ДОКЛАД МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII ВИДА


МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Шабалина Наталья Валериановна
( shabali-natalya@yandex.ru)
Государственное образовательное учреждение «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
(ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»)
Аннотация
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. В настоящее время актуальна творческая деятельность не только учителей, но и учеников. Современное обучение предусматривает активное применение информационно-коммуникационных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Такие уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: •усилить образовательные эффекты; •повысить качество усвоения материала; •построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; •осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. 
• формировать интерес учащихся к изучаемому предмету;• стимулировать активность и самостоятельность учащихся на уроке;• формировать навыки коллективной работы при обсуждении проблем;• обеспечить объективный контроль знаний, качества усвоения материала учащимися;
Информационно-коммуникационные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определенных этапах. Для работы используется Microsoft PowerPoint, в которой создается мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий.  Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Тем самым, развивая мышление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы, презентации-тесты). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к обучению. На уроках  чтения и развития речи  использую различные аудио-фонограммы, особенно при чтении стихотворений и иллюстрации картин русских художников, которые вызывают в душах  маленьких слушателей бурю эмоций. Предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Так же использую ознакомительные презентации о творчестве поэтов, писателей. На уроках письма и развития речи предлагала ребятам поработать с коррекционными упражнениями по различным темам. Можно отметить много положительных моментов: групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с таблицами, контрольное тестирование по пройденным темам. На уроках математики   использую  презентации на разных этапах урока.  Детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи с использованием анимации на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки.
Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Литература:
1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
2. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.