Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе Стихи о весне ГБОУ Верхне-Авзянская КШИ


Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе, проведенный на конкурсе
« Учитель года 2016» Тема: стихи о весне.
Подготовила и
провела учитель русского языка
ГБОУ Верхне-Авзянская КШИ
Юрочкина А.Н.
Г. Белорецк, 15.04.2016г
Тема: стихи о весне.
Цель: познакомить учащихся со стихами разных авторов о весне.
Задачи:
Коррекционно - образовательная:
- добиваться выразительного чтения стихов; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль произведения;
Коррекционно -развивающая:
- развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, анализ, сопоставление;
Коррекционно - воспитательная :- прививать любовь к природе и русской словесности; дружеских взаимоотношений во время работы на уроке.
Оборудование:
Сборник стихов о весне, выставка художественных книг разных авторов, интерактивная доска, иллюстрации о весне, портреты авторов стихов, раздаточный материал с пословицами и поговорками о весне, печатный проект кинофильма.
Планируемый результат:
1.Учащиеся должны самостоятельно выразительно читать стихи; 2.Обсуждать прочитанное произведение и отвечать на вопросы; 3.Выделять главную мысль прочитанного произведения; 4. Анализировать и сопоставлять прочитанные стихи с иллюстрациями; 5.Составлять последовательный картинный рассказ – фильм; 6. Работать в парах, принимая одно верное решение.
Ход урока:
1.Вводная часть.
Организационный момент. Уч.- Здравствуйте! Меня зовут Антонина Николаевна. Я приехала из Верхнего Авзяна. Урок чтения проведу сегодня я. Эмоциональный настрой на урок.
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь. И работать не ленитесь. На вас надеюсь я, друзья. Вы хороший дружный класс, Все получится у вас!
Проверка д/з-
Уч.- Вам было домашнее задание принести сборники стихов о весне. Я вижу, что все это задание выполнили и у каждого есть на парте сборники стихов. Молодцы!
Актуализация знаний о весне
Уч.- Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске)- хоровое чтение и назовите пропущенное слово: слайд 1
Я- (весна)- красна, бужу землю ото сна. Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лед, Светлым делаю восход!
Уч.- Назовите ключевое слово. О чем пойдет речь на уроке? ( о весне)
Сообщение темы и цели урока
Уч.- Сегодня внеклассное чтение. Тема урока:- Стихи о весне.
Сегодня вы познакомитесь со стихами разных авторов, прочитаем их выразительно, определим настроение автора в стихах, будем выделять главную мысль стихов, обсуждать , анализировать прочитанные стихи, сопоставлять прочитанные стихи с иллюстрациями и составлять последовательный картинный рассказ- фильм, а также дружно работать парами и всем классом.
- 2016год- объявлен ….( год российского кино) – показ эмблемы года-( на доске)
- Вы тоже попробуете свои силы в кинематографе ( кинема- кино, а люди, которые делают кино- кинематографисты).
- Вы сегодня создадите фильм, а материал для фильма вы возьмете из стихов разных авторов. А я вам буду помогать. Согласны.
-Во время урока вы будете читать стихи, будете подбирать иллюстрации к стихам и вставлять кадры в фильм. А фильм наш будет называться « Весна».
2.Основная часть Уч.- Весна – прекрасное время года, когда просыпается природа, оживает все кругом, ласково светит солнце, у всех хорошее настроение. Это прекрасное время года побудило очень многих поэтов к написанию стихов. Посмотрите, сколько книг я подобрала, где есть стихи о весне. (выставка книг) – А какие весенние месяцы вы знаете? ( март, апрель, май)
-Вот поэт С. Смирнов написал стихотворение
« Первые приметы» С. Смирнов- поэт многих поэтических сборников. Его творчество характеризуется любовью к Родине, природе, людям и их дружбе. Показ портрета С. Смирнова – на доске портрет
Работа над 1-м стихотворением.
-Послушайте внимательно это стихотворение .Скажите, почему оно называется « Первые приметы». О каких приметах идет речь и к какому времени года они относятся. Можете закрыть глаза и представлять картину . ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
-почему же автор назвал стихотворение « Первые приметы» -( указал первые приметы наступления весны)
Словарная работа: - слайд 2 Краснотал- кустарник. Прочитать с ударением. КРАС-НО-ТАЛ
-Сейчас вы начнете читать ст-е « Первые приметы»
-Как нужно читать стихи? (выразительно)
-Выразительно- значит как ( громко, четко, соблюдать знаки)
(Кто читает, тот сразу подбирает картинку к фильму.)
Чтение по цепочке учащимися( по 2строчки) с разбором содержания -с подбором кадров фильма
Вопросы:
- Что-то зацветало?( ничего не зацветало)
-Что спит? ( луна и сады)
-Что голубеет между веток краснотала? (лыжные следы)
- А когда вы катались на лыжах? (зимой) ------- картинка
- Значит , что картина описанная в этих строчках похожа на описание зимы.
-Но уже березка роняет в снег ?(семена)
- С чем сравнивает автор семена на снегу? (с веснушками?)
-Веснушки когда бывают у детей? ( весной)
-Если есть веснушки на снегу, значит кто прячется рядом? (весна)
-Где она греется?( в сторожке) СТОРОЖКА- лесной домик
-Что примеряет весна? (вербные сережки)
-А может весна примерять сережки? (нет)
-А что это значит?( расцвела верба)
-Что стучит в недалеке? (капель)----------картинка
- Кто кричат? (сороки)
-От чего они кричат?( радуются)
-Чему радуются сороки?( ручей родился)------картинка
-От чего он мчится вприпрыжку? ( от зимы)
-Назовите, какие первые приметы описал автор в стихотворении?( семена на снегу, верба, капель, ручей )
Жужжащее чтение – читаем выразительно в пол голосаИндивидуальное чтение 1-2 ученика
( громко,выразительно)
-А теперь поиграем.
