победу.
Данная битва проходит и на пространстве детской игрушки и мира детской игры.

3. Практическая часть.
- Кто из вас разделяет данную точку зрения? (Высказывания родителей).

- Сегодня нам предстоит раскрыть, что несет явно отрицательный заряд в детской игре, игрушке.
Чтобы это понять, надо обозначить роль игры в жизни ребенка. Предоставим слово для выступления педагогу – психологу.
Выступление педагога – психолога

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно
Л.С. Выгодский называет игру «девятым валом детского развития». В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Немецкий психолог К.Гросс называет игры изначальной школой поведения. Игра – объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
. Развитие игры начинается в раннем возрасте. В этот период происходит отождествление живого объекта с неживым - человека с макетом-куклой. Кукла для ребенка выступает в качестве выразителя «Альтер Эго» себя или другого человека в разыгрываемых сюжетах. В процессе игры дети познают свойства предметов и действия с ними и отношения между людьми. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление), но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка . Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Ребенок использует образец поведения, которым служит образ родителей, героя мультипликационного фильма, сказки, вызвавший у него эмоциональное переживание. Это поведение ребенок копирует, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы. Если Вы не удовлетворены поведением ребенка, присмотритесь, кто из членов семьи ведет себя аналогично.
Влияние игрушки и игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для контакта со сверстниками, взрослыми. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра для дошкольника не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Игра – это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения. Она вызывает существенные изменения в психике ребенка. В.А. Сухомлинский сравнивает игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного общения. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Специалистов-психологов, педагогов во всем мире беспокоит, что дети, для которых игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Игровая деятельность детей в условиях детского сада характеризуется как кризис игровой культуры. Распадаются сюжетно-ролевые игры, становятся стереотипными, примитивными, снижается игровая инициатива детей. Часто игры детей сводятся к бессюжетному манипулированию игрушками. Игровая деятельность детей в семье жестко задается набором игрушек и игрового оборудования, которое не всегда отвечает психолого-педагогическим требованиям.
По своей сути детская игра стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической. Большое место занимают игры, являющиеся изобретением современных детей: квазиигры с преобладанием физической агрессии.
Традиционные куклы, куклы-малышки вытеснены современными куклами: Барби, Монстр Хай, Винкс , куклами – Эльфами, которые воспитанницы детского сада для игры приносят из дома. Девочкам не нравится играть куклами-голышками, которым нужно шить одежду, лечить, кормить, нянчить. Наблюдение показало, что из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
Современные условия жизни, семьи снизили естественный способ передачи игровых традиций от родителей к детям. Родители не сохранили игрушки, в которые играли в детстве. Только некоторые родители смогли принести свои игрушки на выставку.
Родители недооценивают игровое общение с детьми, не придают значения содержанию сюжета игры, а игрушки выбирают, следуя моде.
А ведь игра и игровое общение со взрослым является почти единственным источником силы и энергии для благополучного развития и социализации ребенка.
Работа в группах «Вспомним свое детство».

