Обобщение педагогического опыта по теме: Моделирование как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы.


Выполнила: Савельева Т.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №59 Володарского муниципального района Задачи:Создание моделей в образовательном процессе, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся;Выявление влияния взаимодействия моделей на процесс развития познавательной самостоятельности учащихся;Совершенствование внутри модели методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности. «Обновление качества общего образования, его соответствие современным социально-экономическим условиям рассматривается как одно из оснований эффективности планируемых в России преобразований»Концепция модернизации Российского образования Уметь гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле Самостоятельно критически мыслить Быть функционально грамотным Быть коммуникабельным Грамотно работать с информацией Обладать навыками саморазвития Модель ученика Теоретическое обоснование Положение о зоне ближайшего развития Формирование способов умственной деятельности Дьюи ДжонПроблемное обучение Л.С.ВыготскийТеория опережающего развития Д.Б.ЭльконинВ.В. ДавыдовТеория развивающего обучения Усвоение способов самостоятельной деятельности Наивно-образное восприятие Адекватность и полнота читательского образа Адекватное, полное, яркое воспроизведение художественного образа Осмысление образа как конкретного отражения действительности и носителя идеи, понимание его типичности «Чтение по объекту», пропуск важных смысловых звеньев Наличие причинного объяснения событий, понимание темы, идеи, композиции Последовательная передача содержания по линии событий Словесно сформулированная мысль; пересказ отходит на второй план Выражение образно-понятийного понимания литературного произведения в единстве формы и содержания. Этапы познавательной самостоятельности Речевое выражение Первоначальное восприятие Рефлексия Модель-исследование Модель-семинар Модель интеграция Анализ противоречий Постановка проблемы Банк идей Пути решения Погружение Познавательная самостоятельность Модель ОДИ Структура модели Модель- некая система(образец, пример, образ, конструкция), которая отображает и выражает определенные свойства и отношения другой системы, называемой оригиналом, и в указанном смысле заменяет его. Моделирование - структурирование учебных материалов, которое позволяет их использовать для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания образования. Мыследеятельное моделирование (Д. Дьюи, С.Т. Шацкий). Методы деятельности Познавательная самостоятельность Формы деятельности Психологические процессы Контроль Проблема Целевые установки Внутриструктурное взаимодействие. Тематическое Пространство М У1 У2 У3 У1 У2 У3 Урок -> урок -> урок -> модельМодель -> урок -> урок -> урок3. Урок -> урок -> модель -> урок -> урок Вывод: модель является доминантой развития познавательной самостоятельности всех учащихся. Взаимодействие моделей.Фрагмент тематического планирования. Тематическое планирование Часы Модель А.С. Пушкин. Мотивы лирики.Трагедия «Борис Годунов».М.Ю. Лермонтов. Мотивы лирики.Поэма «Демон». 5 3 3 2 Модель-семинарМодель-интеграцияМодель-ОДИМодель-исследование Анализ обобщение Восприятие Речевое выражение Анализ обобщение Модель – исследование Учебная задача-формирование навыков анализа текста. Этапы Содержание деятельности Результат 1.Анализ противоречий.2.Проблема.3.Банк идей.4.Решение проблемы.5. Рефлексия. Беседа, направленная на выявление художественных особенностей романа И.А. Гончарова.Помогают ли художественные средства выразительности в раскрытии идейно-тематического содержания романа?Определение основных направлений исследования:а) пейзаж и его функции в романе;б) портрет как средство создания образа литературного героя;в) «сожаление о старом халате».г) особенности речи героев.Пейзаж и его функции в романе.С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы?Раскрывают ли описания природы состояние души героя?2. Портрет как средство создания образа.Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры.Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?«сожаление о старом халате».Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?Подробны ли описания интерьеров.Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль они играют?4. Особенности речи героев может указывать.Род деятельности;Социальную принадлежность;Особенности воспитания;Культурный уровень;Степень образования.5. Подведение итогов работы групп экспертами. Выход на проблему.- Распределение по творческим группам. Создание экспертной группы.Работа в группах:1. Анализ текста. 4. Выступление.2. Эпиграф.3. Цитаты.1. Анализ текста.2. Составление таблицы. 3. Выступление.1. Анализ текста.2. Цитаты.3. Проследить по образу героя.4. Выступление.1. Анализ текста.2. Цитаты.3.Проследить по образу конкретного героя.4. Выступление.Творческая работа: напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге и т.д.) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам. Тема: «Художественные особенности романа И.А. Гончарова «Обломов»». Модель – Организационно-деятельностная игра Учебная задача – групповое решение проблем; развитие интеллектуальных способностей учащихся. Тема: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Суд над Раскольниковым. Этапы Содержание деятельности Результат Анализ противоречий.Проблема.Банк идей.Решение проблемы.