Конспект урока. РОЛЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ


9 класс
РОЛЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Цели:
Обобщить и систематизировать материал по данной теме.2. Закрепить приобретенные пунктуационные навыки.3. Совершенствовать умения анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Воспроизведение теоретической части по блоку (закончить предложения)
1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...2. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами перечисляются явления, которые...3. В ССП с разделительными союзами указывается на...4. В ССП с противительными союзами одно явление...5. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются..., но если..., а также...
II. Выполнение тренировочных упражнений.
1. Наблюдения над текстом и стилистический анализ предложений.
Задание. Определите смысловые отношения между частями предложения, выражаемые союзами, и их стилистическую окраску.
– Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.– Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
2. Сопоставьте описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых. Проследите, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?
Иногда срывался шквал... Дом скр_пел сами собой открывались и захлоп_вались двери на разные г_лоса пели печ(?)ные трубы и бродяч_е псы ноч_вавшие на в_ранде нач_нали скулить (от)страха.А утром все так(же) ревело седое и мглистое море и (в)дали взлетали и окунались в воду доски бревна и вырва(н, нн)ые с корнем деревья.
(К.Паустовский)
Наступило утро. Гр_зовое ж_лтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги подруги опр_кинулись над в_рш_нами. Мокрые цветы диких пионов г_рели на подоко(н, нн)иках как ра_каленные угли. Было душно. Пар под_мался над сер_ми скалами. В пропаст_ рычал и перекатывал камни ручей.
(К.Паустовский)
Р_дела тень. Восток а(л, лл)ел. Огонь казачий пламенел.
(А.Пушкин)
Задание. Прочитайте отрывок текста, проследите, какие синтаксические конструкции использовал Л.Толстой при описании явлений природы. Прочитайте текст еще раз, опустив союзы в ССП; сделайте вывод об использовании ССП с союзом и в текстах описательного характера.
ВЕСНА
Весна долго не открывалась. Потом вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки... С вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.
III. Творческая работа
Задание. Закончите рассказ, употребляя ССП с противительными союзами. Определите, почему здесь уместны эти конструкции.
В ЛЕСУ ВЕЧЕРОМ
Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни...
Домашнее задание
Подготовиться к устному взаимоконтролю по теме «Сложносочиненное предложение».