Рабочая программа для занятий в кружке ЛЕГО-конструирование






Программа модуля
«ЛЕГО-конструирование»

2013-2014 уч.год.



Педагог: Горбацевич А.Д.
«ЛЕГО-конструирование».
Пояснительная записка.
Лего- конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Существует несколько направлений.
1.Использование Лего непосредственно для конструктивно-игровых целей.
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности-умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)
2.Использование Лего при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.
Некоторые примеры использования Лего при подготовке к обучению грамоте. Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять детям с речевой патологией и интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой задачи также можно использовать Лего : в наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные- человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные- в зеленых. Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.
Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать Лего при составлении схемы предложения. Игровые ситуации с Лего-элементами помогают при постановке звуков, исправлении ошибок звукопроизношения, в работе над ритмико-интонационной структурой речи. Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии Лего.
3. Использование Лего в процессе диагностики.
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей, имеющих отклонения в развитии требует особого квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя Лего в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с Лего

ЛЕГО

Сюжетно-ролевые игры

Персонажи для театрализации

Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях

Дидактические игры и упражнения



Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка в процессе конструктивно-игровой деятельности


Диагностика межличностных отношений в коллективе


Диагностика межличностных отношений в семье


Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО на начальном этапе

Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).



Сетка занятий


Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Педагогу необходимо помнить, что ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует понимать, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:
-задания дает педагог, выполняют дети,
-задание формулируется ребенком и выполняется детьми и педагогом,
-задания дают дети друг другу.
Спонтанная ЛЕГО-игра детей. Знакомство с ЛЕГО.
Для успешного проведения спонтанных ЛЕГО-игр необходимо соблюдение следующих условий:
-оптимальное количество участников спонтанной коллективной игры 6-8 человек;
-детям должно хватать ЛЕГО-элементов (формочек и кирпичиков);
-учитывая специфику патологии, особенности группы в целом и каждого ребенка в отдельности, необходимо продумать, где детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли легко передвигаться и выбирать нужные им детали;
-при проведении спонтанных игр педагогу не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекты окружающего мира;
-обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала во время игры;
-постройки лучше на некоторое время сохранять, потому что детям жалко уничтожать результаты своего труда.
Наблюдая за спонтанной игрой детей в новый, красивый конструктор , педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. В свободной обстановке дети быстрее входят в контакт с педагогом. Через спонтанную игру четко проявляются характерные особенности детей. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особенности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним.

Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения.
Первый этап обучения помог детям составить определенное представление о конструкторе: познакомились с деталями, научились скреплять, интерес к игре возрастает .Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям понять диапазон возможностей ЛЕГО-элементов.
Это проявляется в следующем:
-преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями( берут в рот, нюхают, долго бесцельно крутят в руках и т.д.),
-сохранились трудности скрепления,
-дети не могут еще увидеть все варианты скрепления ЛЕГО-элементов и овладеть ими,
-дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов,
-речевая активность очень низкая,
-не сформированы понятия "прочность", "устойчивость", -предложение зарисовать постройку вызывает не только трудности , но и полное непонимание задания.
Этими трудностями вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.
Цель цикла- подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скрепления, составление ЛЕГО-словаря.
В процессе этих занятий решаются задачи:
1.Научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навык управления поведением(не отвлекаться, выслушивать и выполнять инструкции),
2.Сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах,
3.Научить детей брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики различных размеров, ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях.
4.Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Учить детей ориентироваться в пространстве.
5.Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее.
6.Сформировать у детей понятие прочной, устойчивой и неустойчивой постройках, о широкой постройке, о длинной постройке, о высокой постройке.
При обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. Необходимо очень продуманно подойти к количеству и качеству лексического материала, включаемого в занятие. Занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию разговорной речи, активизировали имеющиеся у детей речевые средства.
Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить свой рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются.
1 год обучения
Тема
часы
Знания, умения, навыки
Словарь

1.Знакомство
с деталями
10
1.Умение отбирать детали
по образцу.
2.Умение распознавать
форму, цвет, размер деталей.
3.Умение определять различия визуальным и тактильным путем.
4.Умение сортировать и классифицировать детали.
5.Умение следовать инструкции.
Конструктор, коробка,
плато, кирпичики, человечек,
девочка, мальчик, колесо.
Большой, маленький, средний, белый, желтый, и т.п. Играть, отбирать, скреплять детали, строить.

2.Спонтанная игра
10
1.Навык общения, совместной работы, сотрудничества.
2.Умение делиться с товарищами, уважение к окружающим.
3.Способность сосредотачиваться, принимать участие в коллективной работе, обсуждать и принимать чужие идеи.
4.Развивать наблюдательность и творческое чутье.
Игра
Будем играть.
Я (не)хочу играть.
Я (не)буду играть.
Ведущий (главный)
Мы играли.

3.Игра «Двойняшки».
Вариант1
Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели.
Вариант2
Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1.

4
1.Навык общения, совместной игры.
2.Способность сосредотачиваться.
3.Способность дифференцировать детали по размеру, цвету, форме.
4.Умение определять различия визуальным и тактильным путем.
5.Развивать воображение, творческое чутье.
6.Умение видеть сходства и различия.
Будем играть.
Возьми 5 деталей.
Я взял(а).
Построй что-нибудь что хочешь?
Что это?
Это
У меня
Я построил(а)



Найди такую же (одинаковую) деталь
Вот
Я нашел(нашла)
Построй дом.
Я построил(а) дом.

4.Игра «Вертолина».
Вариант1
Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом. Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков.
Вариант2
Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели.
6
1.Умение распознавать цвет и форму кирпичиков.
2.Способность сосредотачиваться.
3.Развивать воображение и фантазию.
4.Умение видеть сходства и различия.
5.Умение следовать инструкции.
6.Умение выражать просьбу, дать название детали.
Будем играть.
Игра называется «Вертолина».Какой цвет?
-синий
-жёлтый
-красный
-белый
-зелёный
-чёрный
-коричневый
Построй модель что хочешь?)
Что это?
Это
У меня
Я построил
Какой по форме?
Прямоугольный
Треугольный
Квадратный


5. Игра «У гадай-ка» Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ.
4
1.Навык общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе.
2.Умение задавать и отвечать на вопросы.
3.Способность рассуждать.
4.Развивать творческое воображение.

Игра называется «Угадайка»
Я построил (а) модель Угадайте, что это?
Сколько деталей?
Кирпичики есть?
Колёса есть?
Крыша есть?
Это дом

6.Игра «Запомни и повтори»
Дети играют парами.
Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают.
5
1 .Навык сортировать и классифицировать детали.
2.Умение видеть сходство и различия, находить ошибки.
3.Умение
сосредотачиваться.
4.Способность принимать участие в коллективной работе.
5.Развивать наблюдательность, память.
6.Способность устанавливать пространственные связи.
Будем играть.
Будем запоминать. Запомни!
Посмотри!
Выбери 6 деталей. Что ты выбрал(а)
Я взял(а)
Что ты построил(а)? Я построил(а)
(сделал(а))
верно/не верно У .... ошибка Я ошибся/ошиблась

7.Игра «Спина к спине»
Вариант 1 Разделите детей на пары. Дети садятся лицом друг к ДРУГУ,
Но между ними ставится перегородка: Цель- по устной инструкции определить алгоритм построения модели.1 ребенок строит модель и объясняет своему партнеру, как сделать точно такую же. Он сообщает цвет, расположение деталей. Закончив работу, дети сравнивают модели.
Вариант2
Готовую модель накрыть платком. На ощупь определить форму и какие детали нужны.
5
1.Навык работы в группе.
2.Умение следовать инструкции.
3.Способность формулировать указания.
4.Способость сосредотачиваться.