- Чтобы лучше понять значение игры в социально-личностном развитии ребенка предлагаю вам побыть детьми дошкольного возраста. Согласны?
-Тогда выберите цветок и разделитесь на 3 группы по цвету цветов. Используя игровой материал на столах, организуйте сюжетно-ролевую игру.
- Какую сюжетно - ролевую игру вы организовали?
- Чем был ограничен сюжет вашей игры?
- Откуда вы получили образцы поведения ваших героев, информацию о том, что именно так надо действовать с этими предметами? (Ответы родителей)
- Итак, вы распределили роли, обыгрывали поведение сказочных героев, используя знания, полученные из книг, мультфильмов, сказок, рассказанных Вам родителями, бабушками и дедушками.
- Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери». Вы задействовали всех кукол ( куклу - малышку, кукол Монстр Хай, Винкс, Барби).
В вашем сюжете кукла малышка в пеленках осталась за кулисами в окружении поставленной посуды с едой, а мама певица выступает на сцене с «подтанцовкой».
- Хотелось бы вам что-то изменить в этом сюжете? (Оставить ребенка с няней дома?). Почему? Скажите, пожалуйста, в детстве у вас была любимая игрушка? ( Барби, Кен).
- Обратите внимание на пропорции тела кукол. У куклы малышки – пропорции тела как у ребенка. Такую куклу удобно держать, качать, «баюкать» - обучаться поведению заботливой мамы.
- Как вы думаете, можно обыграть образ мамы на взрослой женщине? (Мнение родителей).
- Кукла Барби и демонизированные куклы несут данный образ. Ребёнок кормит, одевает, раздевает, укладывает спать взрослую женщину или взрослого мужчину, если это Кен.
- Что происходит?
Выступление педагога - психолога
Кукла Барби – секс-символ и воплощенная мечта общества потребления с бесстыдно подчеркнутыми женскими формами, в шикарной одежде. Какую жизненную ориентацию для малышки символизирует собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя мамой, укачивающей дитя? На наших глазах архетип материнства подменили архетипом блуда.
В игровой деятельности девочки не будут примерять на себя образ заботливой мамы, т.к. произойдёт блокировка мотивации на данный вид деятельности, происходит шизофринизация сознания. Такую куклу как дочку ребёнок не воспринимает, установки на материнство не вырабатываются, так как нет эталона на материнство.
Скорее всего, девочка будет желать иметь татушку, туфельки и одежду как у куклы. Самое страшное - у девочек на подсознательном уровне формируется эталон красоты и в подростковом возрасте они хотят выглядеть как эталон красоты - Барби, «Монстр Хай» или Винкс.
Почему это так?
Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни. Это предмет для забавы и развлечений, но одновременно игрушка является средством психического развития, воздействия на нравственную сторону личности ребенка.
Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, кошки, собаки и т.д. Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта особенность используется психотерапевтами, психологами. Как показывает практика, мягкая игрушка способна «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. Куклы-герои народных сказок, мультфильмов имеют характерную внешность, но помимо этого они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре.
Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения.
Просмотр фрагмента мультфильма «Монстр Хай» с последующим обсуждением.
- Какие мысли, чувства вызвал у вас мультфильм? (Ответы родителей).
- Какой образ поведения несут герои мультфильма?
- Какую информацию несёт ребенку кукла Монстр Хай ? (Мнение родителей).
Куклы - герои мультфильмов, сказок «являются для ребенка эталонами нравственного облика, он сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений». Любимая игрушка учит ребенка способности идентифицироваться с куклой, с природой, другими людьми.

Презентация интервью с детьми «Мой выбор»
- Нами была организована выставка игрушек, которыми играли в детстве мамы, и современных игрушек. Предлагаем вам посмотреть ролик - интервью с детьми «Мой выбор»
Обсуждение результатов выбора игрушек детьми.
Мультфильм «Монстр Хай» взят не случайно. Это любимый мультфильм наших детей, а на выставке любимых игрушек демонизированных кукол (Монстр Хай, Винкс, Эльф, Барби выбрало большинство детей.. Дети не проявили интереса к куклам, в которые в детстве играли родители. Наблюдение показало: девочки не любят играть традиционными куклами, для игры они приносят кукол из дома. Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. Особое значение имеют куклы – они символ продолжения рода. Они могут показаться не такими броскими и яркими, как современные, но это настоящие игрушки, воплощающие добро, мудрость, семейное тепло, подлинную заботу взрослых о детях.
Мы с вами можем предположить, что произойдёт, если дети будут играть демонизированными куклами? (Мнение родителей).
Глубинный смысл куклы может выступать условием социально-личностного развития ребенка.
Если в семье родители дают оценку прекрасному и безобразному, ребёнок стремится к прекрасному. Если мама купила куклу Монстр Хай , ребёнок понимает, что это хорошая игрушка, плохую мама бы не купила.
Всякая игрушка – лишь представление о жизни, как бы квазижизнь. Говоря об игре нужно во главу угла ставить реальность бытия, понимая, что самое лучшее, что есть в мире – это человеческое общение, в том числе и у детей.
Необходимо не только забавлять, но и воспитывать своих детей.
- По вашему мнению, в чем состоит нравственное воспитание ребенка? (Мнение родителей).
- Не проходите ли вы мимо содержательного аспекта детской забавы? (Высказывания родителей).
Что же можно посоветовать? Выбирать те игры и игрушки, которые не воспитывают такие качества личности как ненависть, гнев, не несут заряда агрессии, отрицательного этического заряда, не становятся средством демонизации ребенка.
Практикум по изготовлению игрушки – пупсика из бросового материала.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ МАЛЫША-ГОЛЫША.
1.Кладем на середину ткани кусочек ваты с грецкий орех.
2.Перегибаем ткань по диагонали.
3.Делаем голову и узелок ,концы ткани должны быть все одинаковы .Нить не обрываем .
4.Определяем длину рук , подгибаем ткань вовнутрь .
5.Регулируем толщину рук , подгибаем ткань снизу также вовнутрь .
6.Обкручиваем нитку от плеча до запястья .Стараемся укладывать нитку равномерными витками .На запястье нитку закрепляем .
7.Обматываем нитку в обратном направлении от запястья к шее .Закрепляем руку куклы чуть вперед .
8.Определяем длину второй руки ,делаем тоже .Нитку не обрываем .Обматываем сзади через шею .
9.Нитку закрепляем крестообразно на груди .Последний виток на талии .Узел .
«Ваша роль в рождении куклы выполнена .Можно обрезать ниточку-пуповину!

