Исследовательская работа на тему «Синкретизм в системе второстепенных членов предложения»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Караидельская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан







Исследовательская работа



Синкретизм в системе второстепенных членов предложения (ДУПЛЕКСИВ)




Выполнила: Шарифьянова Лилиана, учащаяся 8 б класса
Руководитель: Белышева Л.В., учитель русского языка и литературы






с. Караидель – 2013 г.

Оглавление

Введение .. 3
Глава I. Синкретизм в системе членов предложения.. 4
Понятие и причины синкретизма4
Основные типы синкретичных членов предложения.. 4
Дуплексив ..7
Глава II. Практические задания по грамматическому анализу дуплексива ....... 9
Заключение ..10
Список литературы .11



















Введение
в 8 классе на уроках русского языка мы изучаем раздел «Синтаксис», таким образом, при изучении темы «Второстепенные члены предложения» и выполнении упражнений по этой теме меня заинтересовал вопрос о несовпадении падежного вопроса с вопросом члена предложения. В учебнике «Русский язык. Теория» под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой даётся лишь небольшое пояснение о многозначном члене предложения. Поезд из Москвы прибыл без опоздания – Поезд (какой?) из Москвы Поезд прибыл (откуда?) из Москвы
Из Москвы – многозначный член предложения, так как отвечает на два вопроса (какой? откуда?) (вопрос определения и вопрос обстоятельства) и совмещает значение определения и обстоятельства места.
Цель работы: изложить сведения о синкретичных второстепенных членах предложения, конкретно остановиться на понятии «дуплексив».
(синкретичными называются члены предложения, которые совмещают признаки разных членов предложения)
Задачи:
Рассмотреть синкретизм в системе членов предложения
Охарактеризовать второстепенный член - дуплексив
Предложить практические задания по грамматическому анализу дуплексива
Актуальность исследования:
Практика синтаксического разбора предложения обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка. Основными причинами этого являются недостаточная теоретическая освещенность синкретичных членов предложения и отсутствие соответствующего материала в большинстве учебных программ и учебных пособий. Я думаю, полезно знать о синкретичных членах предложения, чтобы не стремиться в процессе разбора свести их к типичным членам предложения.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы учащимися при изучении темы «Второстепенные члены предложения»




Глава I. Синкретизм в системе членов предложения

Понятие и причины синкретизма
Синкретизм в системе членов предложения - это совмещение (синтез) в одном члене предложения признаков разных членов предложения, разных их функций.
Следовательно, синкретичными называются члены предложения, которые совмещают дифференциальные признаки разных членов предложения
Рассмотрев диссертацию «Синкретизм в системе частей речи современного русского языка» Высоцкой Ирины Всеволодовны, научным консультантом которой является В.В. Бабайцева, доктор филологических наук, можем назвать причины синкретизма;
сложная семантика распространяемого (главного) слова:
Чуть ранее для почетных гостей будет устроена экскурсия по спортивным и культурным объектам Саранска.
сложная семантика самого второстепенного члена:
Мы жили в прекрасном доме у реки
двойные синтаксические связи:
На опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (синкретизм: определение и обстоятельство места).
Например: Чуть ранее для почетных гостей будет устроена экскурсия по спортивным и культурным объектам Саранска.
Экскурсия – (от лат. excursio) – поездка, посещение. Таким образом, перед нами отглагольные существительные, образованные от глаголов посещать, поездить. Отсюда экскурсия какая? по спортивным и культурным объектам Саранска и экскурсия где? по спортивным и культурным объектам Саранска. Отмечаем и двойную связь анализируемого члена с предикатом: будет устроена где? по спортивным и культурным объектам Саранска.
Пример Поправки в Конституцию Мордовии подразумевает смысл были внесены куда? (во что?). Отсюда и форма винительного падежа с предлогом в в предложении (в Конституцию). Больше она ни чем не мотивирована.
Итак, возникновение синкретичных второстепенных членов предложения напрямую связано с существованием их двусторонней (иначе – ослабленной) синтаксической связи с определяемым словом.

