Семинар практикум для педагогов тема двигательная активность — средство полноценного развития детей


«Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха». (Из «Декларации прав ребенка на игру», принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году).
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации двигательной активности дошкольников в ДО.
Задачи:
1. Выявить затруднения, причины и пути их преодоления по данной проблеме.
2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДО.
3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
План:
I. Теоретическая часть:
1.1. Сообщение «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников» (Приложение 1).
1.2. Анкетирование педагогов «Организация двигательной активности детей» (Приложение 2).
II. Практическая часть. Деловая игра для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»
Материалы: Фишки, карточки с заданиями.
Ход: I. Теоретическая часть
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара – практикума «Игра как средство развития двигательной активности детей».
Актуальность данной темы продиктована требованиями модернизации РК образования. Приказ Министерства образования и науки РК от 27 июль 2007 года раскрывает федеральные требования к структуре основной образовательной Программы дошкольного образования, документ указывает на решение программных образовательных задач в различных видах детской деятельности, выделяя игру как ведущую деятельность ребенка.
В соответствии с реализацией задач образовательной области «Физическая культура» необходимо решать через накопление и обогащение двигательного опыта, и формирование у детей потребности в двигательной активности.
Большинство из взрослых знает о вреде пониженной двигательной активности для здоровья человека, а тем более детей. Целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, оказывают стимулирующее действие на организм, обеспечивают полноценное здоровье и развитие. А через подвижные игры можно осуществить это воздействие на ребенка при его активной помощи. (Приложение 1)
II. Практическая часть. Деловая игра
Ведущий: Уважаемые педагоги игра «Аббревиатуры» поможет нам настроиться на дальнейшую работу. Предлагаю прочитать полностью ряд аббревиатур: РК, ООН, ДО, ОУД,. Составьте (и расшифруйте) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию или образовательной области «физкультура». (Данная игра помогает педагогам настроиться на работу, и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие).
«Мозговой штурм»
Ведущий: Предлагаю вам карточку, в левой колонке которой даны основные движения. Напишите примеры подвижных игр, способствующих развитию того или иного движения. (За правильный ответ педагог получает фишку).
Карта для проверки
О/Д Бег, ходьба: П/И «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
О/Д Прыжки, равновесие: П/И «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Лягушки» (по кочкам).
О/Д Метание, ловля: П/И «Попади в цель», «Снежный бой», «Белые медведи».
О/Д Лазанье: П/И «Достань до листочка», «Лиса в курятнике», «Под мосточком».
Ведущий: Предлагаю выбрать карточку с одним вопросом и ответить письменно.
Вопросы:
- Напишите структуру ОУД,. по физической культуре.
- Напишите цели и задачи утренней гимнастики.
- Напишите структуру утренней гимнастики.
- Напишите программное содержание ОУД,. по физической культуре, с учетом возраста детей, посещающих вашу группу.
- Напишите авторов, название методик и программ по физическому воспитанию.
- Напишите годовые задачи, по которым работает ДО в этом году.
- Напишите приемы обучения на ОУД,. по физической культуре.
- Напишите гигиенические требования, которые должны выполняться при проведении физкультурных мероприятий.
Ответы к заданию. Приложение 3
Разминка
Ведущий: Предлагаю вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их.
Ведущий: Следующее задание - работа в команде. Необходимо составить конспект проведения прогулки (согласно времени года) с учетом уровня возраста детей.
Ведущий: Продолжаем работать командами. Предлагаю выбрать карточку. Вам надо закончить стихотворение. (предлагаются отрывки словесного сопровождения из подвижных игр). (Приложение 4)
«Спроси – ответь»
Ведущий: Необходимо каждой команде предложить по одному теоретическому вопросу проблемного характера по физическому воспитанию детей. (жюри учитывает сложность постановки вопроса)
Ведущий: Вспомните и покажите один-два варианта физкультминутки.
«Лучший теоретик» .
Ведущий: Вам предстоит ответить на вопрос, поставив знак «+» напротив той группы, к которой он относится. (1 балл за каждый правильный ответ).
Определите, с какой возрастной группы вводятся: 1. ходьба парами; (младшая) 2. Бег по ориентиру; (младшая) 3. перестроение из звеньев в звенья; (средняя) 4. размыкание без помощи рук; (старшая) 5. увеличение дозировки ОРУ до 9-10 раз; (подгот.) 6. боковое подлезание; (средняя) 7. метание на дальность; (младшая) 8. ведущим может быть каждый ребенок; (средняя) 9. упражнение на внимание «Флажок и погремушка»; (младшая) 10.прыжки с продвижением вперед; (средняя) 11. метание в подвижную цель; (старшая) 12. игры с элементами спортивных игр; (средняя) 13. считалки при проведении игр; (средняя) 14. повороты; (старшая) 15. прыжки через скакалку; (средняя) 16. использование выражения «Исходное положение при выполнении ОРУ»; (подгот.) 17. лазание; (младшая)18. статистические упражнения на равновесие. (младшая)
«Дружеский шарж»
Ведущий: Перед тем как подвести итоги нашей встречи, предлагаю снять эмоциональное напряжение, придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды.
