Урок-практикум Односоставные предложения. Неполные предложения

Конакова Наталья Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 8 г. Шарыпово

УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В 8 КЛАССЕ

Цели урока:
совершенствование и уточнение знаний, умений и навыков по теме;
выработка умения находить односоставные предложения;
в тексте;
практическое применение их в тексте, сферы употребления;
продолжение работы по стилистике и культуре речи;
воспитание у учащихся любви к русской природе, к творчеству А.С.Пушкина.
Методические приемы: слово учителя, работа с текстом, реализация межпредметных связей с музыкой, изобразительным искусством, словарная работа, устное рисование.
Оборудование урока: запись произведения Г. Свиридова «Метель», репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком», проектор, экран.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Работа над эпиграфом:
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский.
– Почему именно эти слова я записала как эпиграф?
– На уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям. За окном – зима. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Мы рассмотрим, как используют односоставные предложения А.С. Пушкин и те, кто пишет о замечательном времени года – зима.
2. Повторение изученного об определенно-личных предложениях.
– Прослушайте высказывание М.В. Ломоносова об одном из типов односоставных предложений. О каком типе предложений идет речь?
«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
– Какие предложения называются определенно-личными?
– Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
– Для чего они служат. Какова и роль?
(Внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии. Они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи, сфера употребления их обширна. Употребление их в речи, устной или письменной, делает речь живой, непринужденной, динамичной, экспрессивной. В таких предложениях часто встречаются обращения).
– В тексте «Зимой под водой» найдите определенно-личные предложения, выпишите сказуемые, определите, в одной ли форме они употреблены. (Текст выводится на экран).
Зимой под водой
Наступил декабрь. Холодно. Крепкий мороз по утрам. Небо закрыто тучами. Опустились они над землей, над рекой, над озерами. Вода замерзла. А лед покрылся снегом. Темно под водой! Попробуйте добраться по снегу, сделайте во льду прорубь и вычерпайте из лунки прозрачные хрусталики льдинок. А затем, опустив блесну поближе ко дну, подергивайте ее почаще вверх.
Скоро вы привлечете окуньков, а то и щучка попадется!
(А.Клыков)
Индивидуальное задание.
Из текста «Подготовка к Новому году» выписать определенно-личное предложение, сделать пунктуационный разбор и морфемный разбор слова УХОДИТЕ.
Подготовка к Новому году
В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей.
Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:
- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте.
(По А.Н. Толстому)
3. Повторение темы «Неопределенно-личные предложения».
– Ученый лингвист Александр Матвеевич Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях: «Действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
– Как отличить эти предложения от определенно-личных? Чем выражен главный член в форме сказуемого?
– Из текста «Подготовка к Новому году» найдите неопределенно-личные предложения, определите форму сказуемого. (Текст выводится на экран.)
– Выпишите неопределенно-личные предложения, входящие в состав сложного. Определите способ связи в этом предложении, запишите схему. Сделайте орфографический разбор слов ПОВЕСИЛИ, СТЕКЛЯННЫЕ.
Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленная верхушка согнулась под потолком.
[ ] , и [ ] , (что).
– В каком стиле речи встречаются неопределенно-личные предложения? (Они общеупотребительны).
– Большое место определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщающим значением занимают в поэтических произведениях, где автор использует обобщающую форму для передачи сложной гаммы чувств, на что указывал Александр Матвеевич Пешковский: «Обобщительная форма является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, перенося это переживание на всех, в том числе и на слушателя».
4. Работа в тетрадях «Мудрые мысли».
– Откройте тетрадь «Мудрые мысли», выпишите предложение с обобщающим значением, определите его тип.
5. Устная работа.
Запись на экране: Сколько наслаждений доставляли мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина! Сяду в палисаднике и читаю с наслаждением. Некоторые перечитываю по нескольку раз. Позовут домой. НЕ сразу иду, никак не оторвусь от чудесных страниц поэзии.
– Усовершенствуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.
– Какую стилистическую окраску (книжную или разговорную) вносят в текст предложения с обобщенным значением?
(Предложения с обобщенным значением вносят в разговорную речь экспрессию, непринужденность. Такие предложения являются также универсальным средством передачи жизненного опыта одного поколения другому в форме пословиц, поговорок, пожеланий, поучений, советов, наказов:
Из песни слов не выкинешь. Что посеешь, то и пожнешь. Берегите учебник!- он ваш верный помощник и советчик!).
6. Повторение темы «Безличные предложения».
– Как отличить безличные предложения от других односоставных? Чем выражен главный член в форме сказуемого? Можно ли определить в них лицо-подлежащее?
– Каково значение безличных предложений?
– Расскажите о стилистической принадлежности безличных предложений.