1.2 Основные типы синкретичных членов предложения
По семантике члены предложения делятся на типичные и синкретичные. Практика анализа обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка. Основными причинами этого являются недостаточная теоретическая освещенность синкретичных членов предложения и отсутствие соответствующего материала в большинстве учебных программ и учебных пособий. Однако учителю полезно знать о синкретичных членах предложения, чтобы не стремиться в процессе разбора свести их к типичным членам предложения.
В качестве основных типов синкретичных членов предложения выступают следующие члены предложения.
1. Дуплексивы - это особый тип второстепенного члена предложения, который связан с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечает на вопрос обстоятельства или дополнения, характеризуется двумя значениями - обстоятельства и определения или дополнения и определения и выражается именем прилагательным, именем существительным, реже - другими частями речи (именем числительным, местоимением, причастием).
2. Составной именной член предложения - это синкретичный член предложения, который связан с одним или с двумя членами предложения, отвечает на один вопрос, соответствующий основному значению, характеризуется двумя значениями (основным и дополнительным) и выражен сочетанием глагола-связки и именной части речи (имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения), реже - сочетанием глагола- связки и другой части речи (причастия, наречия): быть учителем, был серьезным, будучи первым, бывший моим, будучи замужем, оставшись незамеченным.
3. Различные обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства).
Обособленный член предложения - это синкретичный член предложения, который связан, как правило, слабой связью с одним членом предложения и в большинстве случаев связан также с основой предложения, отвечает на вопрос, соответствующий основному значению члена предложения, характеризуется одновременно одним основным значением и одним-двумя дополнительными значениями, выражается деепричастием, причастием, именем прилагательным, именем существительным с зависимым словом или без него. Примеры:
Море выло, швыряло большие тяжелые камни на прибрежный песок, (М. Горький). Он даже не посмотрел, как враг ткнется в землю (Б. Полевой). Они цветным пластом на землю лягут (Р. Рождественский). Дым из трубы поднимается вверх. (М. Пришвин).
4. Необособленные определения, связанные с двумя членами предложения.
Это члены предложения, которые связаны с двумя членами предложения (подлежащим или дополнением и сказуемым), отвечают на два вопроса - основной вопрос определения и дополнительный вопрос обстоятельства, характеризуются двумя значениями - основным значением определения и дополнительным значением обстоятельства, выражаются именами прилагательными (причастиями, числительными). Примеры:
Метла хорошо метет (пословица). (Метла какая? + хорошо метет почему?). Бочку водой не наполнишь (пословица). Ложка рот дерет (пословица).
5. Второстепенные члены предложения, выраженные инфинитивом (глагольный дуплексив).
Это синкретичные члены предложения, связанные с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечающие на один вопрос (дополнения или обстоятельства) и характеризующиеся двумя значениями - основным значением дополнения или обстоятельства и дополнительным значением добавочного сказуемого, что обнаруживается возможностью замены инфинитива личной формой глагола (пришел слушать - пришел и слушал). Примеры:
Я опять пришел сюда слушать прибой (М. Пришвин). И вот неведомый мне самому какой-то другой человек помог мне найти в себе прекрасное мгновение (М. Пришвин).
6. Второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными с предлогами и без предлогов, с одной связью.
Это синкретичные члены предложения, связанные с одним членом предложения (глагольным или именным), отвечают на два разных вопроса (дополнения и обстоятельства, дополнения и определения) и характеризуются двумя разными равноправными значениями (дополнения и обстоятельства, дополнения и определения). Примеры:
Перед картиной стоял маленький человек, в меховом пальто, без шапки; откинутые с большого лба волосы его бросали тень (А. Н. Толстой). Мысль не могла прийти в голову Ростову (Л. Толстой). Слон слушал его запоздалое признание. (Ю. Яковлев). Известие разнеслось по тайге задолго до получения ответа из области (А. Коптяева).

