Статья на тему: Методы мотивации и стимулирования деятельности кадет на уроках математики

Дуброва И.А.

Методы мотивации и стимулирования деятельности кадет на уроках математики

“Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией”
З. Фрейд
Многие часто задаются вопросом: зачем нужна математика? Нередко сам факт того, что эта дисциплина входит в обязательную программу университетов и школ, ставит кадет в недоумение. Это недоумение выражается в следующем: Мол, для чего мне, человеку, чья будущая профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Таким образом, большое количество людей не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки, даже на элементарных началах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Математика это фундаментальная наука, методы которой, активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным.
Но, тем не менее, стоит только математике вступить в область любой науки о мире, она сразу воплощается в описание, моделирование и предсказание вполне себе конкретных и реальных природных процессов. Здесь она обретает плоть и кровь, выходя из-под покрова идеализированных и оторванных от жизни формул и подсчетов.
Математика инструмент познания мира
Она представляет собой науку точную, не терпящую произвола в толковании и различных спекуляций. Это воплощение порядка и жесткой логики. Она помогает понять мир вокруг нас, узнать больше о его законах, так как эти законы подчинены тому же самому порядку, что царит в математике!
Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления. И, после того, как мы эти связи формализуем, мы можем строить модели, предсказывать будущие состояния явлений, которые этими моделями описываются, только лишь на бумаге или внутри памяти вычислительных машин!
Эйнштейн, в ответ на вопрос, где находится его лаборатория, улыбнулся и указал на карандаш и бумажный лист.
Его формулы теории относительности стали важным этапом на пути познания вселенной, в которой мы живем. И это произошло до того, как человек начал осваивать космос и только тогда экспериментально подтвердил правильность уравнений великого ученого!
Применение в моделировании и прогнозах
Благодаря применению математики нам не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты, прежде чем реализовать какой-нибудь сложный проект, например, в освоении космоса. Мы можем заранее рассчитать параметры орбиты космического аппарата, запускаемого с земли для доставки космонавтов на орбитальную станцию. Математические расчеты позволят не рисковать жизнью людей, а прикинуть заранее все необходимые для запуска ракеты параметры, обеспечив безопасный полет.
Конечно модель она на то и модель, что не может учесть все возможные переменные, поэтому и случаются катастрофы, но все равно она обеспечивает довольно надежные прогнозы.
Воплощение математического расчета вы можете видеть везде: в машине, на которой ездите, в компьютере или переносном устройстве, с которого сейчас читаете эту статью. Все постройки, здания не разрушаются под собственным весом благодаря тому, что все данные необходимые для постройки рассчитывали заранее по формулам.
Медицина и здравоохранение тоже существует благодаря математике, которая используется, во-первых при проектировании медицинских приборов, а во-вторых, при анализе данных об эффективности того или иного лечения.
Даже прогноз погоды не обходится без применения математических моделей.
Таким образом, благодаря математике мы имеем все доступные нам сегодня технологии, не подвергаем нашу жизнь бессмысленной опасности, строим города, осваиваем космос и развиваем культуру! Без нее мир был бы совсем иным.
Математика развивает умственные способности
Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика поможет человеку развить следующие интеллектуальные способности
Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
Умение находить закономерности.
Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
Способность быстро соображать и принимать решения.
Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.
Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конечно, получать специально профильное образование по математике вовсе необязательно.
Но базовыми навыками математического мышления способен овладеть каждый! Для кого-то это просто будет сложнее, для кого-то легче. Но это под силу всем. И это нужно для сбалансированного развития ума.
В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению была впервые освещена в работах И. А. Каирова, М. А. Данилова, Р. Г. Лембер. В настоящее время она не потеряла своей актуальности: задача формирования положительных мотивов учения является одной из самых главных в обучении математике, так как высокие уровни мотивации учебной деятельности на уроке, интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
Отмечу, что само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Для этого необходим особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения. В связи с этим на уроках могут применяться методы проблемного обучения, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учащихся. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить элемент противоречий; вызывает со стороны учеников обсуждения; создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска, – все это плодотворно сказывается на отношении учеников к учению.
Между тем развитию стимулирования и мотивации при обучении математике учеников способствует использование на уроках математики ТРИЗ-педагогики. Например, в самом начале урока для «настройки» учеников на определенный тип работы, деятельности можно применить интеллектуальную разминку – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. На этапе объяснения нового материала хорошо использовать прием «Удивляй!», игру «Лови ошибку», предварительно можно предупредить их об этом, а при объяснении материала намеренно допустить ошибку, задача учеников – обнаружить ее. В свою очередь домашнее задание вызовет у учеников желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме. Для повышения мотивации обучения на уроках математики широко используют информационные технологии. Например, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание учеников, дает возможность раскрыть творческий потенциал учеников, стимулирует их умственную деятельность. Между тем использование обучающих и контролирующих тестов в электронном виде способствует лучшему усвоению определений, формул, свойств и т. д. После прохождения теста ученики сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющие прикосновения.
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего кадета, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним кадетам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
В своей практике использую групповую работу и работу в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.
Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех кадетов вовлечься в работу с первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Ребята знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.
«Сними информацию»
«Раскодируй»
«Прочитай геометрический рисунок»
«Прочитай график функции»
Варьируются задания, рисунки, схемы, но кадеты знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу всех учащихся; - свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные); - обеспечивается системность знаний и умений; - обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся); - развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той мысли, которую я вкладываю в применяемые в начале урока приемы. Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Создается положительный настрой привлечением исторического материала, загадочного жизненного примера (почему пятиконечная звезда так часто встречается в символах; почему канализационные люки круглые, а не квадратные; почему гвозди изготавливают то круглые, то трехгранные и т.д.). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда появляется необходимость детального изучения материала по данному вопросу. А если этот материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (кадеты самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем):
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности кадетов, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.
Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности кадет должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.
Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.
В дополнение к оценке по результатам усвоения материала был разработан мониторинг активности на уроке.

Ф.И.
Видеть ошибку
Задать вопрос
Предложить ход
(шаг) решения
Аргументировать
Привести пример
Выполнить схему, рисунок
Другой способ решения

1.
Куц Иван
+
+
 
+
+
+
 

Варианты применения:
Учитель оценивает деятельность учащихся в конце урока.
При групповой работе спикер группы (после обсуждения) заполняет мониторинг активности на каждого члена команды.
Сам кадет оценивает свою деятельность. - Оценка “5” ставится в конце урока, если отмечены все критерии мониторинга, присутствующие на уроке. - Кадеты, заполнившие строку “+” за несколько уроков, получают в журнал оценку “4”.
Что дает использование мониторинга?
Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для кадета, она теперь является регулятором активности его учебно–познавательной деятельности.
А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Итак, на сегодня я определила три пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
-создание на уроке ситуации успеха для кадетов; -применение нетрадиционных методов и форм организации урока; -применение мониторинга активности учащихся на уроке.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию”(Л.В. Занков).



Обучение математике – это в первую очередь решение задач, умение решать задачи является критерием успешности обучения математике. Выделим факторы, способствующие развитию учебной мотивации учащихся средствами задач:
– содержание задач (новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартность вопроса); – организация деятельности по решению задачи (осознание цели решения задачи, знание основных отношений и их свойств, заложенных в задаче, математическое моделирование задачи, поиск решения задачи); – отношения между участниками, включенными в деятельность по решению задачи (включенность кадета в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение, привлечение учителем кадетов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки). Выделим факторы, связанные с содержанием задачи. I. Новизна содержания. Акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики. Важно новые знания не предлагать кадетам в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых кадет ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать «открытие». Пример. При изучении темы «Четыре замечательные точки треугольника» учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: «Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой». Кадеты могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера. II. Отражение связи с практикой. Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т. д.), то появляется и интерес к её решению. Пример. Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги? III. Отражение исторического аспекта. Задачи с «исторической» фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др. Пример. Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». Эта задача пользовалась у самого Архимеда особым вниманием и любовью. Согласно легенде он даже завещал начертить шар, вписанный в цилиндр, на камне своего могильного памятника. «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения. Решение: получим для объема цилиндра
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
для площади поверхности цилиндра
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Занимательность. На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку, создают положительное отношение к предмету. Пример. Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину, К сожалению, она Недостаточно точна. Результаты перед вами, Быстро всё исправьте сами: 39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634 47,03 + 4,8 = 5183 729,004 + 10 = 729,014 3,067 + 2,033 = 51 31,26 + 0 = 312,6 V. Нестандартность вопроса. Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа: «что можно в задаче еще найти, доказать?» и т. д. Это приучает учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.
Необходимо выделить некоторые приемы, способствующие развитию познавательной самостоятельности и активности учеников, такие как:
1. Использование более сложных индивидуальных заданий для тех учеников, кто быстро справляется с обычными заданиями. Удобно в этом случае предлагать задания повышенной сложности из учебника и дополнительных источников.