Рефлексия
Ведущий: Уважаемые педагоги наше мероприятие закончилось. Прошу высказать мнение о нашей встрече. Педагогам предлагаются вопросы:
- На ваш взгляд, за что вы можете похвалить себя после выполнения заданий?
-Как вы можете использовать полученную информацию в своей педагогической деятельности?
-Какие именно задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете, почему они понравились?
- Какие вы испытывали трудности?
Ведущий: Спасибо всем за плодотворную работу!
Приложение 1
«Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и – естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, занимающие ведущее место в физическом воспитании дошкольников, являющиеся исключительно ценным способом вовлечения ребенка в двигательную деятельность.
В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: «Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей».
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.
Подвижные игры классифицируются по:
1). степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности); 2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); 3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л. В. Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).
Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и оценке. «Руководя игрой. нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры.
Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания, обучения и развития. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик и является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.
Приложение 2
Анкетирование педагогов «Организация двигательной активности детей»
Уважаемые педагоги, отвечая на вопросы анкеты, подчеркните один из предложенных вариантов или напишите свой.
1. Провожу утреннюю гимнастику с детьми:
Ежедневно. Очень
Редко. Не провожу.
2. Комплексы гимнастики соответствуют требованиям (количество упражнений, упражнения на разные группы мышц, выдерживается продолжительность гимнастики по времени и др.)
Да. Нет. Не всегда.
3. Использую физкультурные минутки на занятиях:
Да. Редко. Не использую.
4. Организую подвижные игры во время прогулки:
Да. Иногда. Редко. Нет.
5. В группе имеется физкультурно-оздоровительное оборудование:
Да. Нет.
6. Предлагаю для повышения объема двигательной активности детей
Приложение 3
Структура ОУД,. по физической культуре. Длительность.
ОУД,. по физической культуре состоит из 3-х частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
1 часть. Задачи: создание интереса и эмоционального настроя к образовательной деятельности, проверка степени готовности внимания, уточнение некоторых двигательных навыков, подготовка организма к более интенсивной работе в основной части. Содержание: знакомые упражнения направленные на правильную осанку, профилактику плоскостопия, ориентировка в пространстве и в коллективе. Строевые упражнения (построения, перестроения, ходьба и бег с различными заданиями, ходьба различных видов). Продолжительность вводно-подготовительной части: в мл. гр. – от 3-4 мин, в ср. гр. – от 4-6 мин, в ст. гр. –от 5-10мин.
2 часть. Основная: ОРУ + основные движения + п/и. Продолжительность: в мл. гр. – от 10-15 мин, в ср. гр. – от 15-20 мин, в ст. гр. – от 25-30мин (если обучение). Продолжительность (без обучения): в мл. гр. – от 8-12 мин, в ср. гр. – от 12-15 мин, в ст. гр. – от 15-20 мин (если обучение).
3 часть. Заключительная. Ходьба с постепенным замедлением. Игра малой подвижности (н-р. «Найди и помолчи»). Дыхательные упражнения. Продолжительность: мл. гр. – 2-3 мин, ср. гр., ст. гр. – 3-4 мин. (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей д. в).
Цель утренней гимнастики: формирование жизненно необходимых двигательных навыков, развитие основных физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость).
Задачи: укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности и закрепление двигательных навыков.
Специфические задачи: формирование осанки, профилактика и коррекция различных деформаций тела, восстановление работоспособности двигательного аппарата после сна,
воспитание умения владеть своими движениями, обеспечение закаливания организма.
Структура утренней гимнастики. Длительность.
2 младшая группа – 5-6 мин, 1 часть: Ходьба разными способами, в любом построении (на носках, пятках и др.). Чередование с легким бегом (30-40 с. в начале года) 2 часть: ОРУ (4-5) – упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища (основаны на подражании). Упражнения повторяются 5-6 раз. 3 часть: спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания. Комплекс гимнастики повторяется подряд 1-2 недели. (Осокина Т. И. Физическая культура в д/с)
Средняя группа – 6-8 мин, 4-5 упражнений, 1 часть: Ходьба разными способами, в любом построении (на носках, пятках, приставным шагом и др.). Чередование с легким бегом (1 мин. в начале года) 2 часть: ОРУ (4-5) – упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища (основаны на подражании). Повторность упражнений для разных групп мышц – 4-6 раз, 5-6 раз. После ОРУ упражнений проводятся подскоки (ноги врозь - вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая ч/з ленту; и т. д. Дозировка – 15-20 подскоков (2-3 раза). Прыжки иногда целесообразнее заменить игрой. 3 часть: спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания. Комплекс гимнастики повторяется подряд 1-2 недели. (Осокина Т. И. Физическая культура в д/с)
Старшая группа – 8-10 мин.
Класс предшкольной подготовки– 10-12 мин. Увеличивается темп и количество повторений ОРУ (6-8 раз). Усиливается интенсивность бега (2-3 мин) при медленном темпе. После бега проводятся дыхательные упражнения. Возрастает количество подпрыгиваний (не менее 30-40 раз с двумя, четырьмя повторениями после небольшого перерыва). Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием.
