Конспект урока по физике на тему Свет. Источники света. Звезда – Солнце

Краткосрочное планирование урок
Ф.И.О. и место работы
Погребнякова Наталья Александровна
КГУ «ОШ №17 акимата города Сарани»
Предмет: физика
Класс: 8 «А» -16.04.2015


Тема урока:
Свет; Источники света; Звезда – Солнце

Цель:

1. Знать и понимать что такое свет, луч света, закон прямолинейного распространения света; солнечные и лунные затмения
2. Применять знания для объяснения прямолинейного распространения света, образования тени и полутени, затмений.
3. Анализировать отличия образования тени и полутени, затмений.

Ожидаемый результат:
Все знают что такое свет, тень, полутень, затмения.
Большинство могут применять на практике основные знания о световых явлениях.
Некоторые способны анализировать отличия образования тени и полутени, затмений.

Критерии успеха:
Я знаю и понимаю световые явления.
Я применяю знания при объяснении световых явлений,
Я анализирую образования тени и полутени, затмений.

Ключевые идеи/подход:
Создание коллаборативной среды позволит установить комфортную атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия учащихся между собой, благодаря которой они будут активно участвовать в учебном процессе, создаст ситуацию успеха (особенно для учащихся группы «С»); групповое взаимообучение позволит ученикам сблизиться, научит умению слышать и слушать собеседника, терпимее относиться друг к другу, повысит учебную и познавательную мотивацию, улучшит психологический климат в классе; умение вести диалог научит аргументировать свою точку зрения; активизация критического мышления учащихся позволит решать проблемы, поставленные перед ними, развивать навыки исследовательской деятельности, опираясь на собственный и косвенный опыт, повысит эффективность усвоения и актуализации знаний, что даст возможность перевести обучающихся в режим саморазвития.

Учебник:

Дуйсембаев Б.М. и др. Физика и астрономия: Учебник для 8 кл. общеобразоват.шк.2-е изд.перераб./Б.М.Дуйсембаев, Г.З.Байжасарова, А.А.Мендетбекова. – Алматы; Изд-во «Мектеп», 2008.-256 с.; ил.

Ход урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Оценивание
Ресурсы

1 минута
2 минуты






Приветствует учеников
Для создания коллаборативной среды применяет стратегию «Комплименты».
- Сделайте соседу справа комплимент, а соседа слева поблагодарите за что-нибудь.
Учитель задает вопросы.
Приветствуют учителя
Эмоциональный настрой по стратегии «Комплименты». Ученики встают в круг говорят друг другу комплименты.
Ученики отвечают на вопросы: «Что приятнее – слушать комплименты или говорить?»
«Чьи слова благодарности стали неожиданностью?»
Самооценка эмоционального состояния по стратегии «Аплодисменты»


5 минут

Организует группы с помощью приема «Бочонки» (бочонки с номерами). Просит дополнить правила работы в группах.
Ученики выбирают бочонки с номерками и объединяются в группы:
Ученики уточняют правила работы в группах на уроке.

Набор бочонков

6 минут

Ставит проблему: Групповая работа: Стратегия «Снежный ком» - учитель предлагает ученикам подготовить выступления по вопросам:
1 группа: Что же такое свет? Какие тела служат источниками света? Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения электрической лампы накаливания?
группа: Что в физике понимается под терминами луч, пучок света, точечный источник света? Приведите примеры.

группа: Что такое Солнце? Объясните строение Солнца.
Групповая работа: Стратегия «Снежный ком»:
Ученики индивидуально записывают свои мысли, мнения.
По хлопку садятся по парам и сравнивают ответы (обсуждают свои позиции и достигают компромисса по данному вопросу и записывают результат).
По хлопку объединяются в группы из четырех человек и опять обсуждают те же проблемы. Приходят к соглашению.
Создают кластер, вписывая понятия в соответствии с темой.
По окончанию обсуждений учащиеся защищают работу группы, где излагают понимание темы, обобщают, обосновывают свою точку зрения, демонстрируют умение аргументировать свое мнение; навыки оценочной деятельности.
Взаимооценивание. Стратегия «Две звезды и желание» - ученики дают 2 звезды и записывают за что, выражают одно желание, которое, по их мнению, улучшит данную работу.
Карточки с вопросами. Раздаточный материал. Стикеры для оценивания.

9 минут



Парная работа: Стратегия «Каждый учит каждого» – предлагает выделить смысловые единицы текста нового материала по темам:
1 ученику «Солнечные затмения»;
2 ученику «Лунные затмения».
Объяснить свой материал напарнику. При необходимости учитель оказывает консультативную помощь.
Парная работа: Ученики самостоятельно изучают по карточкам новую тему.

Демонстрируют навыки работы с информацией; умение работать в паре, объяснять, слушать.
Самооценивание. Стратегия «Карточки»:
зелёная - достигли поставленных целей;
синяя - достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;
красная - никак или мало продвинулись к достижению цели.
учебник

1 минуты
Физминутка



10 минут






3 минуты

Индивидуальная работа: Учитель предлагает применить полученные знания на практике, с помощью чертежа объяснить происхождение полного солнечного и лунного затмений


Стратегия «Своя игра». Анализ изученного материала.
Ученики заранее обсуждают критерии выполнения практической работы, добавляют свои предложения.




Учащимся предлагается сформулировать вопрос на конкретный ответ. Например: ответ - источник света; вопрос: как называются тела способные излучать свет.
Самооценивание.

Инструкция выполнения практической работы для учеников уровня С.


2 минуты

Учитель выводить слайд с домашним заданием на доске:
§ 61-63. Изучить материал, ответить на вопросы.
Создать тест по теме.
Учащиеся записывают задание в дневник.

Интерактивная доска. Презентация.

2 минуты

Рефлексия урока.


Ученики описывают свою работу на уроке
По желанию зачитывают ответы на вопросы.
Взаимооценивание













На предыдущих уроках я убедилась, что когда учащиеся работают вместе, принимают решения сообща, и каждый вносит в обучение существенный вклад и происходит продвижение обучения учащегося вперёд. Поэтому для изучения темы применила стратегию «Снежный ком», которая позволяет подробно изучить материал. Т.к. занятия, построенные на основе конструктивистской теории в большей степени способствуют развитию понимания предмета, так как учащиеся не только пополняют объём своих знания, но также расширяют и углубляют их. Взаимооценивание позволяет ученикам поддержать качество своей работы и улучшить её. Взаимооценивание помогает закрепить знания учащихся по предмету. Оценивая работу других, выявляя сильные и слабые стороны, ученик анализирует свои достижения и понимает роль оценки.
На уроках я продолжу работу по созданию коллаборативной среды, так как это позволит создать благоприятный эмоциональный настрой, что будет способствовать подготовке учащихся к изучению нового материала. Развивать навыки взаимооценивания и самооценивания, так как это позволит учащимся контролировать уровень своего обучения и улучшать его результат, повышать уровень саморегуляции, и в результате стать ответственными за своё обучение.








15