Рефлексия. Беседа направленная на выявление особенностей проблематики образа Р. Раскольникова и идейно-тематического содержания романа.Виновен ли Р. Раскольников в совершении преступления?Ролевая игра, направленная на имитацию судебной деятельности. Распределение ролей: судья; прокурор; адвокат; обвиняемый; группа присяжных.Речь обвинителя – суть преступления.Слово обвиняемого – раскаяние героя.Речь адвоката – слово в защиту Р. Раскольникова.Судебные прения.Решение присяжных – приговор.Возможно ли возрождение героя? Определение проблемы. Создание творческих групп по ролевым задачам. Составление сценария игры. Ход игры по сценарию. Анализ причин преступления. Создание портрета литературного героя. Дискуссия.Творческая работа.«Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?». Блок «Вход» Модель семинара Блок актуализация Блок обобщения Проблемный блок Теоретический модуль Блок применения Блок генерализации Блок углубления Блок «выход» Вводный модуль Вариативные структуры Прикладной Модель – семинар Учебная задача: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: «Идейно-тематическое содержание рассказов А.П.Чехова». Этапы Содержание деятельности Результат Анализ противоречий.Проблема.Банк идей.Пути решения.5. Рефлексия. УЭ-0 Беседа, направленная на общую проблематику рассказов А.П. Чехова.Куда уходит жизнь?Основные темы рассказов А.П. Чехова:УЭ-1 Чехов и мир обывателей.УЭ-2 История падения человека.УЭ-3 «Человек с молоточком».УЭ-4 «Скука и безумие».УЭ-5 Немеркнущие чувства.УЭ-6Свет надежд.1. Что такое интеллигентный человек?/словесное иллюстрирование, чтение в лицах эпизодов/.2. «Несостоявшееся rendez-vous Ионыча».«Смысл человеческой жизни по рассказу «Дама с собачкой»».Тематическое обобщение материала. ПроблемаАнализ рассказов: «Человек в футляре»;«Ионыч»;«Крыжовник», «О любви»;«Учитель словесности», «Палата №6»;«Дом с мезонином», «Дама с собачкой»;«Студент», «Невеста».Содержание модулей.Индивидуальная работа – реферат;Групповая работа – ролевое прочтение;Опорная схема.Творческая работа.«В чем же смысл жизни человека?». Модель – интеграция Учебная задача – изучение литературы на культорологической основе. Тема: «Загадка женской души»/ По очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Этапы Содержание деятельности Результат Анализ противоречий.Проблема.Банк идей.Решение проблемы.5. Рефлексия. Беседа, направленная на выявление особенностей проблематики системы образов очерка.В чем же загадка женской души?Кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или больная душа?Критики о трактовке образа Катерины Измайловой.Проблемный анализ повести:пересказ-монолог от первого лица «История замужества Катерины Измайловой».Анализ сюжетной линии Катерина -> Сергей -> свекор.Чтение по ролям сцены «Убийство мужа». Катерина -> Сергей -> Зиновий Борисыч.Индивидуальное задание: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова».Выразительное чтение сцен снов.Просмотр отрывка из фильма «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина -> Сергей -> Федя.Работа над портретом Феди кисти художника Ильи Глазунова.Анализ сюжетной линии. Катерина -> Сергей -> Сонетка.Сравнительный анализ пейзажа (работа с текстом по вариантам).Так в чём же загадка женской души? Определение проблемы. В. Шекспир «Макбет» - межпредметная интеграция.Тезисы, критических статей (работа в группах). «претворение» в образ. Выяснение мотивов поведения героини. Ролевое прочтение. Исследование – внутрипредметная интеграция. Символика. Кинофрагмент. ИЗО. Иллюстрации Ильи Глазунова.Межпредметная интеграция.- Роль пейзажа в раскрытии идейно-тематического содержания.Творческие работы. Низкий уровень Ученик проявляет беспомощность в решение любых познавательных задач, в том числе и типовых, неоднократно решавшихся в классе. Средний уровеньУченик быстро и прочно усваивает разъясненную операцию, решает без помощи типовые задачи, но затрудняется в новых познавательных ситуациях. Высокий уровеньУченик решает без помощи любые познавательные задачи, доступные его знаниям, в том числе – не типовые. Уровни познавательной самостоятельности (Рабунский Е.С., 1975 год) Индивидуальная траектория развития познавательной самостоятельности учащихся Высокий Средний Низкий Исследование ОДИ Семинар Интеграция Распределение учащихся по уровням познавательной самостоятельности (обучаемости) Уровни учебной мотивации Качество знаний учащихся по литературе Результативность 2006-2007 уч. год- открытие первого в районе гуманитарного класса:- первое место в районной олимпиаде по литературе;- первое место в районной олимпиаде по филологии; участие в областной олимпиаде. 2008-2009 уч. год- открытие гуманитарного класса:- первое место в районной олимпиаде по русскому языку.- второе место в районной олимпиаде по литературе.- участие во всероссийской гуманитарной олимпиаде.- участие в районной научной конференции. Перспективы: Использование интерактивных методов обучения;Внедрение информационно-коммуникативных технологий;Развитие творческого потенциала учащихся: а) Организация поэтического клуба; б) Выпуск альманаха стихов учащихся школ в) Создание альбома лучших иллюстраций к произведениям русских писателей; г) Оформление каталога творческих проектов учащихся.Разработка методических рекомендаций;Публикация своего опыта;Взаимодействие с педагогическим сообществом. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией всё заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько.