Методическая статья Компетентностный урок, его критерии, самоанализ


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК,
ЕГО КРИТЕРИИ И САМОАНАЛИЗ.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»
Адольф Дистервег - немецкий педагог
Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема организации деятельности на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Анализ результатов обученности и воспитанности детей нашей школы позволяет сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо решать очень важную проблему. Это проблема снижения познавательного интереса учащихся, снижения мотивации к учению. Данная проблема касается не только нашей школы, сегодня по результатам диагностики психологов, педагогов отмечается нежелание учиться детей в связи со многими причинами: высокая информативность жизни, что приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, огромное количество социальных проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием). Возникает противоречие, которое требует разрешения: учитель в процессе обучения должен так построить учебный процесс, чтобы ребенок хотел учиться.
Сегодня нам предстоит с позиций передового педагогического опыта и собственного опыта попытаться решить поставленную проблему и ответить на вопросы:
–«Как учить детей?»; – «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов?»; – «Каким способам деятельности обучать детей?».
Цели:
определение актуальных проблем реализации компетентностного урока в образовательном процессе;
создание условий для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;
формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок.
Задачи:
Обосновать значимость компетентностного урока для социализации личности выпускника в рамках владения ключевыми компетенциями.
Актуализировать представление о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании.
Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях.
Провести самоанализ профессиональных компетенций учителя, для определения форм индивидуальной методической работы ( на основе проведенных уроков методической недели).
ПРОДОЛЖИТЬ СТРОКУ….
к - креативность…о - организованность… м -модернизация…п - планирование…е - единство…т - толерантность…е - единомышленникин - новизна…т - творчество…н - научность…о - осведомлённость…с - сотрудничество…т - терпимость…ь
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении. 
Определим понятия «компетенция» и «компетентность»
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах программ. Что они означают для школьных работников — учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Схематически это может быть представлено следующим образом

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Главный признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Основной результат обучения - готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.
Что такое компетентность в принципе?
Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это: Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка  методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.
Педагогические критерии компетентности  учителя.
О работе учителя судят по конечному результату, поэтому
Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН).  Это:
Учебно-информационные умения
Учебно-логические умения
Учебно-управленческие умения
Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. 
Четвертый  критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.
Учитель – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Пятый  критерий – образования педагогов и повышение квалификации.  Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.
Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой  рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.
Эти размышления можно разделить на два вида:
Размышления, претворенные в действие  (т.е. придумал и сделал)
Размышления по поводу совершенных действий  (т.е. анализ  совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Рассмотрим, что представляет собой каждый компонент ключевой компетенции.
Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера.
Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
• информационные ресурсы - справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты - живые носители специальной информации и др.;
• человеческие ресурсы - организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях и просто помощники;
• финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.
Самоуправление - целенаправленное управление ресурсным пакетом. Обучение самоуправлению в проблемных ситуациях - один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс.
Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и физических усилий.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
Психологические критерии компетентности учителя 
«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.
1. Интерес, мотивация.
Что интересует учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Сознательное обучение.
Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.
3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».
Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.
4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:
Как на уроке создана установка быть внимательным;
Как использованы внешние особенности наглядного материала
Как организована смена видов деятельности
Как учитываются возрастные особенности
Как организована активность учащихся
Личностные критерии компетентности учителя  
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя.Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
доброжелательность реакции учителя на возбуждение
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
3. Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это  с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!
4. Организаторские способности.
Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. «Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.
6. Настойчивость, дисциплинированность
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели  и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Различные образовательные технологии 
Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету.Она является общей для всех.  Если методика направлена на решение задача: чему учить, зачем учить, как учить, то технология отвечает на третий вопрос с дополнением -  как учить результативно!Существует много различных технологий. Каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя.

Традиционные технологии
Игровые технологии
Тестовые технологии
Модульно-блочные технологии
Интегральные технологии
Технологии опорных сигналов
Технология адаптивной системы обучения

Как же осуществляется компетентностный подход на уроках.
Социально-трудовая компетенция
Например, использование на уроках систематически  различных вариантов моделей устного счёта, в результате  получаем обратную связь с хорошими результатами.Таким образом, развивается у обучающихся способность применения умения вычислять  в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у обучающихся, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Учебно-познавательная компетенция
Так же одним из способов реализации данной компетенции является, например, проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, в ходе  работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Информационная компетенция
В настоящее время обучающиеся проявляют большой интерес к учебным презентациям. Для детей очень важно увидеть услышанное и участвовать в процессе изучения нового, именно посредством нового. Во время презентации, какой-либо новой темы, дети сосредоточены  и с огромным вниманием стараются вникнуть в суть проблемы.
Как и всё новое презентации вызывают  огромный интерес, разнообразят и насыщают уроки, развивают внимательность и  сообразительность. Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения  нового материала, закрепления и проверки знаний. За счёт презентаций происходит увеличение  объёма информации, представляемой в визуальной форме, использование таких методов  обучения как наблюдение и эксперимент.
Коммуникативная компетенция
Новые информационные технологии открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Учащиеся на уроках широко применяют метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем.
Учебно-познавательная компетенция
Это совокупность компетенций ученика в сфере  самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки  учебно-познавательной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владение  приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. 
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.
Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.
Проведи самоконтроль.
Проведи самооценку.
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
ЧТО И КАК ОЦЕНИВАТЬ НА УРОКЕ.
Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, и притом чрезвычайно важная, методическая проблема. По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.
Изменения в системе оценивания учебных результатов - главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного. В чем сущность этого отличия?
1. Объект оценивания. В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - плохо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях показатели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его будущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной задачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами.
Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить поставленную перед ним проблему).
2.Субъект оценивания. В традиционном случае полноправным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особого свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области - это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к жульничеству, завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки, а на определенном этапе (завершающие классы основной ступени общего образования) — делегирование им полномочий по оценке результатов обучения. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
3.Критерии оценивания. Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:
субъективной, «на глазок» оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности того или иного ученика;механистической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (два классических примера - диктант по предмету «Русский язык» и тесты ЕГЭ).
Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Использующая их методика так и называется — критериальное оценивание.
Критерии — это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например в простейшем случае: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериалъно-уровневым.
Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).
Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу. В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащим(и)ся во время публичного выступления.
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.
А как же оценить урок и деятельность самого учителя с точки зрения компетентностного подхода? Это тоже нужно делать по- новому.
От того, насколько чётко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели урока;
Различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности
Насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания на основе мотивации учеников;
Соответствует ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников;
Выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика;
Соответствует ли выбор форм и методов обучения запланированной цели, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке и будет зависеть экспертная оценка педагогического мастерства.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Ученик сам ставит цель или участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?» Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:
1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования).
3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации образовательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.
Основные характеристики творческого урока:
Исследовательский метод и вид деятельности.
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.
Многообразие подходов и точек зрения.
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.
Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.
Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:
ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);
блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);
практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).
Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью.
Основные методы обучения:
методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);
метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);
методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;
модернизированные традиционные методы обучения;
методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.
Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
И на заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
АНАЛИЗ
ПРОВЕДЕННЫХ (ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРНИКА) УРОКОВ: