Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию. Литература 6 класс




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования пр. МО и Н РФ от 17.12.2010 №1897.
Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011;
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова. – М.: Дрофа, 2014 г.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации образовательного процесса.
Учебного плана МБОУ Мирновской СШ на 2016-2017 учебный год.
Учебного календарного графика МБОУ Мирновской СШ на 2016-2017 учебный год.
Учебно-методического комплекса по литературе.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы по литературе:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
умение устанавливать целевые приоритеты;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:
умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами проектно-исследовательской деятельности;
умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
умение работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
умение  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.


Предметные результаты освоения программы по литературе:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение(1ч) Читатель и герой прочитанных книг.

Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: осмыслять понятие «художественная литература»; литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении своеобразие былин как героических песен эпического характера; жанровые особенности сказки.

Обучающийся получит возможность научиться: использовать сведения по теории литературы при обсуждении; работать с доступным справочным материалом;


Далекое прошлое человечества. (3 ч) Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
« На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Художественное совершенство былины. Былина и её прозаический пересказ. Былины и их герои в живописи и в музыке.
Т е о р и я. Герой былины. Портрет героя былины.
А.Н. Островский «Снегурочка». А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка»- «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Могучий мир природы и юная героиня – Снегурочка.
Т е о р и я. Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: осмыслять понятие «художественная литература»; литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении своеобразие былин как героических песен эпического характера; жанровые особенности сказки.

Обучающийся получит возможность научиться: использовать сведения по теории литературы при обсуждении; работать с доступным справочным материалом;воспринимать и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения; характеризовать героев сказки; строить схему построения волшебной сказки; отличать виды сказок, строить рассказ о герое


Литература XIX века.(53ч)
В. А. Жуковский «Лесной царь», «Вечер», «Дружба», загадки в стихах. Жуковский лирик. Тематика и герои его произведений.
Т е о р и я. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова- внука», «Буран». Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX века.
Т е о р и я. Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.
И.А.Крылов. « Два мальчика», «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Федюша и Сенюша как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Суровые уроки басен Крылова и их мораль.
Т е о р и я. Поступки героев и мораль басни.
В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши», «Пёстрые сказки». Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор.
Т е о р и я. Дневник как жанр художественного произведения.
А.С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным.
Т е о р и я. Гимн. Послание.
М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко», «Три пальмы». «Когда волнуется желтеющая нива», «Панорама Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов.
Т е о р и я. Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.
Т е о р и я. Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приёмы, которые использует писатель при создании портрета.
М е т о д и к а. Рассказ «Бежин луг» долгие годы использовался для анализа литературных описаний и эту традицию необходимо поддерживать.
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник». Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей.
Т е о р и я. Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.
Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Т е о р и я. Автобиографическая трилогия.
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».
Т е о р и я. Эпизод в художественном произведении.
А.П. Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки N», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии героев.

Т е о р и я. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
М е т о д и к а. Творческое состязание учеников с ровесницей Наденькой. Создание критического очерка.
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы».
Т е о р и я. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений; выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное; характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Обучающий получит возможность ознакомиться с основными фактами биографии писателей; содержанием прочитанных произведений
Мир путешествий и приключений.(18ч)
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений
Т.Х. Уайт «Свеча на ветру».
Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Т е о р и я. Юмор.
Ж Верн «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия романов и имена героев.
Т е о р и я. Научно-фантастический роман.
О. Уайльд «Кентервильское привидение». Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений.
Т е о р и я. Пародия.
О. Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и её герои. Особенности сюжета.
Т е о р и я. Рождественский рассказ.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: Составлять цитатный плана эпизода, воспринимать и анализировать текст;

Обучающийся получит возможность определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Литература XX века.(25ч)
XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Путь к собственному творчеству. М Эндэ «Бесконечная книга».
А.А. Блок «Ветер принёс издалёка», «Полный месяц встал над лугом».Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И.А. Бунин «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и её воплощение в музыке многих композиторов.
Б.Л. Пастернак « Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.
М е т о д и к а. Урок-концерт или урок-собеседование.
Т е о р и я. Творчество писателя – исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Т е о р и я. Эпилог. Название произведения.
М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Т е о р и я. Авторская позиция.
К.Г. Паустовский «Повесть о жизни». Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Т е о р и я .Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер «Детство Чика». Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Т е о р и я. Инсценировка.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны.
М е т о д и к а. Активное использование самостоятельного чтения.
Т е о р и я. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);
Обучающийся получит возможность анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Итоги.(2ч)
Герой художественного произведения и автор.
Тема защиты природы в литературе. Произведения М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
М е т о д и к а. При обсуждении классических произведений юношеской литературы стоит обратить внимание на важнейшие проблемы в жизни подростка.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: выделять и формулировать познавательную цель; применять метод информационного поиска.
Обучающийся получит возможность устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:



Перечень и название раздела, тем курса
Кол-во часов по примерному тематическому планированию программы
Кол-во часов по рабочей программе
Кол-во часов по развитию речи
Количество контрольных работ
Количество часов внеклассного чтения





Всего
Из них сочинений



I.
Введение. Читатель и герой прочитанных книг.
1
1
-
-
-
-

II.
Далекое прошлое человечества.
3
3





III.
Литература XIX века
53
53
5
2
3
3

IV.
Мир путешествий и приключений
18
18
3
1
3
-

V.
Литература XX века
25
25
2
1

1

VI.
Подведение итогов за год
2
2


1



Всего
13 =SUM(ABOVE) 1410215
13 =SUM(ABOVE) 1410215
9
4
7
4




ОСНОВНОЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013.
Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2012.
Журнал «Литература в школе»

Электронные образовательные ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Русская виртуальная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Газета «Литература»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Жуковский Василий Андреевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Крылов Иван Андреевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Пушкин Александр Сергеевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Лермонтов Михаил Юрьевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Гоголь Николай Васильевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Островский Александр Николаевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Тургенев Иван Сергеевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Некрасов Николай Алексеевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Тютчев Федор Иванович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Чехов Антон Павлович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Готовые презентации по литературе для школьников и студентов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Портреты и биографии писателей, иллюстрации к произведениям, рассказы о художниках-иллюстраторах, тесты и презентации к уроку литературы













15