Будем работать парами.
Я сделал(а) модель Сделай такую же.
Я взял(а) какой?... что?...
Я положил...
справа, слева, вверху, внизу, посередине.
Например:
На красный кирпичик я положил(а) затем три синих кирпичика.
Я закончила
Сравни
Верно –
У ошибка
ошибся(лась)
не верно

8.Игра «Змейка»
Вариант1
Правило игры:Ход можно делать деталью, совпадающей с предыдущей или только по форме или только по цвету. Начинают устанавливая любой кирпичик в середине базовой платы. Затем все по очереди.
Вариант2
Все кирпичики делятся между игроками. Дети ставят кирпичики согласно правилу, если нужного нет- пропускают ход.
6
1.Умение сортировать и классифицировать детали.
2.Развивать внимание, наблюдательность, память.
3.Способность работать в коллективе.
Будем играть.
Цепочка, по очереди.
Правило: возьмите детали одинаковые по форме или по цвету.
Соединяйте так.
Верно( не ) верно
У ошибка
Я ошибся(лась)
Пропусти ход.. отдыхай

9.Игра «Пылесос» Правило:
После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку.
Каждое занятие
1.Умение сортировать и классифицировать детали
2.Приучать детей к порядку, аккуратности.
Мы закончили играть. Уберите детали в коробку. Я убрал (а)

10.Ориентировка в пространстве
6
1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру
2.Умение следовать инструкции
(письменной,устной, по рисунку)
3.Способность работать в коллективе, парами, самостоятельно.
4.Способность сосредотачиваться
5.Умение планировать действия.
6.Умение располагать детали слева, справа, вверху, внизу, в углу, посередине, вокруг.
-по устной инструкции,
-по рисунку.
-по письменной инструкции.
плато, детали. Положи вверху Внизу Слева Справа В углу Посередине Вокруг
Сначала я
Потом
Затем

11. Равновесие (работа с конструктором 9660) *
-Башни
-Птичка

·-Человек
6
1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру.
2.Умение следовать инструкции
(П+У+Р)
3.Проверить (сформировать) знания о понятиях ВЫСОТА, ДЛИНА, ШИРИНА, ВЕС, РАВНОВЕСИЕ, УСТОЙЧИВОСТЬ..
4.Умение планировать ход действий.
5.Способность устанавливать пространственные связи.
6.Умение видеть сходства и различия.
7.Навык работы в группе, умение сосредотачиваться.
Тяжело
Легко
(не) упал(а)
Ровно/криво
Равновесие
Основа
Большой
Маленький

12. Прочность (работа с конструктором 9690) *
-Дом. Стены.
-Дом. Крыша.
4
1.Способность сортировать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Умение планировать, рассуждать.
4.Способность устанавливать пространственные связи.
5.Сформировать знания о понятии ПРОЧНОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ.
6.Способность принимать участие в коллективной работе.
(не) прочно
Основа
Стены тонкие
Стены толстые
Выше / ниже
Тяжело
Легко
(не) упал
Ровно / криво
Равновесие
Основа
Большой
Маленький

13. Устойчивость работа с конструктором 9660
-Подпорки (подставки)
-Мост
4
1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Умение планировать, рассуждать, сравнивать.
4.Способность устанавливать пространственные связи.
5.Сформировать знания о понятии
УСТОЙЧИВОСТЬ, ОПОРА. ПРОЧНОСТЬ,
6.Способность принимать участие в коллективной работе.
Опора
Тяжело
Легко
(не) упал (а)
Ровно / криво
Равновесие
Основа
Большой
Маленький

14. Движение
внутри
конструкции
-Вертушка.
-Футбольные ворота.
4
1 .Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размер
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Сформировать понятие ДВИЖЕНИЕ
4.Способность планировать и анализировать
Тяжело
Легко
(не) упал(а)
Ровно/криво
Равновесие
Основа
Круг
Колесо
(за-) (от-) -крыть
Крутится
Движется

ПРОЭКТЫ
15.Дом (9148)
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Это дом
Зал( большая комната)
Коридор
Кухня
Спальня
Ванная
Туалет
1 (2) этаж
+ названия предметов обихода +
Жителей дома.Я построил(а) дом Тут живут ...На 1 этаже есть ..На 2 этаже есть ... Около дома есть ...

16. Детская площадка (9087)
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Дети гуляют на улице (во дворе).
Качели Г орка Карусель Песочница Велосипед
Девочки катаются на ...
Мальчики играют в ...