Мозговой штурм: выработка рекомендаций по выбору игрушек и игр для детей родителями.
Как сегодня найти для ребенка хорошую игрушку? Что продается в наших магазинах? В подавляющем большинстве в магазине представлена игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного здоровья. В этой ситуации нам самим нужно стоять на страже физического, психологического и духовного здоровья своих детей. Чтобы оценить возможное воздействие игрушки на ребенка, необходимо знать требования, которым должна отвечать детская игрушка.
Работа в группах
- Предлагаю вам разработать эти требования. Выберите осенний листочек(желтый, красный, оранжевый, зеленый). Первая группа разрабатывает медицинские и экологические требования, вторая – педагогические, третья – психологические и нравственные, четвертая – эстетические требования.
- Представьте работу своей группы.
Медицинские и экологические требования
Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.
У игрушки не должно быть острых углов, чтобы ребёнок не поранился. С особым вниманием выбирайте игрушки с металлическими составляющими (например, машинки).
Игрушка для детей первых лет жизни не должна иметь мелких деталей, которые можно проглотить, засунуть в ухо или нос.
Сразу уберите упаковку. Играя, малыш может надеть на голову полиэтилен и задохнуться.
Педагогические требования
Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.
Соответствие интересам самого ребёнка (интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают).
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
Психологические и нравственные требования
Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.
Эстетические требования
Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.
Эти требования помогут нам при выборе игрушек для наших детей, но помните главное – никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребёнку насыщенного и содержательного общения с вами.
Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много.
4. Подведение итогов семинара. Рефлексия впечатлений участников семинара. Раздача памяток.
Литература
Абраменкова В.Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? М: 1999
Выгодский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.- М: Просвещение,1966.
Ермолаева М.Г. Теории духовного развития ребёнка в игре. С-П: 2003
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. С-П: 2003
Ермолаева М.Г. Кафедра педагогики и андрагогики. Игра в образовательном процессе. Санкт – Петербург:2003
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /Избранные психологические произведения в 2-х т. М: Педагогика, 1983 – Т.I
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. «ТЦ» Сфера, М:2014
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Просвещение, 1987.



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации по выбору игрушек и игр для детей.
Медицинские и экологические требования
Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.
У игрушки не должно быть острых углов, чтобы ребёнок не поранился. С особым вниманием выбирайте игрушки с металлическими составляющими (например, машинки).
Игрушка для детей первых лет жизни не должна иметь мелких деталей, которые можно проглотить, засунуть в ухо или нос.
Сразу уберите упаковку. Играя, малыш может надеть на голову полиэтилен и задохнуться.
Педагогические требования
Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.
Соответствие интересам самого ребёнка (интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают).
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
Психологические и нравственные требования
Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.
Эстетические требования
Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.
Эти требования помогут Вам при выборе игрушек для ребенка.
Но помните главное:
Никакие, даже самые замечательные игрушки не заменят ребёнку насыщенного и содержательного общения с Вами.
Игрушек не должно быть много, а Вашей любви не может быть много.