·Выпишите из текста «Длинная зимняя ночь» безличные предложения. Определите их значение. (Текст распечатан и находится на столе у учащихся.)
Длинная зимняя ночь.
Длинная зимняя ночь, и особенно в деревне, где ложатся рано, бока пролежишь, дожидаясь белого дня. Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встречать без свечки зимний рассвет.
На дворе была совершенная тишина. Воздух стал мягок, и, несмотря на двадцатипятиградусный мороз, мне показалось тепло.
Как хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо и светло! Какие-то неясные, полные неги, теплые мечты наполняли душу
1). Индивидуальная работа.
Замените личные предложения безличными.
Стоит сильный мороз. (Сильно морозит).
Жгучий мороз перехватил дыхание. (Жгучим морозом перехватило дыхание).
2). Индивидуальное задание.
Из текста «Подготовка к Новому году»
выпишите безличные предложения. (От ели веяло холодом. По всему дому запахло хвоей).
7. Повторение темы «Назывные предложения».
– Чем отличаются назывные предложении от других односоставных предложений?
– На что они указывают?
– В каком стиле речи они встречаются? (Художественная литература, газетные и журнальные статьи, публицистика).
– Вы проснетесь в ясное, солнечное утро. Какие слова невольно приходят вам на память? Запишите их и определите их тип. (Мороз и солнце! День чудесный!)
– Какие стихотворения Пушкина о зиме вы знаете? Запишите их названия, определите тип предложений. («Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»).
Индивидуальное задание.
Выпишите назывное предложение.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь.
8. Устная работа.
Отгадайте загадки, определяя тип предложений.
Урчу, кручу, знать никого не хочу. (Метель)
Ни в поле не горит, ни в воде не тонет. (Лед)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
9. Повторение неполных предложений
– Чем отличаются неполные предложения от полных? Какие условия позволяют использовать в речи неполные предложения?
– Укажите, какие члены опущены в неполных предложениях? Кто автор этих строчек? Как называется произведение?
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой,
То в хрупком снеге с ножки
милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда, боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится,
Она бежит, он все вослед:
И сил уже бежать ей нет.
– Для какого стиля характерны неполные предложения? (Для разговорной речи; они придают речи краткость, живость, непосредственность. В монологической речи неполные предложения используются главным образом для связи частей сложного предложения.)
10. Работа с текстом.
– Прослушайте отрывок. Назовите автора и произведение.
Метель. (А.С.Пушкин)
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доехал еще около десяти минут, рощи все было не видать. Метель не утихала, небо не прояснилось.
11. Прослушивание записи Г. Свиридова «Метель».
12. Устная работа.
Продолжите строчку.
Буря мглою небо кроет,
(Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя).
«Зимний вечер»

Сквозь волнистые туманы
(Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она).
«Зимняя дорога»
– Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы писали о замечательном времени года – зиме.
Есть художники, и их много, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас.
13. Работа по картине.
Один из них – Иван Иванович Шишкин. Даже когда Шишкин брал сюжет стихотворения, он интерпретировал его в своем особом, шишкинском духе. «На севере диком» – не столько романтический образ М.Ю.Лермонтова, сколько все той же могучей природы, как бы уснувшей в оцепенении зимней стужи.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
М.Ю. Лермонтов

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
И.З.Суриков

Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Е. Трутнева

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра.
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
В.Я. Брюсов
14. Творческая работа.
– А сейчас напишите мини-сочинение на тему «Зима» с использованием односоставных и двусоставных предложений.
Звучит вальс Г. Свиридова «Метель».
15. Прослушивание работ учащихся, их рецензия и оценка.
16. Итоги урока
17. Домашнее задание.
Выучить листок взаимоконтроля по теме «Односоставные предложения».
Напишите миниатюру по данному началу, используя односоставные и двусоставные предложения. Задание предлагается по выбору (1 или 2):
Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги
Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства
Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и
2) Найдите односоставные предложения.
Страшно и скучно,
Здесь новоселье,
Путь и ночлег,
Тесно и душно,
В тихом ущелье –
Тучи да снег.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Вот вечер: вьюга воет.
Зима. Что делать нам в деревне?

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь.
А.С. Пушкин




















13PAGE 15


13PAGE 14115