Авторы, названия методик и программ по физическому воспитанию.
Лесгафт П. Ф., Осокина Т. И., Кенеман А. В., Хухлаева Д. В., Фролов, Фонарева М. И. Пензулаева Н. И., Литвтинова М. Ф., Глазырина Л. Д.
Программы, технологии: Алямовская В. Т., Кудрявцев В. Г.
Гигиенические требования, при проведении физкультурных мероприятий. Температура воздуха в помещении, где проводится занятия физическими упражнениями, должна быть не иже 18-17 С, перед проведением занятий проводится проветривание и влажная уборка. Дети, начиная с 2-х лет должны заниматься в спортивной форме (шорты, футболка, чешки). Инструктор по физической культуре тоже должен быть в спортивной форме. (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей д. в.).
Приложение 4
«Ровным кругом друг за другом, (продолжи) Мы идем за шагом шаг
Стой на месте! Дружно вместе, Сделаем вот так» (Игра м/п «Затейники»)
«Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. (продолжи)
Все погрызли, все поели, Всюду лезут-вот напасть.
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!» (п/и «Мышеловка»)
«Мы, веселые ребята… (продолжи) Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!»
«Я – мороз-Красный нос… (продолжи)
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Не боимся мы угроз, И не страшен нам Мороз» (п/и «Мороз-Красный нос»)
«Гори, гори ясно… (продолжи) Чтобы не погасло.
Глянь на небо: Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!» (п/и «Горелки»)
«Еле, еле, еле, еле, (продолжи)Закружились карусели,
А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!» (п/и «Карусель»)
«У медведя во бору… (продолжи)
Грибы, ягоды беру! А медведь не спит, И на нас рычит»
«Вот лежит лохматый пес… (продолжи) в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет»
«По ровненькой дорожке… (продолжи) по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки. Раз- два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам…
В яму – бух!»
Семинар – практикум для педагогов
« Двигательная активность – средство полноценного развития детей».
Воспитатель : Алмасова Г.А
Карточка
Напишите примеры подвижных игр способствующих развитию того или иного движения ( бег, ходьба, прыжки) – старшая группа, 1 младшая , класс предшкольной подготовки
Карточка
Напишите примеры подвижных игр способствующих развитию того или иного движения ( метание, ловля, лазанье) – средняя группа,2 младшая, класс предшкольной подготовки.
Карточка
Напишите структуру ОУД,. ( средняя, 2 младшая)
Карточка
Напишите структуру ОУД,. ( старшая, 1 младшая)
Карточка
Напишите цели и задачи утренней гимнастики ( ! младшая , 2 вторая младшая, средняя)
Карточка
Напишите цели и задачи утренней гимнастики ( старшая, класс предшкольной подготовки)
Карточка
Напишите структуру утренней гимнастики ( 2 младшая, старшая)
Карточка
Напишите структуру утренней гимнастики ( средняя, класс предшкольной подготовки)
Карточка
Напишите авторов названия методик и программ по физвоспитанию
Карточка
Напишите годовые задачи по которым работает ДО в этом году
Карточка
Вспомните 2 – 3 пальчиковые игры и продемонстрировать их
Карточка
Вспомните и покажите 1-2 варианта физминутки
Карточка
Составить конспект проведения прогулки ( согласно времени года) – 2 младшая, старшая
Карточка
Составить конспект проведения прогулки ( согласно времени года)- средняя, класс предшкольной подготовки
Карточка
Закончить стихотворение: «Ровным кругом друг за другом……
«Мы, веселые ребята………
«Я – мороз-Красный нос……..
«Гори, гори ясно…….
Карточка
Закончить стихотворение: «Еле, еле, еле, еле,……..
«У медведя во бору…..
«Вот лежит лохматый пес………..
«По ровненькой дорожке…
Карточка
Определите с какой возрастной группы вводится ходьба парами, увеличение дозировки ОРУ до 9-10 раз, упражнение на внимание « флажок и погремушка», прыжки через скакалку, лазанье, размыкание без помощи рук, использование выражения « исходное положение» при выполнении ОРУ», статистические упражнения на равновесие, прыжки с продвижением вперед.
Карточка
Определите с какой возрастной группы вводится бег по ориентиру, перестроение в звенья, боковое подлезание, метание на дальность, ведущим помет быть каждый, метание в подвижную цель, игры с элементами спортивных игр, считалки при проведении игр, повороты.
Карточка
Как вы можете использовать полученную информацию в своей педагогической деятельности? Какие вы испытывали трудности работая в команде, по данным вопросам?
Карточка
Какие именно задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете , почему они понравились? Какие вы испытывали трудности работая в команде, по данным вопросам?
Карточка
Назовите подвижные игры: малой, средней большой подвижности, преобладающим движениям ( игры с прыжками, с перебежками и др.)- младший возраст, средняя группа
Карточка
Назовите подвижные игры: малой, средней большой подвижности, предметами которые используются в игре ( игры с мечом, с лентами, с обручами, и др) – старшая и класс предшкольной подготовки