17.Город (9064)
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Вот город Вот улица
Есть дороги, дома, деревья растут.
+ названия зданий +названия машин + люди

18. Железная дорога(9139)
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Вот железная дорога
Поезд, вагоны
Переезд
Светофор
Шлагбаум
Рельсы
Машинист

19. Ферма
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Это ферма
Тут живут домашние животные и птицы.
+ названия животных и птиц Трактор

20.Зоопарк
5
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение составлять и работать с эскизом.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение работать в коллективе.
8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.
Это зоопарк
Тут живут дикие животные и птицы
+ названия животных и птиц
Клетка
Вольер


2 год обучения

Тема
часы
Знания, умения, навыки
Словарь

1. Детали Лего
4
1.Умение отбирать детали по образцу, классифицировать их по форме, цвету, размеру.
2.Умение определять различия визуальным и тактильным путём.
3.Умение следовать инструкции устной, письменной, по рисунку.
4.Умение задавать и отвечать на вопросы.
5.Развивать мелкую моторику, мышление.
Конструктор
Коробка
Детали
Кирпичики
+названия цветов +названия форм и деталей Что это?
Это кирпичик , колесо , плато Кто это?
Это человечек, девочка,
мальчик
Какой по цвету?
красный и т.п.
Какой по форме?
прямоугольный и т.п.
У меня ...
Я взял(а) ...

2. Игра «Двойняшки»
Вариант1
Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели.
Вариант2
Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1.

5
1.Навык общения, совместной работы.
2.Способность сосредотачиваться при работе.
3.Способность распознавать детали по форме, цвету, размеру.
4.Умение определять сходство и различия тактильным и визуальным путём.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Развивать воображение и фантазию.
Мы будем играть.
Ты будешь (хочешь) играть? Да (нет), я (не) буду (хочу) играть.
Игра называется «Двойняшки».
Сколько деталей нужно взять? Я взял(а) ...деталей.
Какие детали ты взял(а)?
-кирпичики
-колёса Какого цвета ?
-синие, белые
Что ты будешь делать?
Что ты еде л ал (а)?
Я построил(а) ...
У ... ошибка.

3.Игра «Вертолтина»
Вариант1
Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом. Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков.
Вариант2
Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели.
7
1.Умение классифицировать детали по форме, цвету, размеру.
2.Способность сосредотачиваться.
3.Умение видеть сходство и различия.
4.Навык следовать инструкциям.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение работать в паре, в детском коллективе.
7.Развивать умение давать название получившейся постройке
Мы будем играть?
Да, мы будем играть.
Как называется игра?
Игра называется «Вертолина». Крути вертолину.
Какой по цвету?
белый и т.п.
Какой по форме?
квадратный и т.п.
Какой по размеру?
маленький и т.п.
Возьми кирпичик. - Вот. Верно?
Построй модель ( что хочешь). Что это ? Назови. Это ...
Я построил(а) ...

4.Игра «Угадай-ка»
Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ.
6
1.Навык общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе.
2.Умение задавать и отвечать на вопросы.
3.Способность рассуждать, планировать действия.
4.Навык следовать инструкциям.
Игра называется «Угадай-ка» Я построил(а) модель. Угадайте, что это?
Задавайте вопросы. Я буду отвечать.
Сколько деталей? Колёса есть?
И т.п.

5.Игра «Запомни и повтори»
Дети играют парами.
Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают.
6
1.Навык сортировать и классифицировать детали по цвету, форме, размеру.
2.Умение видеть сходство и различие.
3.Умение сосредотачиваться.
4.Развивать наблюдательность, внимание, память.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Способность устанавливать пространственные связи.
7.Умение работать в коллективе.
Будем играть Будем запоминать Посмотри!
Запомни!
Выбери 6 деталей Что ты взял(а)?
Я взял (а) ...
Что ты построил(а)? Я построил(а) ... Сравни! Верно?
(не)верно У ... ошибка Я ошиблась (ошибся)

6.Игра «Пылесос»
После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку.
Каждое занятие
1.Умение сортировать и
классифицировать
детали.
2.Развивать внимание.
3.Приучать к соблюдению порядка и аккуратности.
Мы закончили играть Уберите детали в коробку. Я убрал(а).