Д/И- « Четвертый лишний». Найди лишнее существительное, которого нет в стихотворении. Зачеркни его. Слайд-3
Луна, сады, каток, следы.
Береза, снег, семена, крупа.
Осень, весна, зеркальце, сережки.
Капель, карусель, сороки, ручей.
-Составь пословицу о марте и объясни ее. ( работа в парах)
МАРТ ЗИМУ ЛОМАЕТ, ВЕСНУ НАЧИНАЕТ. Слайд 4
- Почему март зиму ломает? По настоящему?( нет, заканчивает)
( март 1 весенний месяц)
- Следующий месяц за мартом какой? ( апрель)
А какой праздник отмечается в апреле? 12 числа? ( день космонавтики) К нам сегодня пришли космонавты. Они хотят потанцевать с нами. Внимательно смотрите и выполняйте движения) ФИЗМИНУТКА
Работа над 2-м стихотворением.
- найдите стихотворение о месяце апреле. Кто автор?(С.Я.Маршак)
- Кто такой Самуил Яковлевич Маршак? –
( известный детский поэт, автор стихов, сказок для детей.) - портрет на доске
Послушайте, как читает диктор. Определите настроение автора.
Чтение диктором МР3- слушание( с закрытыми глазами)
-С каким настроением вы слушали это стихотворение?(радостное)
-Значит читать его нужно тоже радостно.
Чтение учащимися стихотворения самостоятельно в пол голоса . Обратите внимание, что в первой строке стоят восклицательные знаки. Значит, как читаем?( весело, громко, радостно)
Хоровое чтение.- 1 раз просто читаем, второй раз- с упражнениями.
-Читаете и выполняете движения за мной.
Выполнение движений под слова стихотворения ( на парте)
1 строка-апрель! Апрель! Слайд 5
2строка-постукивание пальцами
3строка- проводим пальцами линии-ручейки
4строка- рисуем лужи
5строка-бегут муравьи
6 строка- ребром кулака передвигаем- шагаем
7 строка- стали птицы песни петь
8 строка- рисуем подснежник.
Подбор иллюстраций к фильму
- Что происходит в апреле?( скоро муравьи выйдут, медведь встанет, птицы поют ,подснежник расцветет)
Работа с пословицей в парах. Продолжи и объясни
Апрель — первоцвет, месяц воды, хранитель вешнего шума Слайд 6
- Почему апрель- первоцвет? ( первым в апреле цветет подснежник)
- месяц воды? ( много воды от снега, льда)
- хранитель вешнего шума? Вешнего-значит какого?(весеннего)
- Что шумит? ( вода, птицы поют, деревья освобождаются от снега)
Работа над 3-м стихотворением.
- Михаил Пляцковский – известный поэт- песенник, который написал стихи к детским песенкам « Улыбка», « Вместе весело шагать» и множество слов в взрослым песням. – портрет на доске
- А кто слышал эти песни? Поднимите руки?
-Какое стихотворение есть у вас ребята М.Пляцковского? –(«Деньки стоят погожие»
-Чтение диктора МР3- слушание. Вопрос: о какой поре говорится в стихотворении?
- какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
( веселое)
-Чтение по цепочке (по 2 строчки) с разбором содержания. Подбор иллюстраций
( кадров фильма)
Вопросы
- а какие деньки?(погожие)Погожие- это какие
( теплые, солнечные)
- деньки похожи на что?( праздник?)А почему? (радостно)
-В небе что?(солнце) Какое?(теплое)
-Реки что делают? (разливаются) -Почки на деревьях? –(раскрываются) - Зима ушла?( да) - Что произошло с сугробами? (стали лужами) -От куда прилетели птицы?-( С юга) -Кто сидит на каждой ветке? (скворушки)
-Что они чистят?(перышки) -Что за пора пришла? (цветения) -От этого у людей что? (настроение весеннее) -Когда наступает пора цветения? ( в мае)
Чтение учащимися вслух-1-2 ученика.
Д/И-Соедени по смыслу». Соедени линией. Слайд 7
Реки – разливаются
Почки – раскрываются
Птицы – вернулись
Зима – ушла
Работа с пословицей. Собери и объясни. слайд 8
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Во что май леса наряжает? (в листья).
- Почему лето в гости ожидает?( после весны придет лето)
Посмотрите что у нас получилось на доске - Я ваши кадры смонтировала в фильм. Добавила звуки весны. Вот, что получилось.
Просмотр фильма. Фильм « Весна».
- Понравился фильм?
- Каждый из вас был сегодня кинематографистом.
Вам вручается удостоверение кинематографиста.
3. Заключительная часть
Итог.
-А каком времени года на уроке шла речь?(о весне)
- Какие стихи о весне вы прочитали?
-Кто авторы этих стихов?( С.Смирнов,С.Маршак,М.Пляцковский)
-Еще что делали?-(составляли фильм)
Оценки. На уроке все активно работали, все читали очень хорошо и выразительно. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание. Прочитать еще другие стихи о весне. ( обращаюсь к выставке) Можете понравившийся стих выучить наизусть. Сделать записи в тетради по внеклассному чтению. Рефлексия
-Если вам урок понравился, вам было все понятно, вы справлялись с заданиями – поднимите улыбающегося смайлика.
-Если вам было на уроке скучно и неинтересно, вы не справлялись с заданиями – то грустного смайлика. Мне очень понравилось с вами работать. Молодцы. Спасибо за урок.
Сюрпризный момент - посылка от весны.( со сладкими призами)