Памятка учителю. Урок в личностно ориентированном обучении.


Урок в личностно-ориентированном образовательном процессе
(памятка для учителя)
1. Разминка в начале урока. Разминка в начале урока производится либо в виде цифрового диктанта (буквенного, числового), либо в виде другого развивающего задания. Три обязательных требования к разминке:
содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия (термины, формулы, факты, имена и т.д.), которые должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора для освоения нового материала;
форма разминки должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «вработаться»;
технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания, объективную самооценку учеником готовности к освоению нового материала.
Оценивать качество выполненной во время разминки работы может сам ученик, одноклассник, компьютерная программа. Возможно выставление только положительных оценок, или оценок «по желанию» (для кого-то «тройка» вполне приемлемая оценка, кто-то откажется от «четвёртки»).
2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приёма информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку:
просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приёма и передачи информации (на слух);
при уяснении структуры чего-то «кинестетики» (подвижные, легко отвлекающиеся, эмоциональные личности) будут успешнее, если дать им собирать или разбирать модель структуры, даже если это части слова и т.д.
3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учётом уровня сформированности у него общеучебных навыков. Если на этом этапе способ деятельности, которым ученику предлагается выполнять задание, вызывает затруднения, неуспех в освоении нового материала будет гарантирован. Например, если у ребёнка невысок уровень сформированности навыка смыслового чтения, лучше дать ему задание на первичное закрепление в виде разбора схемы, рисунка, анализа таблицы и т.д.
4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями:
правополушарнику – на логику, левополушарнику – на синтез;
кинестетику – прочитать и ответить, аудиалу – собрать из разрозненных карточек структуру и т.д.
5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации ученика:
для тех учащихся, которые всегда делают домашние задания, можно предложить на выбор 3-5 форм, в которых этот ученик будет выполнять домашнее задание в течение одной четверти. Формы – развивающие, т.е., как в пункте 4;
для тех учащихся, у которых с мотивацией на деятельность не всё в порядке, можно подобрать, наоборот, предпочитаемые формы деятельности для домашнего задания.
6. Зачётные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачётной работы должен быть вывешен учителем с самого начала изучения темы.
Зачётная работа должна проверять именно те цели, которые были поставлены в начале изучения темы. На «3» - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания – в дополнительной части, на «4» и «5». Ученику должно быть предоставлено право выбора уровня зачётной работы. При выполнении заданий только репродуктивного уровня допускается использование учеником справочной литературы (не учебника, и не тетради).