7.Ориенторовка в пространстве
6
1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру.
2.Умение следовать инструкции устной, по рисунку, письменной.
3.Способность работать в коллективе, парами, самостоятельно.
4.Способность сосредотачиваться.
5.Умение планировать действия.
6.Умение располагать детали по инструкции (П+У+Р) СЛЕВА, СПРАВА, ПОСЕРЕДИНЕ, ВОКРУГ, около, в УГЛУ, ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ.
7.Способность задавать и отвечать на вопросы.
Будем выполнять поручения. Возьми плато, детали. Положи ... вверху Внизу Слева от ... Справа от ... Посередине Вокруг В углу Дальше Ближе Сначала я взял (Что?)... Потом я положил (что?)... (Где?)...
Проверь. Ошибки есть?
(не)верно
Я ошибся (ошиблась).

8. «Мир вокруг нас»
-Вертолёт маленький
-Вертолёт большой
-Луноход
-Рация
-Поезд
12
1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.
2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)
3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.
4.Умение задавать и отвечать на вопросы.
5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.
6. Развивать внимание, мышление, речь.
Я буду делать ...
Мне нужны (Какие детали?)... Я взял ...
Я сделал(а) ...
У меня ошибка.
Я ошибся (ошиблась)

9. «Источники энергии»
-Машина
-Ветреная мельница
-Качели
12
1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.
2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)
3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.
4.Умение задавать и отвечать на вопросы.
5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.
6. Развивать внимание, мышление, речь.
Я буду делать (стоить) ...
Мне нужны (Какие детали?)... Я ошибся (ошиблась) Помогите мне пожалуйста. Машина
Ветреная мельница Качели

10. «Энергия и мощность»
10.1.Автомобиль 10.2.Электроприборы
8
1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.
2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)
3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.
4.Умение задавать и отвечать на вопросы.
5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.
6. Развивать внимание, мышление, речь.
Это автомобиль
Мне нужны (Какие детали?)...
Трудно. Помогите мне
пожалуйста
Я ошибся (ошиблась)

ПРОЭКТЫ
(основное время занятий над проектными работами уделяется на самостоятельные работы детей!)
11 .Город
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
Я живу в городе Москва. Москва красивый город!
Вот улица Саратовская.
Тут находится школа №65, магазины, много домов. На улице растёт много деревьев. Я буду строить ...
Я построил(а) ...

12.Деревня
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
Это деревня.
Тут живут бабушка и дедушка.
Дом маленький.
Рядом с домом есть сад и огород.
В деревне есть ферма.
На ферме живут домашние
животные и птицы.
В деревне есть речка, а дальше - лес.
Мы будем играть.
Я построил(а) ...

13.Цирк
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
Это цирк.
Здесь есть арена.
Тут выступают артисты: акробаты, силачи, клоуны, дрессировщики.
Тут выступают животные: собаки, кошки, слоны, львы. Я построил(а)...

14.Зоопарк
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
Вот зоопарк.
Здесь живут дикие животные и птицы: жираф, лось, олень, тигр, лев, слон, бегемот, волк, лиса, дикобраз, верблюд и пеликан, павлин, попугай и т.п.
Я хочу построить зоопарк

15.Улица
( Правила Дорожного Движения)
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
11.Познакомиться с правилами дорожного движения.
12.Познакомиться с новыми понятиями:
СВЕТОФОР, ПЕРЕКРЁСТОК, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ, ТРАНСПОРТ.
Это улица.
Шоссе- дорога для машин. Тротуар- дорога для пешеходов (людей).
Вот светофор:
Красный - стой!
Жёлтый - внимание, жди ! Зелёный - иди!

16.Космодром. Аэропорт будущего.
6
1.Способность отбирать и классифицировать детали.
2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).
3.Способность устанавливать пространственные связи.
4.Умение планировать и анализировать действия.
5.Умение задавать и отвечать на вопросы.
6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.
7.Умение составлять и работать с эскизом.
8.Умение работать в коллективе.
9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.
10.Приучать детей к самостоятельности.
11.Познакомиться с новыми понятиями: АЭРОПОРТ, КОСМОДРОМ, САМОЛЁТ, РАКЕТА, ПИЛОТ.
Вот аэродром.
Здесь много самолётов. Вот космодром.
Здесь ракеты.
Я хочу играть.
Мы будем играть


15