2. Обращение к жизненному опыту учащихся – практические работы, задачи с практическим содержанием.
3. Решение устных задач помогает сделать урок более живым, интересным, выявить склонности и сформировать интерес к изучаемому предмету. Большое внимание на уроках уделяю устному счёту, развитию вычислительных способностей учащихся. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива кадетов, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
4. Установление межпредметных связей. Особенно это актуально в 5 -6 классах, где с успехом будут выполняться рисунки или аппликации по данной теме. Так, например, при изучении «Формулы площади прямоугольника». Задание: выполнить аппликацию из прямоугольников на произвольную тему.
5. Использование творческих заданий. Например, в 7 классе разработка плаката на тему «Виды треугольников»; в 8 классе на тему «Осевая и центральная симметрия». Задание: нарисовать или выполнить аппликацию предметов с осевой и центральной симметрией.
6. Задачи «на сообразительность». Занимательные задачи « на сообразительность», на догадку, логические задачи, головоломки, творческие задачи несут на себе функцию мотивации. Появление догадки свидетельствует о развитии у кадета таких качеств умственной деятельности, как смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, умозаключений. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, упорство в достижении цели, усидчивость, самостоятельность. А сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
- Разрежьте треугольник на такие части, чтобы из полученных частей можно было сложить прямоугольник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] На уроках геометрии развитию познавательной активности и самостоятельности способствуют задачи с недостающими данными, либо с противоречивыми условиями (построить треугольник со сторонами 6 см; 3см и 2 см; 3 см, 4 см и медианой 1 см к большей из данных сторон).
Успех на каждом уроке зависит от того, как мыслил кадет при выполнении данного задания, насколько проявил самостоятельность, активность. В старших классах творческие задания должны предлагаться учителем с определенной целью, о достижение которой будет известно не только самому учащемуся, но и как минимум его одноклассникам (подготовить ребусы, кроссворды, рефераты).
Особую роль играет самостоятельное составление задач учениками. Во-первых, составлять задачи - значит, выполнять ряд действий, под руководством учителя или без его помощи. Такие задания показывают степень овладения данной темой и умение использовать полученные знания на практике. Во-вторых, самостоятельное составление задач учащимися в учебном процессе подразумевает самостоятельность кадетов в данной деятельности. Конечно, поначалу учителю необходимо довольно строгой организации действий, однако со временем контроль учителя может ослабевать, так как кадеты будут в состоянии составить задачу с минимальной помощью учителя или вовсе без нее, т.е. на более высоком уровне самостоятельности.
Итак, нетрудно увидеть, что основным стимулом для формирования познавательной самостоятельности и активности учащихся является их интерес к изучаемому предмету. Задача педагога - заинтересовать учеников, побудить их к самостоятельной работе, развивая, таким образом, в первую очередь, личностные качества, в том числе уровень самостоятельности школьников при решении задач.
Таким образом, стимулирование и мотивация учебной деятельности состоят во взаимодействии учителя и учеников, обеспечивающую необходимую мотивацию учебной деятельности обучаемых. Именно мотивация обучения и стимулирования учебной деятельности является одной из основных задач педагогов. Средства формирования учебной мотивации и стимулирования очень разнообразны, их совместное применение позволит получить наиболее полный эффект. Между тем мотивация и стимулирование познавательной деятельности на уроках математики повышают уровень обучаемости школьников и по другим предметам.
















Зачем нужна математикаЗачем нужна математика в жизвни Заголовок 2ђ Заголовок 315