1.3 Дуплексив

Дуплексив - это особый тип второстепенного члена предложения, который связан с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечает на вопрос обстоятельства или дополнения, характеризуется двумя значениями - обстоятельства и определения или дополнения и определения и выражается именем прилагательным, именем существительным, реже - другими частями речи (именем числительным, местоимением, причастием).
(Впервые предлагает назвать словоформу, имеющую двойную зависимость, глагольно-именным определителем, или дуплексивом Лилия Дмитриевна Чеснокова (дуплексив от лат. «dupleх» – двойной)
Дуплексив возникает только в предложении; это вид подчинительной связи, когда зависимый компонент подчиняется сразу 2-м словоформам в структуре предложения
Недавно пришли известия из Петербурга о декабрьском восстании и сражении на Сенатской площади.
Мы видим, что одно и то же слово отвечает на разные вопросы, связано синтаксически и с глаголом:
пришли (откуда?) из Петербурга
и с существительным:
известия (какие?) из Петербурга
Из Петербурга – связан с двумя членами предложения и совмещает значения определения и обстоятельства места.

Отличительной чертой дуплексива является то, что он находится в двойной синтаксической связи:
1. Дуплексив, относящийся к сказуемому и подлежащему: Катя
вышла из дома тихая.
2. Дуплексив, относящийся к единому главному члену односоставного
предложения и к косвенному субъекту: Это дело тебе надо решать
самому.
3.Дуплексив, относящийся к сказуемому и дополнению: Родители
привезли меня в этот город трёхлетним мальчиком.

Есть две разновидности дуплексивов:
1. необособленный: Пётр пришёл бледным на нашу встречу.
2.обособленный (выделяется запятыми): Неуверенный в себе, он быстро
вышел из комнаты.

Дуплексивы чаще всего выражаются:
1. Прилагательным в полной форме в Именит. падеже. //Директор
вошёл в кабинет сердитый.
2.Прилагательным в Творительном падеже. // Он свою девушку всегда
представлял красивой.
3.Причастием в полной форме в Им. падеже. // Он вернулся чем-то
озабоченный.
4. Причастием в Творительном падеже. // Он застал хозяина сидящим у
окна с книгой.
5. Существительным в Твориттельном падеже. //Я всегда считал его
связным.
6. Существительным в Именительном падеже (только у обособленного
типа дуплексива). //Победительница, она одна улыбалась среди
затишья.














Глава II. Практические задания по грамматическому анализу дуплексива

Задание 1. Рассмотрите выделенные дуплексивы, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какие значения совмещают, чем выражены.
Снег лежит на ветках деревьев. На закате я спустился с гор по той же узенькой тропинке над пропастями (А.Толстой). На бывшей окраине нашего города создан для детей спортивный комплекс. Недавно из Петербурга пришли известия, которые сообщали о декабрьском восстании и сражении, произошедшем на Сенатской площади

Задание 2. Выделите дуплексивы, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какие значения совмещают, чем выражены.
Генерал чувствует себя моложе, и подтянутее, и торжественнее в мундире (Г. Николаева). Рыжики нужно тщательно вытереть и сухие укладывать рядами (В. Солоухин). ...Всего сутки назад он видел ее мужа живого и здорового (К. Симонов). Сонного его заливало дождем (В. Короленко). Маленький он был обжора страшный (И. Тургенев).











Заключение
Практика анализа обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка.
Семантика, способы выражения и место среди других членов предложения позволяют утверждать, что дуплексив – особый, самостоятельный второстепенный член.
В школьную программу нужно ввести понятие «дуплексив», чтобы не стремиться в процессе синтаксического разбора свести все второстепенные члены к типичным членам предложения.
Продолжить изучение темы «Синкретизм в системе второстепенных членов предложения».


















Список литературы
1. Высоцкая, И.В. Синкретизм в системе частей речи современного рус-
ского языка [Текст] / И.В. Высоцкая. – М., 2006.
2. Зайцева В.Ю. Работа с текстом на уроках русского языка как одно из условий управления творческими способностями учащихся - http://festival.1september.ru/
3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: [учеб. пособие] / П.А. Лекант. - 3-е изд., испр. и дополн. - М.: Высш. шк., 2004.
4. Маслова Е. Е., Горбунова Л.Г. ОСЛАБЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМА СИНКРЕТИЗМА ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. http://filfak.mrsu.ru/
5. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – Мнемозина, 2007.
6. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 20-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.
7. Онлайн словарь Ожегова http://www.ozhegov.org/
8. Синкритичные члены предложения. Причины возникновения синкретизма. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Фурашов В. И. О второстепенных членах предложения / В. И. Фурашов // Русский язык в школе 1977. – №4.
10. Чернова Л. А. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИНКРЕТИЧНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14215